Законы и правила орнаментальной композиции

Закон пропорциональности — основной закон орнаменталистики. В орнаментальной композиции этот закон заключается в установлении соразмерности частей в отношении целого и между собой. Эта соразмерность может относиться как к равенству, так и к противопоставлению характеристик орнаментальных мотивов и элементов. Скучной будет композиция, построенная на одинаковой соразмерности характеристик. Она будет похожа на правильное геометрическое построение. Чтобы этого избежать, необходимо противопоставить одному композиционному принципу (и тем самым выделить его) другой, контрастный и противоположный ему. Этого можно добиться, придав одним элементам (мотивам) орнамента статичность, а другим — динамическую напряженность, используя разномас-штабность, поворот, асимметрию, цветовое или тоновое противопоставление.

Закон соподчинения диктует необходимость гармонизации всех противоречий (противопоставления свойств и характеристик мотивов) для достижения целостности композиции. Разное звучание выразительных средств орнаментальной композиции достигается путем выделения главных из них и подчинения им других, второстепенных, или выделения композиционного центра.

Этот закон применительно к лоскутным изделиям трансформируется в правило доминанты: усиление декоративной выразительности орнаментальной композиции реализуется путем ясного выделения одного или нескольких орнаментальных мотивов по размерам, форме, фактуре или цвету.

Закон трехкомпонентности тесно связан с законом пропорциональности. Для создания сложной и выразительной орнаментальной композиции достаточно и необходимо показать три разных рисунка, или три разных размера одного рисунка, или три разных поворота одного рисунка и периодически их повторять. Число "три" является тем минимальным числом, которое позволяет определить все разнообразие какого-то явления.

Закон контраста в общем виде формулируется так: взаимодействие контрастных элементов взаимно усиливает и обостряет противоположности, а взаимодействие родственных элементов смягчает и ослабляет их качества. Например, это может быть узкая окантовочная полоса вокруг обширных краев одеяла.

Следствием закона контраста является правило группирования: детали, подобные по размерам, или форме, или цвету и близкие по расположению, зрительно объединяются в одно целое. Так, например, цветовая растяжка из полосок ткани одной ширины воспринимается как единое полотно. Закон орнаментального контрапункта: построение орнаментальных мотивов возможно из ряда замкнутых элементов путем соединения их в целостный орнаментальный образ.

Примером может быть лоскутное полотно, в котором совокупность различных по рисунку блоков объединена своеобразной решеткой из полосок ткани.

Закон простоты: достижение максимальной выразительности орнаментальных компози- ций минимальными средствами при минимальном определении подробностей.

В лоскутном изделии — это использование лаконичных рисунка и цвета узора.

Исходя из законов орнаментальной композиции при создании сложных декоративных лоскутных полотен не обязательно идти по пути усложнения геометрии орнамента и использования всей палитры красок. Для достижения декоративной выразительности изделия достаточно использовать три элемента простых форм, введя разнообразие путем их поворотов, изменения размеров и расстояний между ними, а также отличия в тоне, цвете и фактуре. И наконец, выделение одного или нескольких мотивов. Важно лишь, чтобы орнаментальная лоскутная композиция не производила впечатление дробности, а создавала целостный орнаментальный образ.

В основе орнаментального творчества лежат два источника: это мир природы во всем его многообразии и народное искусство как самобытное явление национальной культуры каждого народа. Однако природа и произведения народного искусства требуют не слепого копирования и механического перенесения элементов и образов, а определенной их переработки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: