Кризис и болезни общества

Спустя год немного утихли страсти после тяжелых событий в Кондопоге. Проведено следст­вие, наказывают виновных ад­министраторов, идут судебные разбирательства. Можно пого­ворить о сути дела. В момент общего возбуждения лучше не лезть, не подливать масла в огонь, в такие моменты надо решать срочные задачи.

Но теперь надо сказать и о задачах общих, долговремен­ных. Ведь Кондопога — не пер­вая и не последняя точка на том пути, куда нас столкнула ре­форма и развал СССР. И в каж­дой точке от всех нас зависит, по какому пути пойдут события дальше, отведем ли мы этот путь от пропасти или проложим его круче под уклон.

Не будем заострять внимание на деталях, они затемняют суть дела. Были или не были приез­жие с Кавказа в Карелии «неза­конными» мигрантами? Это формальность, не в ней дело. Кто начал драку в кафе «Чайка»? Это важно для след­ствия, но тоже не меняет сути дела. Ведь в советском ста­бильном обществе речь бы шла о драке со смертельным исхо­дом между гражданами, о пре­ступлении, которое совершили такие-то и такие-то лица. Те­перь же речь идет о конфликте межнациональном, на митингах требуют выселения «кавказцев», то есть коллективного нака­зания по этническому признаку. Кафе «Чайка» подожгли не по­тому, что его хозяин сам совер­шил преступление, а потому, что это «кавказское» кафе, а «кавказцы» соединены круговой порукой.

Попытки представить такие случаи как бытовые конфликты или «криминальные разборки» успеха не имеют. Эти кон­фликты «окрашены» нацио­нальной неприязнью. Откуда она и куда нас ведет?

Главная социальная, массив­ная причина, которая прямо за­тронула более половины насе­ления Российской Федерации, порождена реформой. Она по­дорвала хозяйство страны и ту плановую систему, которая не допускала региональных соци­альных катастроф. Она сломала и ту административную систему, которая регулировала переме­щение больших масс людей по территории страны, не допус­кала внезапного и неорганизо­ванного межэтнического смеше­ния. Известно и из науки, и из опыта, что такое смешение не­избежно ведет к конфликтам, это определено самой природой этноса как типа человеческой общности. Вторжение в про­странство такой общности большой массы «иных», не ус­певающих (или не желающих) следовать нормам местной культуры, неизбежно вызывает кризис, всплеск национального чувства. Это прекрасно знали в царской России и в советское время, но это игнорировала власть реформаторов 90-х го­дов.

Эта власть создала такой кри­зис межнациональных отноше­ний, который в самом благопри­ятном случае придется преодо­левать не менее десятка лет. Это надо понять и в своих дей­ствиях стараться хотя бы не на­вредить.

Всего кризиса мы касаться не будем, он велик и сложен. Часть его состоит в том, что ряд ре­гионов Российской Федерации погрузился в социальное бедст­вие, которое вытолкнуло оттуда массы людей в поисках зара­ботка. Когда в нашей среде ока­зываются приезжие русские или похожие на них чуваши, этого почти не замечают. Появление общины с Кавказа, людей иного этнического типа, с иными куль­турными особенностями и сти­лем поведения, вызывает бо­лезненную реакцию даже неза­висимо от сопутствующих фак­торов — таких, как экономиче­ская конкуренция с местными, преступная деятельность «чу­жого типа» и пр. Возникает об­щая почва для конфликтов, и достаточно искры, чтобы он вспыхнул.

Уподобив общество орга­низму, надо вспомнить, что даже ткани одного организма, все одинаково родные и необ­ходимые, не должны «неоргани­зованно» проникать друг в друга. Когда это происходит при травме, возникает воспаление, их взаимное отторжение, чрева­тое гибелью организма. Даже несильный удар, вызвав излия­ние из лопнувших сосудов ни­чтожного количества собствен­ной крови в соседние ткани, вы­зывает местную болезнь и ее видимое проявление — синяк. А реформа просто разорвала ткани страны, перекрутила ее сосуды и сухожилия. Мы сейчас тяжелобольная страна, и пы­таться облегчить нашу боль, создавая образ врага из наших же регионов и частей нашего же большого народа — значит по­могать доконать Россию. Мно­гие в этом заинтересованы, но не русские и не кавказцы, спо­собные взглянуть чуть-чуть в будущее.

Вторжение «иных» сверх кри­тической массы всегда вызы­вает болезненную реакцию. Но она многократно усиливается, если и местная общность пере­живает кризис. Когда в доме беда, не до посторонних, их присутствие ранит. Даже благо­душных иностранных туристов не хочется видеть. А ведь из районов бедствия (особенно с Кавказа) приезжают люди в да­леко не лучшем состоянии — настороженные, взвинченные, озлобленные страхом и, у большинства, зверской эксплуа­тацией со стороны своих же хо­зяев. Многие из них ушиблены той антирусской пропагандой, которой промывают им мозги уже двадцать лет. Такова наша реальная обстановка — горю­чий и взрывчатый материал с обеих сторон. И множество бе­сов прыгает наготове, с запа­лами и керосином.

Как же, в целом, ведут себя в этой обстановке наши люди, вышедшие из советского строя? Они проявляют такой уровень терпимости, разумности и дос­тоинства, какой и не снился «цивилизованным» обществам Запада. Наши СМИ, которые раздувают миф о ксенофобии русских (а тем более преступ­ный миф о «русском фа­шизме»), ведут сознательную информационную войну против России. Те интеллигенты и по­литики из кавказских республик, которые этот миф поддержи­вают, ведут войну против своих народов. Если бы русские вос­приняли хотя бы ничтожную долю расизма и той ненависти к «мигрантам», которые пылают в сознании западного среднего класса, Россия уже была бы взорвана и забрызгана кровью и малых народов, и самих рус­ских.

Эту ценность, которой мы живы и только с которой смо­жем вылезти из этой ямы, надо лелеять. Пока что так думает большинство, и этот рубеж надо держать.

(окончание следует)

----------------------------------------------

= наша почта =


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: