Г.П. Асинкритов,
Первый секретарь
Тверского ОК РКРП-КПСС
---------------------------------------------------
= немного теории =
Николай Левин
ГРЯЗНЫЕ МИФЫ О СТАЛИНЕ И СССР ОТ «ОРТОДОК-САЛЬНЫХ МАРКСИСТОВ»
А. Бузгалин, А. Колганов «10 мифов о СССР»
(окончание)
На следующей, 346 стр. читаем:
«Была ли экономическая и политическая власть в СССР сталинского периода властью самого народа или основные реальные экономические, политические и идеологические права и полномочия по принятию решений были сконцентрированы в руках складывавшейся именно в этот период особой социальной группы - номенклатуры, вершиной которой и был Сталин?».
Выше мы уже рассматривали этот вопрос и пришли к заключению, что «власть самого народа» может быть осуществлена только на самых нижних ступенях власти. А с переходом на более высокие ступени народ должен свою власть делегировать каким-то отдельным представителям народа и эти представители народа должны периодически меняться. И что это за «сталинский период»? Сталин никогда не был главой государства. Председателем Совета Народных Комиссаров, а затем Председателем Совета Министров СССР Сталин стал только с 6 мая 1941 г. Вот у руля партии он действительно стоял с 1922 г. И поставлен был к нему по предложению Ленина. Так о «номенклатуре» в каком звене власти говорит автор? В партийном эвене, в звене Советов, или в звене исполнительной власти? Судя по тому, что автор говорит о народе, то, стало быть, речь идёт о номенклатуре в звене Советов. Но Сталин никогда не занимал руководящих постов в этом звене власти. Хотя в Верховный Совет СССР и избирался.
|
|
Несколько ниже на этой же странице автор пишет:
«Выборы городского, областного, республиканского и союзного уровня проводились на безальтернативной основе. Кандидатов формально выдвигали трудовые коллективы, но реально они назначались партийными органами соответствующего уровня и затем формально одобрялись на собраниях трудовых коллективов и единогласно (с поддержкой всегда более 90%) избирались».
Да, выборы проходили на безальтернативной основе. Автору очень хотелось бы, чтобы выборы были альтернативными. Кажется, что это лучше. Но представьте себе такую картинку. В список для голосования внесены, допустим, пять кандидатов. Все кандидаты - заслуживающие всеобщее уважение и вполне достойны быть депутатами. Но выбрать-то надо только одного и выберут только одного, пусть и с минимальным отрывом от других кандидатов по количеству голосов. Неизбранные кандидаты чувствуют себя оплёванными. Это сейчас эти кандидаты спокойно «вытрутся» и скажут: «Божья роса». Тот, советский кандидат, был совсем другим человеком. При обсуждении кандидатур в трудовых коллективах люди могли совершенно спокойно отвести чью-то кандидатуру, если вдруг обнаруживались неизвестные тем же партийным органам, которые предлагали эту кандидатуру, какие-то грехи или недостатки у кандидата. Такое случалось крайне редко. Подбиравшие кандидатуру очень серьёзно относились к выполнению своей задачи.
|
|
На этой же странице читаем:
«В деревне крестьяне не имели даже паспорта и не могли покинуть место жительства и работы без специального решения партийно-государственных органов …. В городе в большинстве случаев граждане паспорт имели, но существовал режим прописки».
А плохо это или хорошо? Представим себе наплыв крестьянской массы в город, где они не могут найти работу. А хлеб-то они хотят есть каждый день. А хлеб растить некому - крестьяне ринулись в город. Что «бедному крестьянину» делать? Грабить, воровать, убивать? Хорошо? И ещё один вариант. Много паспортизированных ринулось в Москву. Людей невпроворот. А рабочих мест нет. Хорошо? Вот потому и были различные ограничения на нерегулируемые перемещения рабочей силы, как сельского, так и городского населения. Автор, может быть, и не знает по молодости, или другим причинам, что была в своё время так называемая «вербовка». Представители вновь открываемых или резко расширяющихся предприятий направлялись в сельские районы для подбора необходимых предприятию кадров. И по соответствующим договорам отправлялись кадры в то место, где они нужны. И никто их, естественно, не удерживал от покидания села.
На стр. 351 читаем:
«Такое раздвоение сознания является абсолютно типичным для бюрократии: и цари, и нынешние «красные» губернаторы, и белогвардейские генералы, и горбачёвские «прорабы перестройки» - все они искренне считали, что, прежде всего, служат Отечеству».
Почти правильно. Забыл только автор, что «Отечество» в понятии различных лиц различно. Есть Отечество рабоче-крестьянское, а есть Отечество буржуазно-дворянское. И это не только для бюрократии. Это различие Отечества присуще всем - и бюрократам, и не бюрократам. Какое «Отечество» является Отечеством для автора «письма», я определить затрудняюсь. Слишком много разного он «наворотил».
На стр. 354 читаем:
«Почему после окончания Гражданской войны, в начале 20-х годов мы могли бороться с вредителями и шпионами без массовых репрессий, не затронув массовыми арестами и казнями ни интеллигенцию, ни военных, ни кого бы то ни было из руководства партии и государства, а в 30-е и 50-е не могли?».
Для того чтобы разобраться с этим вопросом, надо положить перед собой документ: «Таблица. Число осуждённых за контрреволюционную деятельность и другие особо опасные государственные преступления в 1921 – 1953 гг.
(ГАРФ.Ф. 9401. Оп.1. Д. 4157. Л.201 – 205)» Рассматривая таблицу, следует пометить некоторые даты.
1924 г. - образование СССР.
1927 г. - 15 съезд ВКП(б) постановил центральной задачей на селе коллективизацию.
1929 г. - начало массовой коллективизации.
1935 г. - принятие решения о разработке проекта новой Конституции СССР.
1936 г. - принятие новой Конституции Чрезвычайным VIII съездом Советов СССР.
Отметив эти даты, увидим, что образование СССР вызвало повышение активности противников советской власти в национальных республиках. Они хотели оставаться «самостийными».
Принятие съездом решения о коллективизации села вызвало более сильный скачёк усиления борьбы противников советской власти, а начало коллективизации в 1929 г. ещё больше её усилило.
Принятие решения о разработке проекта новой Конституции опять усилило активность противников советской власти.
|
|
Принятие новой Конституции, законодательно закрепившей запрещение частной собственности на орудия и средства общественного производства, запретившей использование наёмного труда подняло на борьбу с советской властью всех её противников. Так что никаких вопросов быть не должно. Увеличение количества репрессий было вызвано усилением борьбы противников советской власти. В борьбе этой принимали участие все категории населения: и интеллигенция, и военные, и многие из руководства партии и государства.
Досадно читать на стр. 355 очередные «всхлипывания» автора о том, что «власть народа посредством самого народа» так и не сложилась в очень любимом им государстве. Не может он простить Сталину и его соратникам, что решения о строительстве Днепрогэса, Харьковского тракторного завода, Магнитки - да нет им числа этим стройкам - принимались не на каком-то Новгородском Вече, а в кабинетах «номенклатуры», т. е. Совете Народных Комиссаров или Верховном Совете СССР.
На стр. 357 читаем:
«И мы в этих условиях могли пойти по пути постепенного, но неуклонного развития собственно социалистических (т. е. основанных на самоорганизации трудящихся, их сознательном историческом творчестве, освобождении труда, энтузиазме) отношений, в сочетании с постепенно изживаемыми наиболее развитыми формами существовавшего тогда капитализма».
Да мы так и шли в сочетании с какими-то формами капитализма с 1921 г. до 1936 г. Только вот «постепенно», т. е. потихоньку, мы идти не могли. Не было бы у нас тогда Победы в 1945 г., а что было бы - неизвестно. На протяжении всего «письма» автор говорит только о «ростках социализма» в сталинском социализме. Настоящий социализм он видит в «самоорганизации трудящихся». Выражение, несомненно, хорошее. Вот только как делается эта «самоорганизация»? «Самоорганизации», на мой взгляд, вообще не существует. Если есть организация, то есть и организатор. И не важно, в конце концов, появился этот организатор откуда-то извне или нашёлся в этом «самоорганизующемся» коллективе. «Само» ничего не де лается. Всегда имеется какой-то источник действия.
|
|
На стр. 358 читаем:
«Подчеркну вновь: все эти формы были сплетены с реальными ростками социализма в крайне прихотливый организм, который (вот он, парадокс реальной истории!) в тогдашних условиях оказался вполне жизнеспособным. Более того, он оказался по большому счёту адекватен, во-первых, внешней обстановке агрессивной конфронтации с империалистическим окружением. Во-вторых (и это особенно важно!), сталинский государственно-патриархальный «социализм» был в основном приспособлен к социально – культурному генотипу большинства тогдашней России - полупатриархального крестьянства, начинающего превращаться в индустриальных рабочих - внизу, чиновничества из «средних слоёв» и тех же крестьян - наверху».
Казалось бы, что в результате такого понимания и оценки событий того времени, не должно возникнуть никаких желаний критиковать, и даже «оплёвывать», то время и действия «номенклатуры». Не тут-то было. Автор считает, что всё, или почти всё, было не правильно, так как не соответствует придуманным им «правильным» взаимоотношениям в том, уже далёком от него времени.
На стр. 361 – 362 автор говорит о том, что у СССР и Сталина был возможен и другой путь - путь развития переходных форм, соединяющих ростки социализма и элементы наиболее развитых форм позднего капитализма, и в виде образца приводит современный Китай, как буйно развивающуюся экономику, в которую империалисты ежегодно инвестируют по 50 млрд. долларов.Инвестировать – то инвестируют. А посчитал ли автор, сколько миллиардов долларов империалисты уводят из Китая за свои инвестиции? Нет, конечно, не посчитал. Всем давно известно, что капиталисты не вложат свои деньги в предприятия, которые не принесут им больших барышей, тем более в экономику не капиталистическую. А является ли экономика Китая не капиталистической? Рекомендовал бы желающим разобраться в этом вопросе прочитать произведение А.Маевского «Современный Китай». У власти в Китае стоит коммунистическая партия, только коммунистическая ли она? Считается Китай социалистической страной. Но количество долларовых миллиардеров в Китае перевалило за сотню. В России их меньше. Но Россию ведь никто социалистической не называет.
После написанного на стр. 358, на стр. 364 автор пишет:
«Вот почему мы утверждаем, что сталинская система власти была паразитической, уродующей ростки социализма надстройкой даже для начальных стадий социализма как общества, в котором происходит раскрепощение, освобождение (от эксплуатации, от внешнего - капиталистического, государственно-бюрократического и т. п. принуждения) труда и человека, превращение трудящихся в реальных, а не номинальных сохозяев своей экономической и политической жизни».
Возникает вопрос, - на какой же странице автор лжёт? И для чего лжёт? Для кого - мне, пожалуй, понятно. Для тех, кому адресовано «письмо». Для молодых сталинистов, чтобы сделать их антисталинистами, для того, чтобы они не стали коммунистами, а стали, в лучшем случае, социал–демократами. Молодым затуманить мозги легче - они ведь не ощутили сами того времени и получили свои знания о том времени от разных авторов, в том числе и от Солженицина, и от Суворова – Резуна.
На стр. 367 читаем:
«И это трагическое совпадение не просто превращает сталиниста в «иное я» либерала, но и объективно, независимо от воли и желания многих коммунистов – сталинцев, делает их крайне выгодными союзниками борцов против социалистического обновления в нашей стране, ибо попытки движения ныне к той, прежней системе - это реакционная утопия».
Реакционная утопия? Стремление к уничтожению частной собственности на орудия и средства общественного производства, и через этот шаг уничтожение эксплуатации человека человеком - реакционная утопия? А ведь именно это было сделано Сталиным и его соратниками. Плановое развитие народного хозяйства осуществляемое «номенклатурой» - это реакционная утопия? А анархичное производство «самоорганизующихся трудящихся» - ведущее к взлёту корпоративных стремлений таких коллективов, это прогрессивное явление?
На стр. 368 читаем:
«Любая попытка такого критического анализа невольно, вопреки твоей позиции, ставит тебя в один ряд яковлевыми и волкогоновыми, отчего становится мерзко на душе».
Вот и поставил автор себя в один ряд ними. И не заметно, чтобы на душе у него стало мерзко. Когда на душе мерзко от своих «действий» - действия прекращают. Автор выложил свои «действия» ещё и через несколько лет после того, как совершил их. «Письмо-то», наверняка, печаталось в «Альтернативах» несколько лет тому назад.
г. Минусинск
---------------------------------------------