Последствия Первой мировой войны для колониальных и зависимых стран

Делая ставку на объединение вокруг Стамбула всех тюркских народов, правящие круги османов всерьез рассчитывали на солидарность мусульман Российской империи, в основном также тюркоязычных. Всего их тогда насчитывалось около 20 млн человек, т.е. не меньше, чем мусульман в самой Османской империи.

Однако эти расчеты оказались не верны. Сепаратистских тенденций не было заметно ни в деятельности общероссийской мусульманской партии «Интифак аль-муслимин», ни таких региональных партий, как, например, «Гуммет» и «Мусават» в Азербайджане. Возможно поэтому лидеры младотурок накануне войны даже пытались договориться с Россией. Однако этому воспротивились Германия и Австро-Венгрия. Кайзер Вильгельм даже распустил слух, что он не только «покровитель ислама», но и сам будто бы «тайно принял ислам». Османская империя была наводнена германскими советни­ками, консультантами, разведчиками и офицерами, целыми группа­ми, проникавшими также в Иран, Афганистан и Индию. Генштаб Германии открыто планировал направить «фанатизм ислама» против русских и англичан путем организации «восстаний в Индии и на Кавказе».

Однако с начала войны, в том числе после вступления в нее осма­нов, никакой поддержки от мусульман Кавказа или Крыма, оставав­шихся верными Ак-Падишаху («Белому царю», т.е. императору Рос­сии), османы не получили. Их армия была разгромлена у Сарыкамыша вконце 1914г. — начале1915г.ивынужденабылапостоянноотступать. Не удалась атака османов и на Суэцкий канал. К1916 г. русские войска заняли в Анатолии Эрзерум и Трабзон. Тогда же «восстание в пусты­не» арабов Хиджаза привело к потере Османской империей Аравии. Все попытки османо-германской агентуры добиться поддержки от му­сульман России, Индии и Ирана ни к чему не привели. Дала себя знать недальновидная шовинистическая политика младотурок в стране, населенной 60 этносами и 12 конфессиями. Впрочем, никаких выво­дов младотурками сделано не было. Ничем не прославившись в ходе войны, они в то же время запятнали себя чудовищным геноцидом ар­мянского народа. В ходе жестоких репрессий против армян, обвинен­ных в помощи русским войскам, османские каратели убили (или со­действовали гибели от голода, болезней, пыток и холода) около 1,5 млн армян. Потеряв в 1917 г. Багдад и Иерусалим, неминуемо приближа­ясь к краху, младотурки пытались под занавес взять реванш на Кав­казе: воспользовавшись прекращением боевых операций русской ар­мией в соответствии с Брест-Литовским договором от 3 марта 1918 г., они захватили в апреле 1918 г. Каре и Батум, активно поддержали «Северокавказский эмират» Узуна Хаджи, захватили часть Армении, Грузии и Азербайджана, а после оккупации Баку в сентябре 1918 г. устроили там резню.

Тем не менее судьба османов была решена. Перемирие в Мудросе 30 октября 1918 г. означало крах Османской империи. Через 2 дня лидеры младотурок бежали через оккупированную немцами Одессу в Германию, бросив на произвол судьбы страну, совершенно разоренную и выданную на милость победившей Антанты, утратившую свою армию и все нетурецкие (в основном арабские) провинции, после 4 лет бесплодной борьбы и потери 600 тыс. человек убитыми и более 2 млн ранеными.

Османская империя, если не считать Японии, была, пожалуй, един­ственным государством Востока, участвовавшим в Первой мировой войне, как таковое. Остальные (например, Иран Египет, Йемен) уча­ствовали в войне пассивно или же решали свои местные задачи. Од­нако результаты войны сказались на Востоке самым непосредствен­ным образом, в том числе — в колониях. Во-первых, ввод войск снача­ла Германии, а потом Антанты на территории Османской империи, Кавказа, Крыма и Средней Азии предельно революционизировал обстановку в этих регионах, вызвав к жизни радикальные повстан­ческие движения, с оружием в руках выступившие под знаменами национализма, исламизма и социализма. Достаточно вспомнить прав­ление меньшевиков в Грузии, мусаватистов в Азербайджане, дашна­ков в Армении, деятельность партии «Миллифирка» в Крыму, «Ко-кандскую автономию» в Туркестане, «Алаш-Орду» в Казахстане, освободительные восстания в Ираке, Сирии и Палестине и некото­рые другие политические движения 1918—1922 гг. Среди них стоит выделить национальную борьбу турецкого народа в 1919—1923 гг, под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка и египетскую рево­люцию 1918—1919 гг. как важные этапы становления национальных государств в Турции и Египте.

В других странах Востока последствия войны ощущались в основном в социальной сфере, прежде всего — через участие в военных действиях местных уроженцев, мобилизованных в ко­лониальные войска (в Сенегале, Индии, Алжире, Тунисе, странах Индокитая), и усиление колониальной эксплуатации в условиях тягот военного времени (там же, а также в ряде стран Африки). В ряде стран дополнительным фактором воздействия явилось участие трудовых мигрантов из колоний в работах на военные нужды метрополий.

Важнейшим событием и результатом Первой мировой войны явились перемены в России в феврале—октябре 1917 г., полностью изменившие общественный и политический строй, социальную структуру и духовный климат общества, его моральные и культурные ценности. Как ни относиться к российским событиям 1917 г., нет сомнения в их этапном, рубежном характере и огромном влиянии не только на последующую историю России, но и на развитие всего мира.

Революционные события 1917 г. в России оказали прежде всего влияние на российских мусульман. Их верхушка сожалела о падении монархии в феврале 1917 г., ибо традиционно была связана еще со времен падения Золотой Орды с Ак-Падишахом, которого считала как бы легитимным наследником ордынских ханов. Она называла революцию «великой анархией», подчеркивая, что «в стране мусуль­манской не может быть республики, так как... наличие халифа необ­ходимо, ибо отрицание его есть отрицание Пророка». Элиту мусуль­ман России не устраивало ни свержение царя, ни демократизация или даже либерализация политического строя, ибо это ставило под вопрос ее собственные привилегии, сложившуюся модель взаимоот­ношений с российскими властями, уверенность в способности Рос­сии выполнять свои обязанности в отношении мусульман. Поэтому уже после февраля 1917 г. мусульманские регионы России захлестну­ла волна автономизма, сепаратизма и национализма. Были выдви­нуты требования автономии «тюрко-татарских мусульман внутрен­ней России и Сибири», а затем созданы «эмират Северного Кавказа» вмае 1917 г. (официально утвержденный османским султаном), «има­мат Дагестана и Чечни» в августе 1917 г., «национальная директо­рия» в Крыму, автономия Башкурдистана (Башкортостана) и «Кокандская автономия» в Туркестане в ноябре 1917 г., автономия Алаш-Орды в Казахстане в декабре 1917 г.

Сепаратизм мусульманских националистов усилился после октяб­ря 1917 г., когда к власти пришли большевики — своего рода якобинцы российской революции 1917 г. Но в целом для феодалов, генералов и кадимистов (религиозных традиционалистов) мусульманского обще­ства России любая революция была «бидъа» («вредное новшество»), против которого надо было бороться. Однако боровшиеся с больше­виками белые генералы, пытаясь просто подмять под себя мусуль­манских националистов и автономистов, фактически оттолкнули их от себя. В то же время правительство Советской России, опубли­ковав «Обращение ко всем трудящимся мусульманам России и Во­стока» 20 ноября (3 декабря) 1917 г., привлекло многих мусульман на свою сторону. Этому же способствовала деятельность видного та­тарского революционера и мыслителя Мирсаида Султан-Галиева, возглавившего в 1918—1921 гг. Центральный мусульманский комис­сариат при правительстве Ленина. К 1922 г. почти все мусульманс­кие регионы присоединились к возникшему на месте царской России СССР (Союзу Советских Социалистических Республик). Однако борьба мусульманских повстанцев (басмачей) в Средней Азии про­должалась вплоть до начала 30-х гг.

Первая мировая война и события в России оказали значительное влияние на Восток. Западные державы, победив в войне, осуществи­ли новый передел мира. Великобритания получила от возникшей в 1920 г. Лиги Наций мандат на управление бывшими германскими колониями в Африке, а также Ираком и Палестиной, Франция — Сирией и Ливаном. США, официально выступая с позиций «антико­лониализма», в то же время требовали политики «открытых дверей», т.е. своего доступа в колонии, куда их не пускали страны-метропо­лии. Однако процесс передела мира шел трудно. Англичане, пытав­шиеся в ходе третьей англо-афганской войны подчинить себе Афга­нистан, были вынуждены отступить в 1919 г. Получив от СССР при­знание своей независимости, Афганистан, как и Иран, укрепил свое положение, заключив договоры с СССР. Советская помощь сыграла определенную роль в борьбе за независимость Турецкой республики, возникшей в 1919—1923 гг. на месте Османской империи. Практичес­ки весь колониальный мир был охвачен антиимпериалистическими восстаниями (в Египте в 1919 г., в Ливии в 1917—1932 гг., в Марокко в 1921-1926 гг., в Ираке в 1920 г., в Сирии в 1925-1927 гг.). Револю­ция 1925—1927 гг. в Китае открыла новые перспективы перед этой страной, сильно осложнившиеся после оккупации Японией в 1931 г. Маньчжурии и тем более после начала в 1937 г. открытой войны Япо­нии против Китая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: