Усиление раскола между ИНК и Мусульманской Лигой

Вместе с тем закон 1935 г. осложнил отношения двух основных конфессиональных общностей — индусов и мусульман. Во-первых, он поставил их в соревно­вательные отношения на выборах и, во-вторых, со­здал автономные провинции с преобладанием мусульманского населения (Пенджаб, Бенгалия, Синд, Северо-За­падная пограничная провинция), подготовив фактически почву для последовавшего через десятилетие раздела Британской Индии. По­ражение Мусульманской Лиги на выборах 1937 г. (получение Лигой 109 мест в законодательных собраниях провинций из 482, предназ­наченных для мусульман; формирование лишь в четырех провинци­ях из 11 коалиционных правительств при участии Лиги) заставило ее руководство пересмотреть свои позиции. Этот вопрос был рас­смотрен на 25-й сессии Лиги в Лакхнау в 1937 г. В целях укрепления организации и консолидации вокруг нее мусульман была разрабо­тана программа Лиги, включавшая различные требования полити­ческого, экономического и религиозного характера, отвечавшие интересам широких слоев мусульманского населения, и прежде все­го лозунг о полной независимости. Если ранее Мусульманская Лига, не признававшая гандистских методов несотрудничества, выража­ла готовность к совместным с ИНК конституционным действиям, то теперь она ориентировала своих последователей на самоорганиза­цию, опору на собственные силы и несотрудничество с ИНК.

На очередной сессии Лиги в Калькутте в 1938 г. М. А. Джинна вы­ступил с заявлением, что отныне его партия будет строить свои отно­шения с Конгрессом на основании «полного равноправия», а не на правах религиозного меньшинства. Условием возможного диалога должно быть признание Конгрессом права Лиги представлять всех мусульман Индии. Ранее многие члены Лиги состояли на правах двой­ного членства в ИНК; теперь сторонников сближения с Конгрессом, равно как и всех несогласных с линией руководства, стали исключать из партии. Сессия Лиги в Патне в том же 1938 г. наделила Рабочий Комитет чрезвычайными полномочиями, а также повысила роль цен­тральных органов Лиги по отношению к провинциальным. Централизации партии соответствовало изменение ее идеологических уста­новок: на смену самооценке мусульманской общины как ущемленного религиозного меньшинства пришло осознание себя полноправной «мусульманской нацией», стремящейся к самоопределению. Идея о са­моопределении мусульман Британской Индии прозвучала официаль­но из уст Джинны впервые на конференции Синдской провинциальной организации в Карачи в 1938 г., однако не оформилась еще в последо­вательную теорию «национального мусульманского очага».

Необходимо отметить, что растущая обособленность индийских мусульман была обусловлена не только развитием изоляционистских теоретических установок их лидеров на базе роста мусульманского национализма. Она была вызвана последовательной политикой англичан, нацеленной на внесение раскола в национально-освободи­тельное движение, ростом активности индусских коммуналистских сил, выступавших за создание индусского государства, и проявлениями антимусульманских настроений среди части конгрессистов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: