Применение интеллект-карт


Можно сказать без преувеличения, что метод интеллект-карт может вызвать едва ли не революцию в образовании. Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект-карт. Благодаря визуализации процессов мышления метод интеллект-карт позволяет:

  • глубоко изучать личность учащихся и обнаруживать причины их когнитивных и эмоциональных затруднений;
  • вести мониторинг когнитивных и личностных изменений, происходящих с учащимися в образовательном процессе;
  • разрабатывать и реализовывать программы коррекции когнитивных и эмоциональных затруднений;
  • развивать креативность школьников;
  • формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт;
  • формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров, проведение контент-анализа и т. д.);
  • улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.) учащихся;
  • ускорять процесс обучения;
  • формировать организационно деятельностные умения;
  • формировать умения, связанные с метакогнитивным контролем собственной интеллектуальной деятельности;
  • учить учащихся решать проблемы.


Метод интеллект-карт был предложен американским учёным и бизнесменом Т. Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Адекватного перевода на русский язык слов "mind maps" не существует. Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума", что допускает весьма вольную трактовку из-за чрезвычайно широкого спектра значений слова "ум". Не лучше выглядят и другие варианты перевода: "карты разума", "интеллект-карты" или "карты интеллекта", "карты сознания", "ментальные карты", "карты памяти", "карты представлений", "мысленные карты", "умственные карты" и т. д.
Существуют несколько основных областей применения интеллект-карт:

  • личная жизнь человека (самоанализ, анализ и разрешение проблемных ситуаций, ведение дневника с помощью интеллект-карт);
  • семейная жизнь (учёба и сочинительство в кругу семьи, анализ взаимоотношений, планирование бюджета, планирование отдыха и т. д.);
  • образование (развитие мышления, конспектирование, аннотирование, подготовка к экзаменам, повторение, организация коллективной деятельности);
  • бизнес и профессиональная жизнь (мозговой штурм, деловые встречи, презентации, менеджмент).

Когнитивным факторам, находящимся на границах стабильных зон, в интрамаркетинге уделяется особое внимание и они называются детерминантами. Они имеют двойное значение:

1. Детерминанты служат чувствительными индикаторами. Зоны когнитивной стабильности подвержены изменениям. Если в одной из них зарождается изменение, то сигнал об этом можно в первую очередь отметить на ее границах. Именно тут в явном виде можно найти свидетельства изменений, которые еще не стали заметны внутри самой стабильной зоны. Это свойство детерминант можно использовать для прогнозирования и для того, чтобы заметить вещи, которые скрыты от прямого наблюдения - полезная возможность, когда нужно получить комплексное представление о ситуации в условиях дефицита времени и информации. Именно так детерминанты применяются в интрамаркетинге для наблюдения и понимания текущей ситуации.

2. Детерминанты служат чувствительными рычагами управления. Состояние стабильных зон особо чувствительно к тому, что происходит на их границах. Небольшими и экономичными операциями с детерминантами мы можем достигать значительных изменений в обширных зонах стабильности. Благодаря этому управление детерминантами может проводиться с небольшими материальными затратами, иногда скрыто и очень часто без понятного для посторонних намерения.

Детерминанты - основное орудие интрамаркетинга. С их помощью мы не только изучаем складывающуюся ситуацию, но и оказываем влияние на нее.

Проблем а когнитивного развития у дошкольника

Ж. Пиаже рассматривает психическое развитие как результат активного приспособления детской психики к окружающей реальности. По его мнению, данный процесс сугубо индивидуален и зависит физиологического созревания и генетических задатков. Теория когнитивного развития предусматривает активность самого субъекта. Именно развитие взаимодействий ребенка с окружающей средой, по мнению Ж.Пиаже, способствует усвоению знаний и развитию мышления, т.е. интерпретация какого-либо события оказывает влияние на поведение ребенка. Поскольку интерпретация требует перестройки своего прошлого опыта и организации имеющихся знаний, то психическое развитие будет рассматриваться как процесс овладения операциями. Механизмами когнитивного развития, согласно Ж.Пиаже, являются - ассимиляция, аккомодация и равновесие. Они функционируют в течение всей жизни субъекта, меняется лишь их соотношение в процессе взаимодействия со средой. Таким образом, функциональное развитие, по Ж. Пиаже, это часть онтогенеза ребенка.

Проблема когнитивного развития у младших школьников


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: