double arrow

Россия во второй половине XIX в


В феврале 1855 г. Николай I умер, на престол вступил его сын Александр II.

30 марта 1856 года он произнес речь об отмене крепостного права. 19 февраля 1861 года вышел царский манифест об освобождении крестьян. Им даровалась юридическая свобода, но земля оставалась помещичьей собственностью, была принята выкупная операция. 80% за крестьян выплачивало гос-во, 20% сами. В результате, стоимость земли увеличилась в 3 раза. Единственное, что получили крестьяне – личная свобода. Отмена крепостного права дополнилась реформами в политических и идеологических сферах – это либеральные реформы 60 – 70 –х гг. 19 века.

В 1864 г. была проведена земская реформа. Земства учреждались как всесословные органы местного самоуправления в уез­дах и губерниях. Ведущую роль в земствах играло либе­ральное дворянство, и потому с самого начала земства стали проявлять себя как зародышальтернативного цен­тра власти. Реальные возможности земств были неве­лики, что было связано, главным образом, с недостаточ­ностью денежных средств. В их компетенцию входили вопросы развития местного хозяйства, распределение го­сударственных податей и назначение местных сборов, устройство благотворительных заведений, здравоохране­ние и народное образование. Меньшее значение имела проведенная в 1870 г. го­родская реформа. Это объяснялось большей традицион­ностью взглядов купцов и промышленников, которые в основном занимались делами городских учреждений. Городская дума и городской голова вели прежде всего хо­зяйственные дела. Однако новые городские учреждения сыграли большую роль в благоустройстве городов, разви­тии городского транспорта, жилищного строительства, водоснабжения и т. п.

В 1864 г. была проведена судебная реформа. Ею была заложена основа еще одного центра власти в стране. Бессословность судопроизводства, несменяемость судей, утверждаемых царем или Сенатом, введе­ние состязательности судопроизводства и суда присяж­ных фактически позволяли судам выносить приговоры, являвшиеся вызовом местной или центральной власти. России. Важнейшей для обороны страны была военная ре­форма, проведением которой руководил последователь­ный либерал Д. А. Милютин. В 1874 г. был учрежден устав о всеобщей воинской повинности, которым упразднялась рекрутчина. начало цар­ствования наследника престола, Александра III (1881 — 1894), было ознаменовано петициями Самарского, Новго­родского, Казанского, Тверского, Рязанского земств с на­меками на необходимость дарования конституции. Это было предложение продолжить диалог власти и обще­ства. Но уже в апреле 1881 г. новый царь выступил с манифестом, в котором положил конец либеральным ожиданиям. Следствием этого стала смена политики и уход со своих постов министров-либералов. Стержнем политики нового правительства стали контрреформы, уничтожение зародышей новых центров власти.Непосредственной причиной контрреформ был страх придворных кругов перед развитием революционного движения, в поддержке которого винили либералов. Александр III предпочел опереться на реакционеров: ми­нистра внутренних дел Д. А. Толстого, К. П. Победонос­цева, князя В. П. Мещерского. Диалог власти и обще­ства снова сменился монологом власти, видевшей свою опору в дворянстве и патриархальном крестьянстве.




38.Развитие русского национального сознания

Славянофилы считали, что противоречия современ­ной им жизни уходят корнями не в русскую древность, а в Петровские реформы, которые прервали органиче­ское развитие российской истории и культуры, раско­лоли надвое русское общество. Русской истории присущи особые исторические ценности, которых не знает Европа. Смысл истории Запада — в единстве поступательного процесса культурного и общественного развития. Но сам этот процесс вызывает распад сознания на разум, чув­ства и волю, которые начинают действовать сами по себе. С ним связано также разделение общества на классы. В конце концов Европа приходит к культурному и общественному кризису, переживает закат своей исто­рии. России же присущи такие целостные общественные и культурные формы, которые, не разрушаясь, способны стать основой более высоких ступеней исторического раз­вития, чем те, которые возникли на Западе. В этом со­стоит смысл истории России. Целью славянофилов был не отрыв России от Ев­ропы, а восстановление единства русского общества и культуры на основе национальных ценностей. Они счи­тали, что это позволит России занять подобающее место в центре мировой цивилизации. По-другому решали вопрос об истории и будущности России западники, в ряды которых входили А. И. Герцен, Т. Н.Грановский, К. Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин и др. В целом западники были со­гласны с оценкой, данной П. Я. Чаадаевым прошлому России. Но они считали, что благодаря реформам Петра I развитие индивидуального самосознания и личного до­стоинства русских людей, хозяйства и культуры в Рос­сии уже началось. Необходимо лишь распространение свободных от крепостничества общественных отношений и европейской культуры в глубь народа. Этому противо­стоит реакционная политика самодержавия. Однако в условиях яв­ного нежелания правительства Николая I проводить ре­формы сверху и кризиса либерализма в Европе, связан­ного с событиями революций 1848 — 1849 гг., некото­рая часть образованного общества отошла от либера­лизма.Либеральному идеалу реформ был противопостав­лендемократический идеал революции. Стремления к «справедливому обществу», имущественному равенству между людьми неминуемо возрождали общинный идеал славянофильства. Револю­ция и распространение на все общество принципов об­щинного равенства, по их мнению, поможет народным массам усвоить европейскую культуру, уже воспринятую интеллигенцией. . Это была разновидность полуязыческой веры. Только для крестьян объектом по­клонения был царь, а для интеллигенции — народ.



39.“ЗОЛОТОЙ ВЕК” РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.

В первую половину XIX в. под сомнение были поставлены вековые устои русской жизни — самодержавие и крепостничество: в русском образованном обществе возни­кают оппозиционные и революционные течения. Эти годы были временем бурных религиозных и фило­софских исканий. В 1830-40-е гг. идейная жизнь России находилась под силь­ным влиянием немецкой классической философии. Вторая чет­верть XIX в. стала для русского общества временем само­познания. Было создано Министерство народного просвещения, которое встало во главе российской учебной системы. Были основаны специальные высшие учебные заведения, учреждение которых связывалось с техническими, хозяй­ственными потребностями страны. Развитие просвещения создавало почву для подъема на­уки. В первой половине XIX в. основывается ряд научных обществ —Русское географическое общество, Общество любителей российской словесности и др. Огромный шаг вперед в первой половине XIX в. был сде­лан в познании и осмыслении русского прошлого. Знамени­тый писатель H-М.Карамзин, занявшись историческими ис­следованиями, написал «Историю государства Российского». Труд этот приобрел огромную популярность.

Первая половина XIX в. стала «золотым веком» русской литературы. На рубеже XVIII-XIX вв. классицизм, воспе­вавший деяния государей и гражданские добродетели, усту­пает место сентиментализму, для которого был характе­рен интерес к внутренним переживаниям человека, его пе­чалям и радостям. Наиболее ярким представителем этого течения был Карамзин.В начале XIX в. все более популярным становится дру­гое течение — романтизм, воспевающий уход от повсед­невности, стремление к возвышенному идеалу. Смена стилей и направлений происходила в первой поло­вине XIX в. и в живописи. Официальным стилем был класси­цизм, в котором преобладала религиозная и мифологическая тематика. Влияние реализма сказывалось и на развитии театраль­ного искусства. Первая половина XIX в. стала временем расцвета класси­цизма в архитектуре.. Отражением официальной идеологии времен Николая I — теории «официальной народности» — в определенной степе­ни был так называемый «русско-византийский стиль». Наи­более известным архитектором этого направления был К.А. Тон, которому принадлежат Большой Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя, здания столичных вокзалов Нико­лаевской железной дороги.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: