Основных терминов курса

Агностицизм - полностью или частично отвергает возможность познаваемости мира.

Аксиология -учение о ценностях.

Альтернатива (фр. alternative - чередование) – наличие взаимоисключающих друг друга возможностей и необходимость выбора между ними.

Альтернативистика – рассмотрение альтернативных вариантов истории развития объекта.

Анализ - разложение, расчленение предмета или явления на составные части с целью изучения этих частей.

Аналогия – прием исследования, при котором на основе сходства объектов в одних признаках, делаются выводы об их сходстве в других.

Антисциентизм подчеркивает ограниченность возможностей науки, рассматривает ее как силу враждебную подлинной сущности человека. Всю ответственность за негативные социальные последствия антисциентизм возлагает на науку (технику), отвергая их положительную роль.

Бытие (лат. esse - быть, есть, существовать) – существование чего-либо вообще, т.е. это все существующее в мире: все виды материи со всеми видами идей, с ними связанными.

Дуализм -признает равноценность, независимость двух первоначал мира: материи и сознания.

Виртуальная реальность. В широком смысле -в это понятие включают человеческие сны, образы, которые возникают в сознании людей во время слушания сказок, просмотра кинофильмов и телепередач, прослушивания музыкальных фантазий и т.п. В узком смысле - под виртуальной реальностьюпонимается иллюзорный, искусственный, синтетический мир ощущений, созданный с помощью компьютерной техники и соответствующих ей высоко информационных технологий.

Возможность и действительность. Возможность - то, чего еще нет (явление, процесс, предмет), но что может появиться в силу объективных тенденций развития данного явления. Действительность - то, что уже возникло, реально существует и действует. Иными словами, действительность - это осуществленная (состоявшаяся) возможность.

Волюнтаризм отрицает объективный характер законов общественного развития, считает, что развитие общества зависит только от воли людей.

Восприятие –целостное отражение органами чувств человека свойств и признаков рассматриваемого предмета.

Гипотеза – научно обоснованное предположение о закономерной связи и причинной обусловленности изучаемых явлений, научное допущение или предположение относительно сущности объекта, сформулированное на основе ряда известных фактов.

Глобалистика (от франц. global - всеобщий, и от лат. globus – глобус, шар) – исследовательская программа, анализирующая всемирные проблемы развития и их последствия для дальнейшего существования человечества.

Глобальные проблемы - проблемы, которые охватывают весь мир и представляют угрозу существованию человечества.

Г носеология (эпистемология) – теория познания,изучает источники и средства научного познания.

Государство - орган управления, защиты экономической и социальной жизни.

Гуманистика – понимание живого через понимание человека. (Человек – голограмма одушевленного космоса).

Дедукция - метод познания основанный на следовании oт знания большей степени общности к званию меньшей степени общности, от общих положений к частным случаям.

Диалектика - учение об универсальных связях и всеобщих законах развития природы, об­щества и познания.

Дуализм -признает равноценность, независимость двух первоначал мира: материи и сознания.

Единичное и общее. Единичное - индивидуальное, неповторимое в предметах и явлениях. Общее - то, что присуще всем предметам и явлениям.

Закон единства и борьбы противоположностей свидетельствует о том, что развитие представляет собой процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многочисленных противоречий. Внутренняя противоречивость, борьба противоположностей дает толчок к развитию, к нарастанию противоречий, к исчезновению старого и возникновению нового.

З акон перехода количественных изменений в качественные показывает, что количественные изменения постепенно накапливаясь, при достижении границ меры приводят к качественным изменениям, протекающим в виде скачка.

З акон отрицания отрицания, выражая сложный, спиралеобразный характер развития,показывает, что на определенном этапе развития повторяются на качественно новой основе некоторые особенности пройденных этапов.

Знание – связи и отношения бытия, которые отражает, осознает или воспроизводит человек (общество) в своем сознании.

Идеализм первичным считает сознание, вторичным – материю.

Идеализация - мысленное конструирование объекта, которого нет в действительности и который в принципе не осуществим, но подобие которому имеется в материальном мире («абсолютно твердое тело», «точечный электрический заряд», «идеальная жидкость»).

Идеология - целостная система идей и взглядов, отражающая условия жизни людей, их общественное бытие с позиции определенных социальных сил, а также цели (программы), направленные на укрепление или развитие (изменение) существующих в обществе отношений.

Идея –обобщенное знание, объясняющее сущность того или иного процесса или явления (идея развития мира, идея существования сверхъестественных сил и т.п.)

Индивид -единичный представитель человеческого рода, без учета его биологических особенностей, специфики реальной жизни и деятельности.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека.

Индукция - метод познания, основанный на следовании от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности, от фактов к обобщениям.

Информатизация и компьютеризация (кибернетизация) –проникновение ЭВМ (компьютеров), вместе с этим и методов их применения, а так же способов функционирования и хранения информации в различные сферы научной и практической деятельности, дающие возможность решать сложные научно-исследовательские задачи.

Иррационализм - отвергает или принижает роль разума в познании.

Искусство - форма отражения действительности в художественных образах.

Исследовательская программа – совокупность вопросов, исходящих из общего начала, а так же цели поисковой деятельности и средств ее достижения.

Истина - образ, адекватный отражаемому объекту. Образ, не соответствующий своему объекту, рассматривается как заблуждение.

Историческое и логическое. Исторический метод требует воспроизводить конкретное развития объекта со всеми мельчайшими деталями и второстепенными признаками. Логический метод является отражением исторического, но он не повторяет историю во всех деталях, а берет главное существенное в ней.

Комплексный подход (от лат. complexus – связь, сочетание) - требует при проведении того или иного исследования объединения усилий представителей различных дисциплин.

Концепция - научно обоснованное истолкование основного содержания теории, которой еще предстоит пройти всестороннее обоснование в системе научного знания.

Культура - совокупность ценностей, созданных человеком, а также процесс человеческой деятельности и отношения между людьми.

Личность – отдельный человек с определенными чертами характера, индивидуальными способностями и наклонностями, социальными установками и ценностями.

Материализм утверждает, что первичным является материя, а вторичным - сознание.

Материя - это объективная реальность, существующая независимо от сознания и предстающая перед нами в виде вещества, поля и других ее объективных состояний.

Метод - способ воспроизведения в мышлении изучаемого объекта; система принципов, приемов и требований, которыми руководствуются в процессе познания.

Методология (от гр. methodos - исследование; logos - слово, понятие, учение, наука) - учение о методах познания.

Мировоззрение - система обобщенных знаний о мире в целом, о месте в нем человека, о его отношении к миру.

Мифология - тип мировоззрения, в котором различные представ- ления о природе, обществе, человеке и его мышлении увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, знание и веру, мысль и эмоции.

Моделирование – средство познания, при котором вместо объекта исследованию подвергает условный образец или модель, а данные опыта переносятся на объект.

Монизм - ф илософский принцип, согласно которому все существующее имеет один источник, едино в своей основе. Различают материалистический и идеалистический монизм. Первый - единство мира видит в его материальности. Второй - за основу всего принимает духовное начало (сознание).

Мораль - совокупность взглядов, представлений, норм и оценок поведения людей в обществе с точки зрения добра, зла, справедливости, несправедливости, чести и бесчестия.

Наблюдение - систематическое, целенаправленное восприятие исследуемых объектов.

Наука - система знаний, знаний, логически непротиворечивых, прошедших проверку на практике; совокупность социальных институтов, удовлетворяющих потребности общества в знаниях; специфическая сфера человеческой деятельности и непосредственная производительная сила.

Научная картина мира -система теоретических взглядов о свойствах и закономерностях мира, вырабатываемая путем обобщения важнейших знаний, накопленных научным сообществом на определенном этапе развития науки. Она представлена господствующими научным теориями, гипотезами, установками, принципами.

Научное познание – сложный, неразрывно связанный с практикой, процесс отражения (осознания) в человеческом мышлении объективной реальности.

Необходимость и случайность. Необходимость - явление, которое имеет причину в самом себе, и, при наличии определенных условий, обязательно происходит. Случайность - явление, причина возникновения которого лежит во внешних обстоятельствах. Она может произойти, а может и не произойти.

Общественное бытие - реальный процесс жизни людей, те общественные отношения, которые складываются в обществе на основе данного способа производства и культуры.

Общественная психология - система чувств, эмоций, убеждений, установок, в которых отражаются, в первую очередь, ближайшие условия бытия людей.

О бщественное сознание - совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, настроений отражающих бытие людей, условия их жизни.

Объект и субъект познания. Объект познания -вещи, явления, процессы, на которые направлена познавательная деятельность людей. Субъект познания – человек (колектив), осуществляющий процесс познания.

Основной вопрос философии - вопрос об отношении человека к миру, сознания к бытию, субъективного к объективному.

Ощущение -отражение органами чувств человека отдельных свойств вещей (цвет, звук, запах, твердость).

Познание - совокупность процессов, благодаря которым человек получает, перерабатывает и использует информацию о мире и о самом себе.

Политическая система общества - совокупность государственных и общественных организаций, с помощью которых осуществляется власть в обществе, а также политических и правовых отношений и соответствующих им норм.

Политическое сознание - совокупность идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, отражающих отношения к власти социальных групп, партий, общества.

Понятие -отражает существенные признаки вещей.

Правосознание -совокупность убеждений людей относительно правомерности или неправомерности обязанностей, прав и поступков людей в обществе.

Практика (гр. praktikos - деятельный, дельный) -предметная, чувственно-материальная целенаправленная деятельность людей.

Предмет философии - область духовной деятельности человека, а так же осознание этой деятельности, ее смысла, цели, предназначения человека в мире.

Представление - наглядный целостный образ вещи, возникающий на основе воображения и прошлого чувственного опыта, сохраняющийся и воспроизводимый в памяти.

Природа, в широком смысле, - объективная действительность во всем многообразие ее форм, т.е. весь окружающий человека материальный мир. В узком смысле, природа - совокупность естественных условий существования и развития человека и общества (географическая среда).

Причина и следствие. Причина - явление, которое предшествует другому явлению и вызывает его. Следствие - явление, которое вызвано действием причины.

Проблема – вопрос, с которым исследователь обращается к изучаемому объекту. Это задача, которая не может быть решена известными способами.

Прогнозирование (гр. prognosis - предвидение, предсказание) выработка обоснованного предположения о будущем состоянии исследуемого объекта.

Рационализм - главную роль в познании отводит отводит разуму.

Религия - тип мировоззрения, в основе которого лежит вера в сверхъестественные силы и поклонение им.

Скептицизм - отвергает возможность достоверного знания о мире.

Сенсуализм - главную роль в познании отводит чувствам.

Синергетика (греч. synergètikós - совместный, согласованно действующий) изучает упорядоченность связей между элементами (подсистемами), формируемыми в открытой системе в ходе ее взаимодействия с окружающей средой. Синергетический подход рассматривает объекты как самоорганизующиеся, эволюционирующие системы.

Синтез -обьединение в единое целое расчлененных анализом, элементов, с целью изучения внутренних связей и закономерностей исследуемого объекта.

Система – совокупность тесно связанных между собою элементов, выступающих по отношению к окружающему миру как единое целое.

Cистемный подход представляющий собой совокупность общенаучных требований (принципов), с помощью которых любые объекты могут быть рассмотрены как системы.

Содержание и форма. Содержание - совокупность элементов и процессов, составляющих данное явления или предмет. Форма - структура содержания, внутренне присущая ему.

Сознание - специфически человеческое, неразрывно связанное с мозгом, свойство высокоорганизованной материи отражать материальный мир в идеальных (субъективных) образах; определенное отношение человека (общества) к миру, осознание бытия.

Софистика сознательное использование неправильных доводов и уловок, внешне выступающих как правильные, т.е. вырывание отдельных несущественных связей из взаимосвязей и взаимозависимостей и рассмотрение их в качестве существенных, определяющих.

Социальный прогресс - непрерывное поступательное развитие общества, в котором достигаются качественно новые, более высокие рубежи и уровни его состояния.

Структура -взаиморасположение, связь элементов целого.

Суждение - утверждает или отрицает что-либо об объекте («мы инженеры», «рынку нет альтернативы» «атом неисчерпаем»)

Cущность и явление. Сущность – это главная, внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета или процесса. Она определяет природу предмета, характеризует его признаки. Явление - более изменчивая, подвижная, внешняя сторона предметов, это форма, в которой обнаруживается сущность.

Сциентизм - исходит из того, что научные знания, под которыми понимают только естественно-научные знания, являются наивысшей культурной ценностью и достаточным условием ориентации человека в мире. Он считает науку и технику абсолютным и безусловным благом. Всю ответственность за негативные последствия научно-технического развития сциентизм возлагает на некие внешние силы, а ответственность ученых сводится к правильному исполнению ими профессиональной деятельности.

Теория - это форма научного знания, дающая целостное отображение существенных связей исследуемого объекта.

Умозаключение -оперирование суждениями с целью получения нового знания без обращения к показаниям органов чувств.

Факт – это явление материального или духовного мира (сознания) ставшее достоянием познания.

Фатализм считает, что в человеческой истории все предопределено судьбой, что человек не способен влиять на предначертанный ход событий.

Философия - учение о человеке, его месте в мире. Она исследует общие закономерности природы, общества и человеческого мышления.

Формализация – метод исследования, при котором, происходит некоторое отвлечение от конкретного содержание объекта и рассмотрение его со стороны формы, но такое рассмотрение, которое, в конечном счете, приводит к выявлению и уточнению содержания.

Ценность – специфическое отношение между субъектом и объектом, при котором свойства объекта подвергаются оценке в соответствии с имеющимися у субъекта ценностными ориентациями.

Ценностные ориентации – это политические, философские, мировоззренческие, нравственные и т.п. установки и убеждения субъекта.

Цивилизация - определенный тип социальной организации общества, направленный на воспроизводство, приумножение общественного богатства и регламентацию социальной жизни.

Часть и элемент. Часть - относительно самостоятельный элемент целого. Элемент – это относительно неделимая часть целого.

Человек - понятие, характеризующее живое существо (homo sapiеns), проявляющее ту или иную степень разумности.

Эклектика - беспринципное, механическое объединение в единое целое несовместимых между собой идей, связей и отношений.

Эксперимент – прием исследования, при котором объект искусственно воспроизводится или ставится в точно учитываемые условия, необходимые для выяснения соответствующих свойств.

Эмпирический и теоретический уровни познания. Эмпирический уровень - это уровень накопления знаний и фактов об исследуемых объектах, На теоретическом уровне достигается синтез научного знания в виде научной теории.

Эстетическое сознание – система взглядов и чувств, отражающих действительность с точки зрения прекрасного и безобразного, комического и трагического.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4-х т. - М., 1983, Т.1.

Бекон Ф. Новый Органон // Соч.: В 2-х т. – М., 1972, Т.2

Бергсон А. Два источника морали и религии. – М., 1994.

Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.

Белл Д. Социальные границы информационного общества // Новая технологическая волна на Западе. – М., 1986.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. – М., 1987.

Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста // Мир философии. В 2-х ч. – М., 1991.

Винниченко В. Відродження нації. – К., 1990.

Витгенштейн Л. Философские работы в 2 ч. Ч.1. Логико-философский трактат. – М., 1994.

Гоббс Т. Левиафан //Избр. произв.: В 2-х т. – М., 1964. – Т.2.

Гейзинга Й. Homo Ludens. – К.., 1994.

Гельвецкий К. О человеке // Соч.: В 2-х т. – М., 1974. – Т.2.

Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа // Соч.: - М., 1969. – Т.4.

Гадамер Г.Г. Истина и метод // Основы философской герменевтики. – М., 1988.

Гольбах П. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного // Избр. филос. произв. В 2-х т. – М., 1963. – Т.1.

Грушевський М.С. Хто такі українці і чого вони хочуть. – К., 1991.

Декарт Р. Рассуждения о методе // Избр. произв. В 2-х т. – М., 1989. – Т.1.

Джемс В. Прагматизм. – К., 1995.

Драгоманов м.п. Літературно-публіцистичні праці. – К., 1970.

Дюркгейм Е. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 1991.

Зиммель Г. Философия культуры в 2-х т. – М., 1996.

Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6-ти т. – М., 1966. – Т.3.

Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.

Конт О. Курс положительной философии // Мир философии: в 2-х ч. – М., 1991. – Ч.1.

Лейбниц Г.В. Монадология // Соч.: В 4-х т. – 1983.- Т.1.

Локк Дж. Опыт о человеческом разуме // Избр. филос. произв. В 2-х т. – М., 1969. – Т.1.

Макиавелли Н. Государь. – М., 1990.

Мангейм К. Диагноз нашего времени. – М., 1994.

Маркс К. Економічно-філософські рукописи 1844 року. Твори. – Т. 20.

Монтескье Ш. О духе законов. – М., 1990.

Ніцше Ф. Так казав Заратустра. – К., 1993.

Ортега де Гассет. Что такое философия. – М., 1991.

Парсонс Г. Человек в современном мире. – М., 1985.

Поппер К. Открытое общество и его враги. Соч.: В 2-х т. – М., 1992.

Платон. Государство. Т.3. – М., 1981.

Рассел Б. Человеческое познание. – К., 1997.

Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре // Антология мировой философии.– М.,1970.Т.2.

Спиноза Б. Этика // Избр.произв. в 2-х т. – М., 1984. – Т.2.

Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М., 1989.

Сковорода Г.С. Сад божественных песен. – К., 1973.

Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Собр.соч. – М., 1988. Т.1.

Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

Тойнбі А.Дж. Дослідження історії. – К., 1995.

Фейербах Л. Сущность христианства // Избр.филос.произв. – М., 1955. – Т.2.

Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 1992.

Франко І.Я. Мислі про еволюцію в історії людськості.// Твори. – М., 1956. – Т.19.

Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1993.

Хайдеггер М. Время и бытие. – М.,1991.

Шевченко Т.Г. Щоденник. – К., 1991.

Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. – М., 1991.

Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993. – Т.1.

Енгельс Ф. Діалектика природи.Твори. - Т.20

Юркевич П. З науки про людський дух // Вибране. – К., 1993.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

Литература

к спецкурсу

Багацький В.В. Культурологія: Історія і теорія світової культури ХХ століття. – К., 2007.

Бачинин В.А. Культурология: Энциклопедический словарь. – СПб., 2005.

Борисова З.О. Основи релігієзнавства. – К, 2006.

Вознюк Н.М. Етика. – К., 2008.

Гетманова А.Д. Логика. – М., 2005.

Гирц К. Интерпретация культуры. – М., 2004.

Гусейнов А.А., Дубко Е.А. Этика. – М., 1999.

Зайцев Д.В. Теорія и практика аргументации. – М., 2007.

Ерышев А.А Религиоведение– К., 2001.

Естетика / За ред. Л.Т. Левчук. – К., 2006.

Естетика / ред. В.О.Лозового. -: Юрынком Интер, 2003.

Етика / За ред. В.О.Лозового. – К., 2002.

Ивин А.А. Основы теории аргументации. – М., 1997.

Калінін Ю.А., Харьковщенко Є.А. Релігієзнавство. – К., 2005.

Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2006.

Ковбасенко Ю. І. Модернізм: Визначення. Теорія. Практика. – К., 1999.

Конверський А.Є. Логіка (традиційна та сучасна) – К., 2004.

Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика, Эстетика, - Р- н/Д.. 1999.

Культура України. – Х.: ХДАК, Випуск Мистецтвознавство. Філософія. – 2004.

Культурологія. (За ред.. В.М.Пічі) – Львів, 2008.

Маслов Н.А. Логика. – Ростов н/Д, 2007.

Мовчан В.С. Історія і теорія етики. – Дрогобич, 2003.

Некрасов А.И. Этика. – Харьков, 2003.

Основы религиоведения:. / Под ред. И.Н. Яблокова. – М., 1998.

Павлов В.І. Логіка у запитаннях, відповідях і аргументаціях. – К., 2008.

Подольская Е.А. Кредитно-модульній курс культурологи. – К, 2007.

Повторєва С.М. Логіка. - Львів, 2008.

Попович М. В. Нарис історії культури України. – К., 2001.

Релігієзнавство / За ред. М.М. Заковича - К., 2000.

Савельєв В.П. Етика. – Львів, 2008.

Смольков О.А., Дещенський Ю.Л. Релігієзнавство. – Львів, 2008.

Хоменко І.В. Логіка. – К., 2007.

Чорненький Я.Я. Культурологія. – К., 2007.

Шипунова О.Д. Логика и теория аргументации. – М., 2005.

Учебники, учебные пособия и словари:

Бичко А. К., Бичко І.В., Табачковський В.Г. Історія філософії. - К., 2001.

Буслинський В.А. Історія філософії. - Львів, 2007.

Введение в философию. К., 2008.

Волинка Г.І. та ін. Історія філософії в зв’язку з освітою. - К., 2006.

Горський В.С. Історія української філософіі. - К., 2006.

Губар О.М. Філософія: інтерактивний курс лекцій. - К., 2007.

Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия. - М., 2009.

Зарудний Є.О. Філософія. - К., 2007.

Історія філософії. - К., 2004.

Історія філософії України. - К., 1994.

История философии. - М., 1999.

Кислюк К.В. Философия (модульный курс). - Харьков, 2009.

Кремень В.Г., Ільїн В.В. Філософія. - К., 2007.

Никитин Л.Н. Природа и общество. - Д., 2009.

Основи філософії. - Донецьк, 2009.

Петрушенко В.Л. Основи філософських знань. - Львів, 2008.

Подольска Є.А. Кредитно-модульний курс з філософії. - К., 2006.

Смольков О.А., Дещинский Ю.В. Философия. - Львов, 2008.

Спиркин А.Г. Философия. - М., 2006.

Таран В.О., Зотов В.М., Рєзанова Н.О. Соціальна філософія. - К., 2009.

Філософія. - К., 2009.

Філософія. - Хрестоматія, - К., 2009.

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002.

Философия в вопросах и ответах. - М., 2008.

Философский энциклопедический словарь. - М., 2009.

Примечание. В качестве дополнительной литературы рекомендуются статьи из периодических изданий последних лет:

Вопросы философии”; “ Філософська думка”; “ Вестник Московского университета”, серия “Философия”; “ Общественно - политический журнал” и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: