double arrow

Из речи Александра II в Государственном совете (28 января 1861 г.)


Из речи Александра II перед представителями московского дворянства (30 марта 1856 г.)

Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево, но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастию, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому притти. Я думаю, что и вы одного мнения со мною; следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу.

Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотрение Государственного совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие ее силы и могущества… Откладывать этого дела нельзя… Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства… Я надеюсь, господа, что при рассмотрении проектов, представленных в Государственный совет, вы убедитесь, что все, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков – сделано…, но прошу только не забывать, что основанием всего дела должно быть улучшение быта крестьян и улучшение не на словах только и не на бумаге, а на самом деле.




3. Из «Записки об освобождении крестьян в России» К.Д. Кавелина (1855 г.)

Крепостное право есть камень преткновения для всякаго успеха и развития в России… Все сколько-нибудь значительныя внутренния преобразования в России, без изъятия, так неразрывно связаны с упразднением крепостного права, что одно невозможно без другого… Так, напр., преобразование рекрутского устава невозможно, потому что оно повело бы к уничтожению крепостного права; невозможно изменить теперешнюю податную систему, потому что корень ея в том же праве; нельзя по той же самой причине ввести другую, более разумную, паспортную систему; невозможно распространение просвещения на низшие классы народа, преобразование судоустройства и судопроизводства, уголовнаго и гражданскаго, полиции и вообще администрации и теперешней цензуры, убийственной для науки и изящной литературы, - потому что все эти преобразования прямо или косвенно повели бы к ослаблению крепостного права, а этого-то ни под каким видом и не хотят владельцы. Вот почему Россия осуждена окаменеть, существовать в теперешнем виде, не подвигаясь на шаг вперед.

4. Из «Положения о земских учреждениях» (1 января 1864 г.)

1. Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернския и уездныя земские учреждения, состав и порядок действия коих определяется настоящим Положением…

7. Земские учреждения в постановлениях и распоряжениях своих не могут выходить из круга указанных им дел; по сему они не вмешиваются в дела, принадлежащия кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений…



8. Земския учреждения подвергаются законной ответственности… за действия, противныя существующим законам, за неисполнение основанных на законе требований местных начальств…

5. Из «Всеподданейшего доклада» министра внутренних дел графа М.Т. Лорис-Меликова императору Александру II (28 января 1881 г.)

…Великие реформы царствования вашего величества… представляются до сих пор отчасти не законченными, а отчасти не вполне согласованными между собою…

…Для России немыслима никакая организация народнаго представительства в формах, заимствованных с запада; формы эти не только чужды русскому народу, но могли бы даже поколебать все основныя его политические воззрения и внести в них полную смуту, последствия коей трудно и предвидеть. Равным образом, мне представляется далеко не своевременным и высказываемое некоторыми приверженцами старинных форм российскаго государства предложение о пользе образования у нас земской думы или земскаго собора…

Исходя из этого основного начала и принимая во внимание, что на местах имеются ныне уже постоянныя учреждения, способныя представить сведения и заключения по вопросам, подлежащим обсуждению высшаго правительства, мне казалось бы, что следует остановиться на учреждении в С.-Петербурге временных подготовительных комиссий, наподобие организованных в 1858 году редакционных комиссий (для подготовки отмены крепостного права, - сост.), с тем, чтобы работы этих комиссий были подвергаемы разсмотрению с участием представителей от земства и некоторых значительнейших городов…



…На обязанности комиссий лежало бы составление законопроектов в тех пределах, кои будут им указаны высочайшею волею.

За сим составленныя подготовительными комиссиями законопроекты подлежали бы, по указанию верховной власти, предварительному внесению в общую комиссию, имеющую образоваться под председательством особого назначеннаго высочайшею волею лица из председателей и членов подготовительных комиссий, с призывом выборных от губерний в коих введено положение о земских учреждениях, а также от некоторых значительнейших городов, по два от каждой губернии и города…

Рассмотренные и одобренные или исправленные общею комиссиею законопроекты подлежали бы внесению в Государственный совет, …для облегчения Государственнаго совета в предстоящих ему работах, быть может Вашему Величеству благоугодно будет повелеть призвать и в состав его, с правом голоса, несколько, от 10 до 15, представителей от общественных учреждений, обнаруживших особенныя познания, опытность и выдающиеся способности.

…Такое учреждение может дать правильный исход заметному стремлению общественных сил к служению престолу и отечеству, неминуемо внесет в народную жизнь оживляющее начало и предоставит правительству возможность пользоваться опытностью местных деятелей, ближе стоящих к народной жизни, нежели чиновники центральных управлений.







Сейчас читают про: