С. Гагино

Министерство образования Нижегородской области

Гагинский филиал

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднее профессиональное образование

«Лукояновсий сельскохозяйственный техникум»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ

И ЗАЩИТЫ, ОФОРМЛЕНИЮ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

(Дипломная работа)

Для специальности

Коммерция (по отраслям)

Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве методических рекомендаций для преподавателей и обучающихся при подготовке выпускной квалификационной работы

по специальности 100701 Коммерция (по отраслям)

Составитель: Замалетдинова А.Р.

с. Гагино


«УТВЕРЖДЕНО»

Цикловая комиссия

«_____» ___________20___г.

Председатель

_________________________

(А. Р. Замалетдинова)

Методические рекомендации по организации выполнения и защиты, оформлению выпускной квалификационной работы по специальности 100701 Коммерция (по отраслям): методические рекомендации. - Гагино, 2013. - с.

Настоящие рекомендации разработаны с целью оказания организаци­онной и методической помощи студентам и их руководителям при выполнении выпускных квалификационных работ. В них отражены вопросы подготовки работ, их структура и порядок проведения защиты, что позволит студентам качественно осуществить цели и задачи дипломного исследования.

Данные рекомендации являются примерными и предназначены для обучающихся среднего профессионального образования специальности 100701 Коммерция (по отраслям) и преподавателей, осуществляющих методическое руководство и контроль качества выполнения работ.


Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….

1. Общие положения и требования к выполнению выпускной квалификационной работы……………………………………………………………………………………

2. Подготовка выпускной квалификационной работы. Выбор темы

3. Руководство выпускной квалификационной работой

4. Состав и содержание выпускной квалификационной работы

5. Оформление текста и приложений выпускной квалификационной работы

6. Порядок допуска выпускной квалификационной работы к защите

7. Защита выпускной квалификационной работы

Приложения


ВВЕДЕНИЕ

Согласно учебным планам средних специальных заведений по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» по окончании обучения студентами предусмотрено выполнение выпускной квалификационной работы (дипломная работа).

Выполнение работы является заключительным этапом обучения в среднем специальном учебном заведении. Успешная ее защита - это основа подготовки выпускника к самостоятельной работе.

Под выпускной квалификационной работой следует понимать исследовательскую разработку, в результате которой предлагаются конкретные меры по совершенствованию производственного процесса, финансов, бухгалтерского учета, научной организации труда и других, от внедрения которых можно получить экономический эффект, подтверждаемый расчетами с обоснованием.

Выпускной квалификационной работой считается исследование, содержащее обобщенный теоретический и практический материал, обработанный с использованием статистико-экономического, экономико-математического и других методов.

Цели и задачи дипломного исследования:

- расширение, закрепление и систематизация знаний;

- совершенствование профессиональных умений и навыков для решения конкретных производственных, технических и экономических задач;

- развитие умения планировать самостоятельную исследовательскую деятельность;

- проверка и определение уровня подготовленности выпускников к самостоятельной работе на производстве.

Выпускная квалификационная работа выполняется по заданию руководителя или базового предприятия по темам, утвержденным на заседании предметной (цикловой) комиссией.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Положение об организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы (далее - ВКР) студентами, обучающимся по основным профессиональным образовательным программам (далее ОПОП) среднего профессионального образования (далее - СПО) эконо­мического профиля, разработано в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образова­ния (среднем специальном учебном заведении), утвержденным поста­новлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 543, федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС) СПО по специальности 080114 «Экономика и бухгал­терский учет (по отраслям)», утвержденным приказом Минобрнауки Рос­сии от 6 апреля 2010 г. № 282, утвержденным приказом Минобрнауки России 24 июня 2010 г. № 709 и Положением об итоговой государствен­ной аттестации выпускников образовательных учреждений СПО в Рос­сийской Федерации, утвержденным постановлением Госкомвуза России от 27 декабря 1995 г. № 10.

Государственная (итоговая) аттестация включает подготовку и защиту ВКР (дипломной работы, дипломного проекта) (пункт 8.6. ФГОС СПО).

В соответствии с ФГОС на защиту ВКР по специальностям эко­номического профиля отводится 6 недель, из них на подготовку ВКР - 4 недели, и на защиту ВКР - 2 недели.

Требования к ВКР утверждаются директором образовательного учреждения после их обсуждения на заседании совета образовательно­го учреждения с участие председателя государственных аттестационных комиссий (далее ГАК) (п. 10 Положения об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений СПО в Россий­ской Федерации, постановление Госкомвуза России от 27 декабря 1995 г.).

Примерный перечень для ВКР утверждается образовательным учреждением после предварительного положительного заключения ра­ботодателей (п. 8.3 ФГОС СПО).

Обязательное требование - соответствие тематики ВКР содер­жанию одного или нескольких модулей (п. 8.6 ФГОС СПО).

Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации (подготовке и защите ВКР) является представление доку­ментов, подтверждающих освоение студентами компетенций при изу­чении теоретического материала и прохождение практики но каждому из освоенных видов профессиональной деятельности (п. 8.5 ФГОС СПО).

Подготовка и защита ВКР являются проверкой качества полу­ченных проверкой знаний и умений, практического опыта, сформированности общих и профессиональных компетенций, позволяющих ре­шать профессиональные задачи.

Разработка ВКР требует от студента достаточного уровня знаний, самостоятельности, инициативы в решении организационных вопросов, чувства ответственности за сроки и качество ее выполнения, что способствует процессу формирования будущего специалиста.

ВКР должна быть логически построена в определенной после­довательности, кратко и четко излагать использованный материал.

Выполнение работы начинается с формулирования темы, со­ставления плана и календарного графика написания его разделов.

Одним из важных требований к ней является освещение совре­менных достижений науки и практики.

Исследование должно проводиться на фактическом материале конкретных предприятий, района, региона, Российской Федерации в целом.

2. ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ.

ВЫБОР ТЕМЫ

Тема ВКР должна иметь практика-ориентированный характер. Перечень примерных тем ВКР:

- разрабатывается преподавателями междисциплинарных кур­сов в рамках профессиональных модулей;

- рассматривается на заседании выпускающей кафедры (пред­метной (цикловой) комиссией) и утверждается образовательным учре­ждением после предварительного положительного заключения работо­дателей (п. 8.3 ФГОС СПО).

Студенту предоставляется право выбора темы ВКР вплоть до предложения своей тематики с обоснованием целесообразности ее раз­работки (п. 8.3 Положения об итоговой государственной аттестации вы­пускников образовательных учреждений СПО в Российской Федерации, постановление Госкомвуза России от 27 декабря 1995 г..№ 10). При этом тема ВКР должна быть предварительно согласована с работода­телем.

При определении темы ВКР следует учитывать, что содержание ВКР может основываться:

- на обобщении выполненной ранее студентом курсовой рабо­ты, если она выполнялась в рамках соответствующего профессиональ­ного модуля;

- на использовании результатов выполненных компетентностно-ориентированных заданий при подготовке к экзамену по соответст­вующему профессиональному модулю.

Выбор темы ВКР студентом осуществляется до начала произ­водственной практики (преддипломной), так как при ее прохождении студент должен собрать практический материал для ее выполнения.

Выбирать тему ВКР возможно не на последнем году обучения, а ранее, что позволит студенту постепенно изучить необходимую лите­ратуру, нормативные документы, собрать нужный материал. При выбо­ре темы преимущественное право имеют студенты - члены научного кружка кафедры. Из перечня примерных тем ВКР каждый студент мо­жет использовать только одну тему.

Студент самостоятельно или с помощью руководителя выбирая тему работы, обосновывает ее актуальность, новизну и практическую значимость (приложение 1). При выборе темы должны учитываться личные способности и возможности студента в изучении отдельных дисциплин, опыт, накопленный в период выполнения курсовых работ, практические навыки, полученные при прохождении производственной практики, а также теоретические знания.

Закрепление за студентом темы ВКР производится по его лич­ному заявлению (приложение 2) и утверждается заведующим выпус­кающей кафедрой по согласованию с деканом факультета.

Выбранные темы ВКР оформляются приказом ректора (дирек­тора) образовательного учреждения для каждого студента.

Одновременно с темами утверждаются и руководители работ, а также график написания работы (приложение 3).

Исходя из практики дипломного исследования, можно реко­мендовать студентам следующую последовательность выполнения за­дания:

- сбор информации;

- обработка собранных материалов;

- использование различных способов, приемов, методов иссле­дования и моделей;

- разработка предложений, рекомендаций и выводов, вытека­ющих из проведенного исследования;

- обработка и окончательное оформление текста;

- оформление списка использованной литературы;

- подготовка приложений и наглядных пособий.

3. РУКОВОДСТВО ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТОЙ

При подготовке ВКР ректор (директор) образовательного учре­ждения каждому студенту назначает руководителя и консультанта (п. 8.3 Положения об итоговой государственной аттестации выпускни­ков образовательных учреждений СПО в Российской Федерации, поста­новление Госкомвуза России от 27 декабря 1995 г. № 10).

К руководству ВКР привлекаются высококвалифицированные специалисты.

В обязанности руководителя ВКР входит:

- разработка совместно со студентами плана ВКР;

- разработка задания на подготовку ВКР;

- оказание помощи студенту в разработке индивидуаль­ного графика работы на весь период выполнения ВКР;

- консультирование студента по вопросам содержания и последовательности выполнения ВКР;

- оказание помощи студенту в подборе необходимых ис­точников;

- контроль хода выполнения ВКР в соответствии с уста­новленным графиком в форме регулярного обсуждения руководителем и студентом хода работ;

- оказание помощи (консультирование студента) в подго­товке презентации и доклада для защиты ВКР;

- предоставление письменного отзыва на ВКР.

В обязанности консультанта ВКР входит:

- руководство разработкой индивидуального плана подготовки и выполнения ВКР в части содержания консультируемого вопроса;

- оказания помощи студенту в поборе необходимой литературы в части содержания консультируемого вопроса.

Задание для каждого студента разрабатывается в соответствии с утвержденной темой.

Задание на ВКР рассматривается выпускающей кафедрой (предметной (цикловой) комиссией), подписывается руководителем ВКР и утверждается деканом (заместителем директора) в соответствии с должностными обязанностями.

В отдельных случаях допускается выполнение ВКР группой студентов. При этом индивидуальные задания выдаются каждому сту­денту.

Задание на ВКР выдаются студенту не позднее, чем за две неде­ли до начала производственной практики (преддипломной).

По завершении студентом подготовки ВКР руководитель про­веряет качество работы, подписывает ее и вместе с заданием и своим письменным отзывом передает декану (заместителю директора), кури­рующему данное направление.

В отзыве руководителя указываются характерные особенности работы, ее достоинства и недостатки, а также отношение студента к выполнению ВКР, проявленные (не проявленные) им способности, оце­ниваются уровень освоения общих и профессиональных компетенций, знания, умения и практический опыт студента, продемонстрированные им при выполнении ВКР, а также степень самостоятельности студента и личный вклад студента в раскрытие проблем и разработку предложений по их решению. Заканчивается отзыв выводом о возможности (невоз­можности) допуска ВКР к защите.

4. СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Выпускная квалификационная работа включает в себя:

- титульный лист (приложение 4);

- задание на выпускную квалификационную работу (приложе­ние 5);

- реферат (приложение 6);

- содержание;

- введение;

- первая глава - обзор литературы;

- вторая глава - организационная и экономическая характери­стика объекта исследования;

- третья глава - раздел по анализу хозяйственной деятельно­сти;

- выводы и предложения;

- список использованной литературы;

- приложения.

В реферате кратко и четко излагаются цель, характер, объект и методы исследования, средства выполнения работы, ее основные ре­зультаты и их эффективность. Реферат должен также содержать сведе­ния об объеме ВКР, количестве таблиц, иллюстраций, использованных источников литературы. Объем реферата составляет 500 - 1200 знаков, причем размещается он только на одной странице (перенос на другую страницу не допускается). Реферат подписывается автором.

Содержание включает в себя все разделы, имеющиеся в работе, с указанием номеров страниц начала каждого раздела и подраздела.

Введение - важная часть ВКР. В нем дается характеристика со­временного состояния рассматриваемой проблемы, определяются и обосновываются цель, задачи, объект и предмет исследования, описы­ваются актуальность и новизна темы, а также применяемые методы ис­следования и информационные источники. Объем введения может быть около 3 страниц.

Первая глава - обзор литературы

В первой главе рассматриваются теоретические основы избран­ной темы работы с позиций современных достижений экономической

науки. Критически оцениваются опубликованные в печати ра­боты отечественных и зарубежных авторов по исследуемому вопросу, если они носят противоречивый характер. Если по теме работы сущест­вуют различные позиции ученых или имеются сведения о различных путях (способах) практического решения данной проблемы, то студент должен определить свое отношение, сформулировать свою позицию, обосновать свою точку зрения, которая может совпадать с чьим-то мне­нием, а может и не совпадать и быть противоположной или оригиналь­ной. В этом случае обоснование должно быть развернутым, базировать­ся на теоретической основе и иметь практическое подтверждение.

Собственное мнение обычно высказывается с употреблением местоимения «мы»: «Мы полагаем, что...», «Мы считаем, что...». Или без него, что уместно, как правило, в начале предложения: «Полагаем, что...», «Считаем, что...». Часто употреблять местоимения в тексте не рекомендуется.

В процессе заочной полемики с другими авторами целесообраз­но употреблять следующие варианты речевых оборотов:

«Мы разделяем научный подход (научную позицию, точку зре­ния) С.С. Петрова, однако (и) считаем (на наш взгляд; с нашей точки зрения; по нашему мнению), что...»;

«Наша точка зрения (позиция) по данной проблеме (вопросу, теме) совпадает с мнением С. С. Петрова. Однако мы считаем (пола­гаем), что...»;

«Мы не согласны с высказыванием С. С. Петрова, поскольку (потому что; так как; и считаем, что)...».

Обзор литературы не должен носить политической окраски, главное его назначение - определить (указать, сформулировать) теоре­тические и методологические основы решения проблемы, взятой в каче­стве темы

выпускной квалификационной работы и раскрыть ее содер­жание в соответствии с планом. В данном разделе после каждой цитаты нужно указать ссылку на источник, например [2, с. 58], т. е. данный ис­точник находится в списке используемой литературы под номером 2, а цитата взята с 58 страницы. На каждой странице должно находиться не менее 3-4 высказываний.

Список библиографических ссылок производится в соответст­вии с ГОСТ Р 7.0.5. - 2008 «Система стандартов по информационному, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Об­щие требования и правила составления».

Первая глава служит основой для исследования фактических данных в последующих главах ВКР, которые должны явиться логиче­ским продолжением первой - теоретической главы. Глава должна за­канчиваться выводами или краткими обобщениями по исследуемому материалу. Объем обзора литературы - примерно 10-12 страниц. В конце главы делается вывод на основании поставленной проблемы.

Вторая глава - организационно-экономическая характеристика объекта исследования

Во второй главе как логическое продолжение предыдущего раз­дела рассматривается краткая природно-экономическая характеристика хозяйства, по материалам которого выполняется ВКР.

Данный раздел позволяет ознакомиться с природным, трудо­вым, материальным потенциалом предприятия, на основе которого бу­дут разрабатываться меры по разрешению изучаемой проблемы.

В содержании данного раздела обычно рассматриваются сле­дующие вопросы: местоположение хозяйства, его организационно- правовая форма, организация производства и управления (производст­венная и организационная структура предприятия, организационная структура бухгалтерского аппарата)

В данной главе необходимо отразить природно-климатические условия производства с точки зрения влияния их на размеры отраслей и эффективность функционирования предприятия, его специализацию, обеспеченность земельными, трудовыми ресурсами, а также основными и оборотными фондами и эффективностью их использования. Здесь же целесообразно рассмотреть и эффективность производства в целом по хозяйству. Исследуемые показатели рассматривают как минимум за 3 года.

Условия производства можно разделить на три группы:

а) месторасположение хозяйства;

б) природные и климатические условия;

в) экономические условия производства.

Каждая из этих групп может быть охарактеризована соответ­ствующей системой показателей.

При оценке месторасположения хозяйства изучается расстояние от областного и районного центров, железнодорожных станций, приста­ней, снабженческих, перерабатывающих, ремонтных предприятий, со­стояние дорожной сети.

Из природных условий на результаты хозяйственной деятельно­сти наибольшее влияние оказывают типы почв, особенности климата, рельефа местности, гидрографии и растительности.

При изучении климатических условий необходимо обратить внимание на такие особенности, как среднегодовое количество осадков, их распределение по периодам года, продолжительность залегания и толщина снежного покрова, глубина промерзания почвы, даты первых и последних заморозков, продолжительность безморозного периода и пе­риодов со среднесуточной температурой свыше 0 °С, свыше +5 и +10 °С, количество солнечных дней в году и в безморозный период.

К экономическим условиям, от которых зависят результаты хо­зяйственной деятельности, относятся обеспеченность предприятий зе­мельными и трудовыми ресурсами, основными и оборотными фондами, материально-техническими ресурсами и т. д.

Характеристику земельного фонда рекомендуем начать с опи­сания сельскохозяйственной территории, используемой в сельскохозяй­ственном производстве, рациональности размещения сельскохозяйст­венных культур, показателей интенсивности использования земли. Дан­ные о размере земли следует дополнить размерами сельскохозяй­ственного производства, структурой посевных площадей.

В организации производства большое значение имеет размер и соотношение основных и оборотных производственных фондов, факти­чески используемая и потенциальная численность трудовых ресурсов. Необходим детальный анализ этих показателей. При этом нужно иметь в виду, что наличие в хозяйстве, например, большого количества основ­ных средств производства само по себе не обеспечивает высоких ре­зультатов производства. Для эффективного использования основных средств, в частности в животноводстве, необходимо иметь достаточное количество работников, создать крепкую кормовую базу, т.е. обеспе­чить пропорциональность всех элементов материально-технической базы. Наиболее важные пропорции, которые следует учитывать в про­цессе анализа условий деятельности хозяйства, характеризуются пока­зателями количества поголовья животных на 100 га сельхозугодий, фондообеспеченности, фондовооруженности, обеспеченности животных кормами, помещениями, энергообеспеченности, энерговооруженности и т.д. Изучение вышеперечисленных показателей необходимо не только для характеристики условий деятельности предприятия, но и для объек­тивной оценки достигнутых производственно-финансовых результатов. В процессе анализа все эти показатели сравнивают с соответствующими данными соседних хозяйств, средними по району, области, с передовым хозяйством, а также в динамике как минимум за 3 года.

Экономическая характеристика включает изучение специали­зации сельскохозяйственного производства, товарности отдельных от­раслей. Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывает уровень интенсификации производства. Как известно, расши­ренное воспроизводство в сельском хозяйстве может осуществляться экстенсивным и интенсивным путем. Если увеличение производства достигается за счет расширения посевных площадей и поголовья жи­вотных, то такую форму расширенного воспроизводства называют экс­тенсивной. Если же развитие производства происходит путем улучше­ния качества обработки почвы, дополнительного вложения средств на одну и ту же площадь и тем самым достигается повышение урожайно­сти культур и продуктивности скота, то такой путь увеличения произ­водства продукции называется интенсивным. Интенсификация является главным направлением развития сельскохозяйственного производства на современном этапе. Она достигается путем внедрения достижений научно-технического прогресса и передового практического опыта. По­стоянный рост инвестиций на развитие более современных средств про­изводства, более квалифицированного труда в расчете на единицу зе­мельной площади должен обеспечить основную долю прироста произ­водства сельскохозяйственной продукции.

С целью всестороннего изучения процесса интенсификации рассматривают три группы показателей:

- первая группа показателей характеризуют уровень интенси­фикации. Главные из них - это сумма основных и оборотных средств на 100 га сельхозугодий, сумма затрат на 100 га сельхозугодий, дополни­тельные - расход удобрений на 1 га, энергообеспеченность, обеспе­ченность хозяйства тракторами, численность поголовья скота на 100 га сельхозугодий, сумма инвестиций в мелиорацию и др.;

- вторая группа показателей характеризует результаты интен­сификации: выход валовой, товарной продукции, чистого дохода на 100 га сельхозугодий, урожайность культур, продуктивность животных;

- третья группа показателей характеризует эффективность ин­тенсификации на основе сравнения дополнительных вложений с их ре­зультатами (объем производства и реализации продукции на рубль со­вокупных вложений, рентабельность продукции, производительность труда, фондоотдача, окупаемость удобрений, кормов и т.д.).

При изучении исходных условий функционирования предприя­тия немаловажное значение имеет экспресс-анализ динамики основных показателей, характеризующих имущественное и финансовое состояние предприятия.

Имущественное положение предприятия оценивается на осно­вании изучения динамики уровня следующих показателей:

• общей суммы средств, находящейся в распоряжении пред­приятия;

• величины основных средств и их доли в общей сумме акти­вов, в том числе доли активной их части;

• степени износа основных средств и степени их обновления;

• суммы оборотных активов и их доли в общей валюте баланса;

• соотношения оборотных и внеоборотных активов;

• величины материальных запасов и их доли в сумме выручки;

• суммы дебиторской задолженности и ее доли в выручке;

• удельного веса просроченной дебиторской задолженности в общей сумме активов предприятия.

Увеличение реальной суммы средств, находящейся в распоря­жении предприятия (с учетом инфляционного фактора), свидетельствует о расширении деятельности предприятия. Напротив, ее снижение свиде­тельствует о спаде производства. По степени изношенности и обновле­ния основных средств судят о техническом состоянии предприятия. Важное значение имеют оптимальные пропорции между основными и оборотными средствами. При недостатке последних не в полную меру используется производственная мощность предприятия, в результате чего ухудшаются все экономические показатели его деятельности. Оп­тимальная величина производственных запасов, сокращение деби­торской задолженности и их доли в сумме выручки (оборота) способст­вуют ускорению оборачиваемости капитала и повышению его доходно­сти.

Для оценки финансовой устойчивости предприятия рекоменду­ется изучить динамику следующих показателей:

• суммы и доли собственного капитала предприятия в общей валюте баланса;

• суммы и доли заемных средств в общей валюте баланса;

• соотношения заемных и собственных средств предприятия (плечо финансового рычага);

• соотношения дебиторской и кредиторской задолженности;

• доли собственного и заемного капитала в формировании вне­оборотных активов;

• доли собственного и заемного капитала в формировании обо­ротных активов;

• доли собственного капитала в формировании запасов пред­приятия.

Увеличение доли собственного и сокращение доли заемного ка­питала, уменьшение плеча финансового рычага указывают на ук­репление финансового положения хозяйства, и наоборот. Об этом же свидетельствует и повышение доли собственных средств в фор­мировании оборотных и внеоборотных активов предприятия.

Оценка платежеспособности предприятия производится на ос­нове изучения динамики следующих показателей:

• резерва денежной наличности и его доли в сумме краткосроч­ных финансовых обязательств;

• коэффициента текущей ликвидности (отношения оборотных активов к краткосрочным обязательствам);

величины краткосрочных и долгосрочных финансовых обязате

тельств и их доли в общей сумме активов предприятия;

• суммы просроченных краткосрочных и долгосрочных обяза­тельств и их доли в общей сумме активов предприятия.

Увеличение уровня первых двух показателей свидетельствует об укреплении платежеспособности предприятия. Напротив, рост уров­ня третьего и четвертого показателей указывает на ухудшение финансо­вой ситуации на предприятии. Если их величина превышает норматив­ное значение, то предприятие относится к классу стабильно неплатеже­способных.

Для характеристики эффективности и интенсивности исполь­зования средств предприятия и оценки его деловой активности ис­пользуется следующая система показателей:

• рентабельность совокупных активов предприятия (отношение валовой прибыли к среднегодовой сумме активов);

• рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли к среднегодовой сумме собственного капитала);

• эффективность использования заемных средств (эффект фи­нансового рычага);

• коэффициент оборачиваемости авансированного капитала (отношение выручки к среднегодовой сумме активов);

• коэффициент оборачиваемости оборотного капитала (отно­шение выручки к среднегодовой сумме оборотных активов);

• продолжительность оборота капитала, в том числе в запасах, дебиторской задолженности и денежной наличности (отношение коли­чества дней в отчетном периоде к коэффициенту оборачиваемости).

Первые три показателя характеризуют эффективность исполь­зования средств, имеющихся в распоряжении предприятия (собствен­ных и заемных), а последние - интенсивность их использования. Чем выше доходность капитала и скорость его оборачиваемости, тем выше деловая активность сельскохозяйственной организации, и наоборот.

Особое внимание в разделе следует уделить размеру прибыли и формирующим ее факторам: цене, себестоимости, всех видов рента­бельности, оборачиваемости капитала, платежеспособности, ликвид­ности баланса и деловой активности.

В данном разделе обязательными могут быть следующие таб­лицы.

  Таблица 1 - Состав и структура земельных ресурсов
Показатели 20_ г. 20_ г. 20_ г. Отклоне­ние (+,-)
га % га % га %
Общая земельная площадь, в т.ч. сельскохозяйственных угодий из них: пашня сенокосы пастбища Несельскохозяйственные угодья              
Таблица 2 - Состав и структура трудовых ресурсов
Показатели 20 г. 20_ г. 20 г. Отклонение
чел. % чел. % чел. %
Всего в т.ч. работники с.-х. производства, из них: рабочие постоянные в т.ч. трактористы-маши­нисты операторы скотники Работники сезонные и временные Служащие из них: руководители специалисты              
Таблица 3 - Состав и структура основных средств
Показатели 20_ г. 20_ г. 20_ г. Откло­нение (+,-)
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Здания Сооружения Машины Транспортные средства Производственный и хозяйственный инвентарь Продуктивный скот Многолетние наса­ждения Итого              
Таблица 4 - Состав и структура оборотных средств
Показатели 20 г. 20 г. 20 г. Откло­нение (+,-)
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Запасы, в т.ч. сырье, материалы и др. аналогичные ценности животные на выращи­вании и откорме затраты в незавершен­ном производстве Долгосрочная дебитор­ская задолженность в т.ч. покупатели и за­казчики Денежные средства Итого оборотных акти­вов              
Таблица 5 - Финансовые результаты деятельности предприятия
Показатели 20_ г. 20_ г. 20_ г. Отклоне­ние (+,-)
Выручка от продажи - всего, тыс. руб., в т.ч. продукции растениеводства продукции животноводства Себестоимость проданной про­дукции - всего, тыс. руб., в т.ч. продукции растениеводства продукции животноводства Прибыль от продажи - всего, тыс. руб., в т.ч. продукции растениеводства продукции животноводства Рентабельность производства, %, в т.ч. продукции растениеводства продукции животноводства Рентабельность продажи, %, в т.ч. продукции растениеводства продукции животноводства        
Таблица 6 - Оценка финансового состояния предприятия
Финансовые коэффициенты 20_ г. 20_ г. 20_ г. Норма­тивные значения Отклоне­ние (+,-)
Коэффициент собст­венных средств Коэффициент заем­ных средств Коэффициент соот­ношения заемных и собственных средств Коэффициент теку­щей ликвидности Коэффициент быст­рой ликвидности Коэффициент абсо­лютной ликвидности          

Таблицы в данном разделе зависят от выбранной темы квалификационной работы и мо­гут быть уточнены с научным руководителем. В данный раздел могут быть добавлены другого рода таблицы, характеризующие данное предприятие. Это решение должно быть со­гласовано с научным руководителем в зависимости от выбранной темы ВКР.

Содержание организационной и экономической характеристики может быть изменено и дополнено в зависимости от особенностей и поставленных в ней задач. Следует помнить, что данный раздел не дол­жен быть оторванным от темы исследования. Он должен органически дополнять и раскрывать тему исследования.

В конце раздела формулируется обобщающий вывод, в кото­ром отмечается влияние условий на эффективность производства, а также фиксируется уровень хозяйствования в исследуемом предприятии (ре­гионе).

Объем главы может составлять до 15 страниц.

Третьяглава - раздел по анализу хозяйственной деятельности

Анализ хозяйственной деятельности включает совокупность расчетно-аналитических действий для обеспечения решения поставлен­ных задач.

Назначением этого раздела является подробное раскрытие практического состояния проблемы (темы исследуемого процесса или явления). Анализируется динамика производственных экономических показателей (проводится анализ хозяйственной деятельности предпри­ятия), выявляются и классифицируются факторы, влияющие на показа­тели экономическою развития.

В этом разделе обязательно должны использоваться традицион­ные и экономико-математические методы обработки данных, состав­ляться аналитические таблицы, графики, схемы, уравнения зависимости, на фактических материалах выбранного предприятия (региона), иссле­доваться современное состояние изучаемой проблемы.

Экономические показатели рассматриваются в динамике как минимум за последние три года, однако показатели, которые подверже­ны существенным колебаниям, целесообразнее рассмотреть за послед­ние 5-10 лет. Для более объективной оценки необходимо провести сравнение показателей изучаемой сельскохозяйственной организации с показателями экономически развитого хозяйства, расположенного в тех же природно-климатических условиях, а также со средними показате­лями по району (области). Экономическая оценка показателей должна содержать не только констатацию фактов, но в большей степени преду­сматривать их аналитическую обработку и соответствующую аргумен­тированную интерпретацию. Также определяется количественная вели­чина абсолютных и относительных отклонений показателей в динамике с использованием методов вертикального и горизонтального анализа.

Важное место в этой главе отводится изучению факторов, влияющих на изменение показателей и: характеризующих состояние рассматриваемой проблемы. Для этого могут использоваться статисти­ческие, экономико-математические и бухгалтерские методы исследова­ния. Широкое распространение получили методы группировок, индекс­ный, корреляционно-регрессионный и метод факторного анализа.

Следует отметить, что анализ динамики важнейших стоимост­ных показателей - прибыли, себестоимости и цены реализации продукции - затруднен, поскольку в условиях инфляции денежные потоки, полученные в разное время, несопоставимы. В связи с этим возникает необходимость корректировки стоимостных показателей на индекс ин­фляции для приведения их в сопоставимый вид. Другой путь - в про­цессе анализа делать ставку на относительные показатели. Так, напри­мер, можно рассчитать темпы роста стоимостных показателей и провес­ти их сопоставление.

Важное место в данной главе отводится выявлению и изучению основных факторов, влияющих на изменение результативных показате­лей и характеризующих состояние исследуемой проблемы. При этом с помощью корреляционно-регрессионного анализа следует установить количественные параметры влияния факторных признаков на результа­тивные показатели (тесноту корреляционной связи, коэффициент де­терминации, регрессии и т. д.).

При написании этой главы нужно помнить, что экономическая оценка показателей должна содержать не только констатацию фактов, переписанных из годовых отчетов или других источников информации, но в большей степени предусматривать дополнительную их обработку и соответствующую интерпретацию. Такая оценка должна быть конкрет­ной, аргументированной в доказательствах и выводах.

При анализе современного состояния изучаемой проблемы спе­цифические условия ведения хозяйства могут привести к более деталь­ному исследованию отдельных ее вопросов, имеющих первостепенное значение для развития предприятия. В этой связи в содержании сле­дующей главы работы должны быть отражены и обоснованы меры по их положительному влиянию на экономику объекта исследования, ко­торые в конечном итоге приведут к росту эффективности всего произ­водства.

В конце главы формулируется общий вывод, в котором в сжа­том виде отмечается уровень развитости исследуемой проблемы и ос­новные факторы, влияющие на ее масштабы.

Таким образом, экономическое исследование, проведенное в данной главе, должно способствовать выявлению главных проблем раз­вития изучаемой организации и основных факторов, влияющих на ре­зультаты её производственно-коммерческой деятельности.

Кроме этого в данном разделе с использованием результатов исследования, разрабатываются и обосновываются конкретные предло­жения по решению выявленных проблем. Ими могут быть предложения (мероприятия) по снижению себестоимости продукции и ликвидации потерь, рациональному использованию экономических ресурсов, со­вершенствованию структуры производства, увеличению производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции и др., способствую­щие повышению экономической эффективности производства и обеспе­чению финансовой устойчивости сельскохозяйственной организации.

Объем данной главы может составлять до 20 страниц.

Ниже предлагаются основные показатели и направления анали­за хозяйственной деятельности, в зависимости от выбранной темы.

Темы, касающиеся использования земельного фонда

Рассмотреть динамику изменения земельного фонда я его структуры, привести анализ мероприятий по улучшению использования земли, проанализировать структуры земельного фонда и сравнить ее с передовым хозяйством и среднем по району, рассчитать влияние струк­туры земельных угодий на выход продукции растениеводства в ц. к. е., провести анализ показателей эффективности использования земли (вы­ход на 100 га сельскохозяйственных угодий валовой и товарной про­дукции, а также прибыли в тыс. руб., урожайность по культурам, произ­водство на 100 га соответствующих угодий мяса, молока).

Темы, касающиеся использования основных фондов

Рассмотреть обеспеченность основными фондами (энерговоо­руженность, энергообеспеченность, фондовооруженность, фондообес­печенность), проанализировать структуру основных средств, анализ движения (коэффициент обновления, выбытия, прироста, износа, годно­сти, срока обновления), эффективность использования.

Изучая тракторный парк, рассмотреть (объем тракторных работ эт. га, среднегодовое количество тракторов, отработано в среднем од­ним трактором в год: машино-дней, коэффициент сменности, средняя продолжительность смены, выработка на 1 трактор (условный трактор) га (эт. га).

Анализируя комбайны, рассмотреть в динамике: среднесезонное количество комбайнов, площадь уборки зерновых культур, га и на 1 комбайн, продолжительность уборки дней, отработано машино-дней всего и 1 комбайном, коэффициент использования рабочего времени, отработано машино-смен всего и на 1 комбайн, средняя продолжитель­ность смены, намолот зерна всего и на 1 комбайн за сезон, день, смену, час.

Анализируя грузовой автотранспорт, рассмотреть в динамике среднегодовое количество машин, общий тоннаж в т, средняя грузо­подъемность машин т, автомобиле-дни нахождения машин в хозяйстве, в том числе в ремонте и в работе, отработано одной машиной за год дней, коэффициент технической готовности машин, коэффициент ис­пользования машин в работе, коэффициент использования рабочего времени, общий пробег машин и в том числе с грузом, коэффициент использования пробега, объем грузооборота, средняя загруженность машины, коэффициент использования грузоподъемности, объем перево­зимых грузов, среднее расстояние перевозки.

Темы, касающиеся трудовых ресурсов и производительности труда

Изучить качественный состав трудовых ресурсов, охарактери­зовать движение рабочей силы, использования трудовых ресурсов (чис­ленность, отработано дней 1 рабочим, отработано часов 1 рабочим, средняя продолжительность рабочего дня, производительность труда и ее динамику, фонд оплаты труда и оплату 1 работника (по категориям), показатели эффективности использования трудовых ресурсов (прибыль на 1 работника, прибыль на 1 рубль зарплаты в целом и по отраслям).

Темы, касающиеся себестоимости продукции

Рассмотреть динамику себестоимости (рассчитать темп роста базисным и цепным способом), рассмотреть динамику структуры себе­стоимости по элементам и статьям и сравнить структуру со среднерай­онной и с передовым хозяйством, также рассмотреть структуру себе­стоимости по переменным и постоянным расходам, выявить сущест­вующую тенденцию, а также рассмотреть зависимость общей суммы затрат и себестоимости единицы продукции от объема производства.

Темы, касающиеся использования и реализации продукции, экономической эффективности и рентабельности

Рассмотреть использование продукции, качество, динамику прибыли и исходных данных для факторного анализа (цена реализации, уровень товарности, производственная себестоимость, полная себе­стоимость), структуру товарной продукции, динамику производствен­ной полной себестоимости.

Провести факторный анализ рентабельности (цена реализации, себестоимость), рассмотреть факторы, определяющие уровень средней цены реализации (качество, рынки сбыта, инфляция), факторы, опреде­ляющие себестоимость (трудоемкость, уровень оплаты труда, стоимость семян, кормов, удобрений, нефтепродуктов).

Работа над теоретическими аспектами изучаемого объекта и предмета ВКР должна позволить руководителю оценить и отметить в отзыве уровень развития общих компетенций выпускника:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.

ОК12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требование стандартов, технических условий

Руководитель должен оценить и отметить уровень профессио­нальных компетенций, в рамках освоения профессионального модуля, соответствующего выбранной теме ВКР, и установленных ФГОС СПО по конкретной специальности, или рабочей программой профессио­нального модуля

ПК 2.1. Использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации.

ПК 2.2. Оформлять, проверять правильность составления, обеспечивать хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем.

ПК 2.3. Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов.

ПК 2.4. Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату

ПК 2.5. Выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров.

ПК 2.6. Обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации.

ПК 2.7. Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений.

ПК 2.8. Реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации.

ПК 2.9. Применять методы и приемы анализа финансово- хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты.

Объем этого раздела может составлять до 10 страниц.

В списке литературы показывается весь перечень литературы, используемой при написании работы. В его состав должно входить не менее 25 -30 источников.

В приложениях приводятся расчеты, необходимые для опреде­ления результирующих показателей, экономического эффекта от вне­дрения предлагаемых мер и которые используются в основных разделах работы. Они должны быть сгруппированы в строгом соответствии с из­ложением текста работы. Каждое приложение должно иметь название, рас­крывающее его содержание, и порядковый номер. Номер приложения ука­зывается в правом верхнем углу и имеет сплошную нумерацию. Ниже по центру указывается название приложения. Если приложение представляет

собой бланк документа, то на нем проставляется только текущий номер приложения.

Окончательный вариант плана должен быть согласован с науч­ным руководителем и дополнен календарным планом написания от­дельных глав и завершения работы в целом.


5. ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТА И ПРИЛОЖЕНИЙ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Объем выпускной квалификационной работы может составлять 40 - 60 машинописных страниц (без приложений).

Излагать материал следует четко, ясно, используя научную тер­минологию, избегая повторений и общеизвестных положений, имею­щихся в учебниках и учебных пособиях. Пояснять надо только малоиз­вестные или разноречивые понятия, делая ссылку на авторов.

Оформление должно соответствовать следующим требованиям.

Выпускная квалификационная работа выполняется машинным способом, с применением печатающих устройств ЭВМ, на одной сторо­не листа белой бумаги формата А4 (210x297). Цвет шрифта - черный, межстрочный интервал - полуторный, гарнитура - Times New Roman, размер шрифта - 14 кегль с соблюдением следующих размеров отступа от края листа: левое поле - 30 мм; правое поле - 10 мм; верхнее и ниж­нее поля - по 20 мм. Нумерация страниц - по центру; на титульном лис­те, листе задании и реферате номер страницы не проставляется, но они входят в общую нумерацию страниц работы.

Оформление текста ВКР производится в соответствии с ГОСТ 7.32 - 2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и из­дательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

Содержание работы (номер и название глав, параграфов) вклю­чает перечень основных разделов выпускной квалификационной рабо­ты: введение, главы и параграфы, заключение, литературу, приложения. Оглавление должно строго соответствовать заголовкам в тексте.

Название главы не должно дублировать название темы, а на­звание параграфов - название глав. Формулировки должны быть лако­ничными и отражать суть главы (параграфа).

Нумерация разделов, подразделов, пунктов, подпунктов.

Разделы работы должны иметь порядковые номера в пределах всей ра­боты, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с аб­зацного отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах ка­ждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела ставится точка. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.

Если квалификационная работа не имеет подразделов, то нуме­рация пунктов в нем должна быть в пределах каждого раздела, и номер пункта должен состоять из номеров раздела и пункта, разделенных точ­кой. В конце номера пункта ставится точка.

Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчерки­вая.

Пример

Обзор литературы по проблемам бухгалтерского учета, отчетности и методики анализа формирования капитала

1.1.

1.2. Нумерация пунктов первого раздела

1.3.

2. Организационно-экономическая характеристика пред­приятия

2.1.

2.2. Нумерация пунктов второго раздела

2.3.

Если отчет имеет подразделы, то нумерация пунктов должна быть в пределах подраздела и номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками, например:

3. Анализ структуры и условий формирования капитала предприятия

3.1. Анализ размера и структуры капитала предприятия

3.1.1.

3.1.2. Нумерация пунктов первого подраздела третьего разде­ла

3.1.3.

3.2. Анализ соотношения активов и источников их форми­рования

3.2.1.

3.2.2. Нумерация пунктов второго подраздела

3.2.3. третьего раздела

Если раздел состоит из одного подраздела, то подраздел не ну­меруется. Если подраздел состоит из одного пункта, то пункт не нуме­руется.

Каждый раздел работы (введение, каждая глава, заключение) должен начинаться с новой страницы, параграфы (подразделы) распола­гаются друг за другом вплотную. Заголовки структурных элементов и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать с заглавной буквы строчными буквами, не подчеркивая, но выделяя жирным шрифтом. Если заголовки содержат несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заго­ловках не допускаются.

Сокращение слов в тексте и в подписи под иллюстрациями не допускается. Исключения составляют сокращения, установленные госу­дарственным стандартом (ГОСТ 2.216-68), а также общеизвестные со­кращения, как например, РФ и др. Сокращение слов осуществляется, например: «год» - «г.», «том» - «т.», «рубль» - «руб.», «копейка» - «коп.», и т.п. Сокращать слова «тысяча», «миллион» следует: «тыс.», «млн.». Не рекомендуется вводить собственные сокращения обозначе­ний и терминов.

Ссылка на первоисточник. Цитаты выделяются кавычками и снабжаются ссылками на источники. При цитировании допустимо ис­пользовать современные орфографию и пунктуацию, опускать слова, обозначая пропуск многоточием, если мысль автора не искажается. Ссылка на литературный источник дается по номеру в списке литерату­ры, например, [13. с. 15]. Недословное приведение выдержки из какого- либо произведения не выделяется кавычками, но обязательно отмечает­ся в конце фразы [12. с. 5]. Нельзя пользоваться порядковыми номерами списка литературы выпускной работы как словами для построения фраз, например: «в 25 дается определение чистых активов...». Правильное построение предложения будет: «В учебнике [25] дается определение чистых активов...».

Список библиографических ссылок производится в соответст­вии с ГОСТ Р 7.0.5. - 2008 «Система стандартов по информационному, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Об­щие требования и правила составления».

Иллюстрации (рисунки) и таблицы.

При оформлении работы в нее обязательно должны быть вклю­чены таблицы, рисунки и даны необходимые формулы.

Иллюстрации (чертежи, рисунки, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) и таблицы следует располагать в работе непосредственно после текстов, в которых они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации и таблицы должны быть ссылки в рабо­те. Оформление чертежей, графиков, диаграмм, схем должно соответст­вовать требованиям государственных стандартов.

Иллюстрации должны иметь название, которое помещают под иллюстрацией. Наименования, приводимые в тексте и в иллюстрациях, должны быть одинаковыми.

Иллюстрации, за исключением иллюстрации приложений, сле­дует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово «Рисунок» и его наименование располагают посередине строки.

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядко­вого номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, Рисунок 1.1.

Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1 - Численность скота в фермерских хозяйствах Нижегородской области, тыс. гол.

Рисунок 1 - Численность скота в фермерских хозяйствах

Нижегородской области, тыс. гол.

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства срав­нения показателей. Наименование таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Наименование таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

Таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей страни­це.

Таблицу с большим числом строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица», ее номер и наименование указывают один раз слева над первой частью таблицы, а над другими частями также сле­ва пишут слова «Продолжение таблицы» и указывают номер таблицы.

Таблица 11 - Эффективность производства молока

Показатели 20_ г. 20_ г. 20_ г. Темп роста, %
Денежно-материальные затраты на 1 ц молока, руб. Себестоимость 1 ц молока, руб. Производительность труда, ц/чел.-час.        

Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки и графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае каждой части таблицы повторяется головка, во втором случае - боковик. При делении таблицы на части допускается ее головку или боковик заменять соответственно номером граф и строк. При этом ну­меруют арабскими цифрами графы и (или) строки первой части табли­цы.

Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторе­нии его заменяют словами «То же», а далее - кавычками. Ставить ка­вычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Пример оформления таблицы приведен на рисунке 1.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеро­вать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумера­цией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Если в отчете одна таблица, то она должна быть обозначе­на «Таблица 1» или «Таблица В.1», если она приведена в приложении В.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают ли­ниями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диаго­нальными линиями не допускается.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не за­трудняет пользование таблицей.

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное располо­жение заголовков граф. Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

Нумерация таблиц, рисунков (отдельно для таблиц и рисунков) должна быть сквозной для всей выпускной квалификационной работы.

Если таблица заимствована или рассчитана по данным стати­стического сборника или другого литературного источника, следует сделать ссылку на первоисточник.

Формулы и расчеты должны органически вписываться в текст изложения, не нарушать грамматической структуры текста. Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки.

Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:) или других математических зна­ков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применя­ют знак «х».

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов сле­дует приводить непосредственно под формулой в той же последова­тельности, в которой они даны в формуле.

Формулы в выпускной квалификационной работе следует ну­меровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Пример:

А = a:b, (1)В = с:е. (2)

Одну формулу обозначают - (1).

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого прило­жения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например формула (В.1).

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках. Пример -... в формуле (1).

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом слу­чае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов сле­дует проводить непосредственно под формулой в той же последова­тельности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа, и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснений начинают со слов «где» без двоеточия.

Формулы следует располагать на середине строки, а связываю­щие их слова «где», «следовательно», «откуда», «находим», «определя­ем» - в начале строк.

Перечисления могут быть приведены внутри пунктов или под­пунктов. Перечисления следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой, например, 1), 2), 3) и т.д., и печатать строчными буквами с абзацного отступа. В пределах одного пункта или подпункта не допускается более одной группы перечислений.

При приведении цифрового материала должны использоваться только арабские цифры, за исключением общепринятой нумерации кварталов, полугодий, которые обозначаются римскими цифрами. Ко­личественные числительные в тексте даются без падежных окончаний.

Интервалы величин в виде «от и до» записываются через чер­точку. Например, 8 -12% или стр. 5 -7 и т.д.

При величинах, имеющих два предела, единица измерения пи­шется только при цифровых или буквенных величинах, в тексте их сле­дует писать только словами; «номер», «процент». Математические зна­ки «+», «-», «=», «>», «<» и другие используются только в формулах. В тексте их следует писать словами: «плюс», «минус», «равно», «мень­ше», «больше».

В список использованных источников включаются источни­ки, на которые в работе есть ссылки, а также те, с которыми студент ознакомился при подготовке выпускной работы: постановления, зако­нодательные и нормативные документы, учебники и учебные пособия, источники статистических данных, методическая литература, моногра­фии, сборники статей, материалы научных конференций, газетные и журнальные статьи, и другие источники.

Список использованных источников производится в соответст­вии с ГОСТ 7.1 - 2003 «Система стандартов по информационному, биб­лиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библио­графическое описание. Общие требования и правила составления».

Список литературы составляется в следующей последова­тельности:

1. Законодательные акты:

- законы Российской Федерации (в очередности от последнего года принятия к предыдущим);

- указы президента Российской Федерации (в той же последо­вательности);

- постановления правительства Российской Федерации (в той же последовательности);

2. Нормативные акты, инструктивные материалы, официальные справочники и иные официальные материалы (резолюции-рекоменда­ции международных организаций и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: