Государственные органы: признаки и характеристика

Государственный орган обладает основными признаками:

1) Осуществляет деятельность от имени государства;

2) Наделен властными полномочиями, издает нормативные акты;

3) Имеет определенную компетенцию;

4) Занимает место в механизме государства;

5) Имеет внутреннюю структуру, определяемую вышестоящим органом;

6) Финансируется из бюджета;.

Государство, в его человеческом измерении состоит из свободных индивидов - граждан государства. В этом смысле весь государственный механизм (аппарат), все государственные органы и учрежде­ния (законодательные, исполнительные, судебные и др.) - это институциализированные (организованные) группы граждан, которые в определенном право­вом порядке наделены государственно-вла­стными полномочиями и осуществляют их.

Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание РФ - парламент, состоящий из двух палат: Совета Феде­рации и Государственной Думы. В России всилу ее федеративного устройства следует раз­личать федеральные законодательные органы и законо­дательные органы субъектов федерации. В свою очередь система орга­нов законодательной власти в субъектах устанавливается ими самостоятельно, но на основе федерального законодательства. Этим обеспечивается единая иерархия власти и необходимые демократические свободы. Однако вызывает сомнение правомерность различного наименования этих органов государственной власти, например: палата представителей законодательного собрания Свердловской области, законодательное собрание в Тверской области, Челябинской области, областная Дума в Сахалинской области, Саратовской области, Государственное собрание в республике Саха-Якутия (Ил Тумэн), в республике Башкортостан (Курултай), Государственный совет (Хасэ) в республике Адыгея и др. Названные различия в наименованиях органов власти имеют место в демократической Федерации, где провозглашается равенство, как его можно добиться если с юридической точки зрения за разным наименованием следует различный правовой статус. Более правильно именовать органы власти в государстве так, Государственная Дума РФ, областная или республиканская Дума и городская Дума. В этом случае структуризация власти будет носить логически стройный и законченный смысл.

Исполнительную власть осуществляет правительство, а возглавляет президент как глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гра­жданина. Он определяет ос­новные направления внутренней и внешней политики государ­ства. В структуру правительства входят председатель, замести­тели председателя, федеральные министры, государственные агентства, федеральные службы и другие центральные учреждения (комитеты, комиссии, ведомства, инспекции, службы, бюро), местные государственные органы исполнительной власти. Испол­нительная власть в субъектах федерации принадлежит раз­личным по названию органам: правительствам, администрациям, которые возглавляются соответст­вующими должностными лицами (губернаторами, мэрами, главами ад­министраций, председателями правительства).

Судебную власть возглавляют Конституционный суд, Высший арбитражный суд и Верховный суд РФ. Им подчиняются соответствующие областные, городские, муниципальные, районные суды. В систему органов судебной власти входят суды общей юрисдикции, конституционные, арбитражные суды и мировые суды. Правосудие осуществляется только судом, судьи независимы и подчи­няются только конституции и закону. Законодательство, как правило, предусматривает несменяе­мость и неприкосновенность судей.

Выделение органов надзора за законностью (прокуратуры), как самостоятельных государственных органов, вряд ли оправдано. Данное положение ввело в заблуждение законодателей, когда они включали органы прокуратуры в главу Конституции, посвященную судебной власти. Очевидно, что в условиях разделения властей прокуратура относится к системе органов исполнительной, а не судебной власти. В этой связи необходимо отметить, что в Конституции России (ст. 129) она необоснованно вклю­чена в главу 7, которая посвящена судебной власти. Оправданием, вероятно является стремление законодателя избежать одной ошибки, но как всегда была допущена другая. Осуществление законности, в том числе в отношении деятельности силовых органов государства (органы МВД) производит централизованная сис­тема органов прокуратуры. Генеральный прокурор Российской Федерации возглавляет систему обеспечения законности, ему подчиняются нижестоящие региональные, городские и районные прокуратуры. Прокуроры субъектов федерации назначаются Ге­неральным прокурором по согласованию с субъектами Россий­ской Федерации, остальные прокуроры назначаются им самостоя­тельно.

Необходимо более точно выбирать смысловое значение, закладываемое в понятие, термин. Ошибочной является распространенная характеристика ряда министерств и ведомств (обороны, внутренних дел, федеральной безопасности, пограничной службы) в каче­стве «силовых органов». Свойства управляемого объекта нельзя превращать в характеристики управляющего субъекта. Источником повы­шенной опасности является транспортное средство, а не управляющее лицо (водитель). Отдельные музейные реликвии не делают сам му­зей «реликвией». Даже абсолютная монополия государства на законное применение силы, и само государство (как силовая структура), именуется правовой организацией публичной власти, а не силовой публичной властью.

Механизм (аппарат) государства - это не самоцель, а организационная форма и средство реализации суверенной го­сударственной власти в соответствии с требованиями правопо­рядка и законности. Однако, государственному аппарату повсеместно присуща тенден­ция к отчуждению от простых людей, народа и общества, бюрократизм и корпоративизм, злоупотребление своим положением и игнорирование действующего законодатель­ства, подмена общегосударственных интересов своими собствен­ными эгоистическими. Основными формами и направлениями борьбы против этих пороков государственного аппарата яв­ляются следующие. Совершенствование форм и процедур в орга­низации и деятельности всех звеньев государственного меха­низма, повышение образовательного и культурного уровня знаний (в правовом смысле), усиление неотвратимости юридической ответствен­ности, повышение правовой активности и контроля со стороны граж­дан и их общественных объединений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: