Значение педагогического опыта и идеи Р. Оуэна

Учение Р. Оуэна, складывавшееся в тот период, когда “решение общественных задач, еще скрытое в неразвитых экономических отношениях, приходилось выдумывать из головы, имело утопический характер. Тем не менее в этом учении и в деятельности Оуэна было много ценного. Он резко критиковал современное ему капиталистическое общество и в течение сорока лет деятельно проповедовал идеи коммунизма. Он настойчиво боролся за законодательное ограничение рабочего дня, в особенности для детей и подростков, за просвещение пролетариата.

Сторонник общественного воспитания с раннего возраста, Оуэн организовал первые дошкольные учреждения для детей пролетариата, где воспитывал их в духе коллективизма, прививал им трудовые навыки, учитывая их интересы и используя в работе с ними игры и развлечения как важнейший воспитательный фактор.

Оуэн создал школы нового типа, в которых образование, освобожденное от религии и построенное на изучении достоверных фактов, сочеталось с физическим воспитанием и производительным трудом, а также усвоением детьми высоких моральных принципов. Об этих школах весьма положительно отзывались А. И. Герцен и Н. А. Добролюбов.

Педагогический эксперимент Р. Оуэна был высоко оценен К. Марксом, который усмотрел в нем зародыш воспитания эпохи будущего.

Будучи утопистом, Оуэн не мог до конца понять хода исторического развития общества и возлагал надежды на воспитание как на одно из важнейших средств мирного преобразования капитализма в социализм. И все же педагогическое наследие Оуэна, в котором многое опережало его время, было критически использовано основоположниками марксизма при создании подлинно научного учения о воспитании.

Клод Сен-Симон (1760-1825), потомок старинного рода аристократов, получил хорошее образование. Весьма рано мальчик проявил недюжинный характер: в 13 лет он категорически отказался от первого причастия. Он был волонтером в войне североамериканских колоний за независимость от Англии. Участвовал во многих сражениях, позднее он с гордостью говорил, что считает себя «одним из основателей свободы Соединенных Штатов».

Когда в 1789 г. началась революция во Франции, он был ее солдатом, санкюлотом, пропагандировал идеи равенства, братства и свободы. Сен-Симон отказался от своего дворянства и графского титула, расстался с родовой аристократической фамилией и стал называть себя «гражданин Боном» (т.е. простак).

Деятельность Сен-Симона в революционные годы полна противоречий. Отвращение к разрушению приводит его к отходу от революции. С 1797 г. он обращается к научным изысканиям: занимается в библиотеках, слушает лекции в Политехнической и Медицинской школах, посещает с образовательными целями Англию и Германию. Последние годы жизни он посвятил философии, создав новое социальное учение — сенсимонизм и целую школу последователей.

Среди сочинений Сен-Симона следует выделить наиболее значимые: «Письма женевского обитателя к современникам» (1802); «Очерк науки о человеке» (1813—1816); «Труд о всемирном тяготении» (1813—1822); «О промышленной системе» (1821); «Катехизис промышленников» (1823—1824); «Новое христианство» (1825).

В социальной философии Сен-Симон особое место уделял развенчанию капиталистического строя, предрекая ему неминуемую гибель, одновременно с этим он предлагал программу создания нового, более справедливого общественного строя, основанного на началах ассоциации. Строя план перехода к золотому веку, утопист возлагает надежды в первую очередь на человеческий разум.

Начать, по его мнению, нужно с частичных реформ: отменить право наследования, выкупить землю у тех, кто ее не обрабатывает, устранить от власти тех, кто не занят производительным трудом. При этом он предлагает объединить буржуазию и рабочих в единую группу промышленников.

Очевидно, что идея ассоциации наемников и работодателей стала следствием неприятия утопистом одиозных сторон Великой французской революции. В «Письме Американцу» К. Сен-Симон пишет: «... если я задам вопрос, какая страсть вызвала французскую революцию и какой класс общества испытывал ее сильнее всех, я отвечу: страсть к равенству, и люди, принадлежащие к последнему классу, были склонны больше всех в силу своего невежества, как и в силу своего интереса, неистово отдаться ей. Последствием страсти к равенству было разрушение социальной организации, существовавшей в момент взрыва». В этом отрывке ясно выступают социалистические тенденции в учении Сен-Симона, очевидна и его высокая оценка созидательной деятельности рабочего класса.

К. Сен-Симон считал французскую революцию закономерным явлением, уничтожающим господство церкви и духовенства, праздного феодализма. Но произошла ошибка: власть была передана не «индустриалам», а метафизикам и законникам, век которых уже прошел, и потому они не поняли живых созидательных задач революции. Индустриалы оказались в роли эксплуатируемых.

«Невежество, суеверие, страсть к разорительным удовольствиям составляют удел главарей общества, — считал Сен-Симон, — а способные, бережливые и трудолюбивые люди подчинены им и используются в качестве орудий». Выход он видел в развитии производства на научной основе, передаче власти «промышленной системе», т.е. ученым и индустриалам, предпринимателям. Эгоизм в обществе может быть преодолен с помощью научных знаний, морали сконструированной религии, в основе которой должен лежать лозунг: «Все люди — братья!»

По мнению Сен-Симона, каждая общественная система является шагом вперед в истории. История в развитии соответственно проходит три фазы: теологическую — период господства религии (охватывает рабовладельческое и феодальное общества); метафизическую период крушения теологической и феодальной систем; позитивную — будущий общественный строй как закономерный результат предшествующей истории.

Общество будущего, считал Сен-Симон, должно быть основано на научной и планово организованной крупной промышленности, при сохранении частной собственности. Господствующую роль в этом обществе он отводил ученым и промышленникам. Понятие «промышленник», по Сен-Симону, трактуется широко: это и рабочие, и фабриканты, и купцы, и банкиры. Все имеют право на труд, и каждый работает по способностям.

Ближайшие ученики Сен-Симона — Б.П. Анфантен (1796—1864) и С.А. Базар (1791—1832) сформулировали социалистический принцип распределения: «Каждому — по его способностям, каждой способности — по ее делам!» Они организовали в Париже в 1828—1829 гг. чтение публичных лекций, которые затем были изданы под названием «Учение Сен-Симона». Эта книга оказала серьезное влияние на распространение идей социализма в Европе и России. Но у Сен-Симона и сенсимонистов был очень влиятельный и авторитетный противник в самой Франции — Шарль Фурье, который до конца жизни выступал против сенсимонистов. Остановимся подробнее на его взглядах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: