Отчет о деятельности СПБ ОУ «Эцар» за 2009 год.
Центр «ЭЦАР» осуществляет программы для людей всех возрастов и отвечает социально-психологическим и культурным потребностям петербургского общества.
Миссия и Цель.
Наша миссия – поддержка международного социального прогресса и интеграции.
Основные цели СПБ ОУ «ЭЦАР»:
1.Объединение всех специалистов и людей доброй воли с целью сделать наш мир более открытым, демократичным, толерантным и безопасным для представителей всех национальностей без исключения.
2.Поддержка международного социального прогресса, который не возможен без раскрытия этнопсихологического потенциала людей, принадлежащих к самым разным культурам и традициям.
3.Использование современных этнопсихологических знаний и богатства этнопсихологических традиций в области саморегуляции, сохранения и психологического здоровья народов для улучшения качества жизни каждого отдельного человека и его социального окружения.
4.Практическое применение существующих методов и программ психологической адаптации и реабилитации, а так же разработка и внедрение новых условий постоянно изменяющегося мультикультурного пространства.
|
|
5.Осуществление просветительской деятельности с целью повышения психологической компетентности населения РФ и иностранных граждан в области этнопсихологических знаний.
6.Развитие международных контактов между социально-психологическими службами и организациями для обмена опытом и разработки в дальнейшем новых методов работы с мигрантами, с учетом постоянно меняющихся социальных условий.
7.Создание толерантной среды межкультурных взаимодействий между различными этническими группами населения нашего города. Оказание помощи (петербуржским семьям, женщинам, молодежи, людям пожилого возраста) в разрешении внутриличностных, межличностных, межгрупповых конфликтов.
Любой вид деятельности СПБ ОУ «ЭЦАР» непосредственно связан с конкретными задачами, решение которых обеспечивает достижение уставных целей организации.
Организационная структура
Текущей работой СПБ ОУ «ЭЦАР» руководит Директорат во главе с председателем общего собрания. Этот орган состоит из психологов, этнопсихологов, психоаналитиков. Участники общего собрания собираются не реже четырех раз в год для обсуждения программы деятельности организации, бюджета и прочих вопросов. Все решения, принимаемые в СПБ ОУ «ЭЦАР», основываются на критериях, утверждаемых общим собранием «ЭЦАР». В настоящее время количество участников организации составляет 19 человек (этнопсихологии, психологи, преподаватели психологических ВУЗов СПБ, кандидаты психологических наук, практические психологи). Из них: штатных сотрудников - 2 человека, волонтеров- 17 человек.
|
|
Реализуемые программы СПБ ОУ «ЭЦАР»:
1.«Здоровье, этнопсихологические знания и культурный потенциал молодежи Санкт-Петербурга – ресурс социального благополучия демократического общества».
2. «Успешная интеграция мигрантов – ресурс социального благополучия демократического общества».
3. «Этнопсихологические знания и культурный потенциал коренного населения Санкт-Петербурга, мигрантов, эмигрантов – ресурс социального благополучия демократического общества».
1.Организационно-практическая работа с детьми:
1.Совместно с Центральным местным отделением СПб РОО ООО «Российский Красный Крест» велась деятельность по программе: «Здоровье, этнокультурный потенциал молодежи Санкт-Петербурга – ресурс социального благополучия демократического общества» направленный на успешную социальную адаптацию подростков, молодежи Санкт-Петербурга путем повышения социальной компетенции и развития социальных навыков, необходимых для достижения социальной зрелости в профессиональной, семейной сферах и в области взаимодействия различных социальных, культурных и возрастных групп населения.
В 2009 году психологами, психоаналитиками, психотерапевтами оказана помощь более 368 чел.
1. В ходе реализации программы с ЦМО РОО «Российский Красный Крест» в школах Центрального района проведено исследование ММД (минимальная мозговая дисфункция) детей младших и средних классов в количестве 153 человек. Определение уровня точности внимания и скорости переработки информации учащихся и рекомендации оптимизации процесса обучения (для педагогов и родителей).
Родителям учащихся с выявленным рассеянным вниманием предложено пройти бесплатный курс комплексных упражнений, устраняющих причины рассеянного внимания (методика Дробачевской).
Цель: Решение учебных проблем, связанных с наличием дисграфии и дислексии у школьников младших и средних классов.
Задачи:
1. Обучить детей выполнению комплексных упражнений, помогающих снять
эмоциональное напряжение, негативные проявления стресса, способствующие концентрации внимания во время деятельности.
2. Обучить упражнениям, стимулирующим мозг при решении сложных задач, при работе, требующей особого напряжения.
3. Обучить упражнениям, способствующим восстановлению энергии.
За период 2009 года сформировано 3 группы детей по (10-15 чел.). С каждой из групп проведено 10 занятий для детей, сюда входит:
- индивидуальное консультирование;
- психологические тренинги (развитие коммуникативных способностей, тренинг толерантности и др.);
2.В настоящее время в школах Санкт-Петербурга в одном классе любой школы с русским языком обучения учатся дети разных национальностей. Среди мигрантов, проживающих в России, наряду с русскоязычными гражданами, имеется значительное число детей, для которых русский язык не является родным. Поскольку русский язык выступает в роли языка-посредника, а сами классы приобретают статус классов с полиэтническим составом учащихся, возникают трудности в обучении и общении, как для детей, так и для учителей.
Дополнительно по методике Зайцева проводились занятия по психологической адаптации к русскому языку.
Цель: психологическая адаптация к русскому языку
Обучение детей, в том числе мигрантов по программе обеспечит:
- языковую компетенцию учащихся как способность осознавать элементы теории русского языка и теории речи и умение пользоваться ими в процессе речевого общения;
- речевую компетенцию учащихся как способность осуществлять речевую деятельность (разговор, чтение, слушание, письмо);
|
|
- коммуникативную компетенцию как способность общаться в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
1. Формирование навыков устной речи.
2. Формирование навыков чтения и письма.
3. Создание оптимальных условий для самоидентификации, социальной адаптации
личности.
4. Развитие кросс - культурной грамотности (знание культуры других народов).
5. Формирование непредвзятого взгляда на мир (эмпатия, толерантность и др.).
По завершению программы проведено повторное исследование.
Результаты исследования:
Выполнение комплексных упражнений, а также занятий по методике Зайцева дало хорошие результаты для повышения грамотности письма, чтения, совершенствования аудиовосприятия, улучшения памяти.
Со временем дети стали быстро добиваться успеха во все большем числе видов своей деятельности. Они стали лучше использовать и предоставляющиеся им возможности и свои собственные способности.
Постепенно они освободились от эмоциональной зависимости от окружающих. Развилось чувство внутренней свободы и достоинства. Теперь они ставят перед собой цели и самостоятельно ищут пути их достижения. Выросла самооценка и самостоятельность; Вместе с тем выросло и чувство ответственности перед самим собой и близкими. Они стали с большим уважением и вниманием относиться к другим людям, осознавая их как личности, наделенные свободой и индивидуальностью.
Индивидуальные консультации позволили детям снять эмоциональные барьеры, раскрыть себя, лучше понимать и осознавать собственные потребности. Дети научились выражать свои мысли, чувства, грамотно формулировать запрос.
Согласно используемой методике повторная диагностика рассеянного внимания у детей данных групп предполагается провести через год после завершения программы.
Рекомендовано:
- продолжать выполнение упражнений ежедневно утром или днем в течении 1 года.
- продолжить консультации у психологов.
2. Практическая работа с подростками и молодежью:
Проведено 16 информационных мероприятий и тренингов на развитие этнопсихологических знаний и навыков, направленных на:
|
|
1. Развитие социальной толерантности молодежи с помощью осознания и укрепления собственной позитивной российской и петербуржской этнической идентичности;
2. Развитие навыков межгруппового взаимодействия в полиэтнических коллективах и группах;
3. Развитие навыков уважения и интереса к представителям различных культурных, этнических и религиозных групп Санкт-Петербурга;
Психологическая помощь детям, подросткам, молодежи (предлагается в индивидуальном порядке):
1. Помощь в выработке эффективной индивидуальной стратегии социальной адаптации (помощь в профессиональном самоопределении, обучение постановки целей, планированию карьеры, составление программ личностного роста);
2. Помощь в выборе способов активизации внутренних ресурсов и психологической самопомощи;
3. Помощь в разработке личных стратегий создания семьи;
4. Психологическое сопровождение лиц со сниженным ресурсом адаптации.
Работа с детьми, подростками, молодежью проводится как опытными штатными сотрудниками Центра, а также волонтерами.
В рамках совместной программы с «Комитетом по труду и занятости населения Санкт-Петербурга» и «Санкт-Петербургским государственным учреждением Центром занятости населения Василеостровского района» организовано проведение стажировки выпускников психологических ВУЗов СПБ (временное трудоустройство), которые приняли участие в реализации программ Центра.
Практическая деятельность организации:
1.06.02.2009г. Встреча с депутатами «МО Лиговка-Ямская» отпартии «Единая Россия». Обсуждались вопросы реализации совместной работы по оказанию медико-социальной, психологической и юридической помощи социально незащищенным слоям населения Центрального района СПБ.
Принято решение: Разработать совместную программу оказания медико-социальной, психологической и юридической помощи социально незащищенным слоям населения Центрального района СПБ.
2. «30.03.2009г.» Приняли участие в семинаре «Центра социальной помощи семье и детям», Московский район. Предложены:
· социально психологические услуги жителям Московского района;
· консультационные услуги социальным работникам, психологам Центра по работе с мигрантами и вынужденными переселенцами.
3. «20.05.2009г.» Состоялось заседание круглого стола с представителями католического института города Майн (педагоги, психологи, профессорский состав), а также преподавателями «Санкт-Петербургского Государственного института психологии и социальной работы».
Тема: «Современные теоретические и практические подходы в работе с мигрантами, вынужденными переселенцами».
Принято решение: Обмен информацией, и опытом практической работы по решению проблем социально психологической адаптации мигрантов.
4. «03.06.2009г.» Состоялась встреча с Финскими партнерами «Финляндская общественная организация «TEMPORA». Обсуждались вопросы обмена опытом по работе с мигрантами, их культурной адаптации.
Проведено в 2009 году:
1.Информационные мероприятия (тренинги, семинары) – 224
2.Круглые столы - 7
3.Консультирование (индивидуальное) - 215
4.Заседания рабочих групп по деятельности организации - 15