Правоустановительная деятельность в условиях формирования правового государства

Государство и право взаимосвязаны в своем возникновении, функционировании и развитии. Одной из немаловажных задач, относящихся к деятельности государства, является не только демократизация процесса создания, отмены и изменения, различных нормативно-правовых актов, но и совершенствование научных понятий и их определений. Ведь развитие и совершенствование понятий правовой науки – процесс объективный, связанный с обновлением и изменением общественного развития в целом. Одной из важнейших и неотъемлемых связей государства с правом является правоустановительная деятельность (правотворчество), которая при множестве определений не имеет четкого понятийного выражения. Учитывая плюрализм мнений и широту отстаиваемых позиций ученых, приведем различные наименования данной деятельности: нормотворческая, правотворческая, законодательная, законотворческая, правоустановительная. Наиболее распространенным наименованием деятельности является правотворчество, однако данная терминология этимологически не совсем верная. Правотворчество подразумевает дословно - творчество права. Принципиально важно то, что в условиях формирования правового государства, право не формируется произвольно, а возникает как результат конкретизации имеющихся прав человека и гражданина в различных аспектах. Поэтому наиболее верным является терминология – правоустановление. В этой связи важными являются следующие положения:

1) Правоустановление - форма деятельности государства, урегулированная правом, обусловленная эволюцией общественных отношений, выражающая его сущность и заключающаяся в активном официальном выражении источников и норм позитивного права.

2) Среди принципов правоустановления следует различать: сущностные и специфические. Сущностные обусловлены связью правоустановления (как явления) с сутью государства. Специфические отражают особенность правоустановления как вида деятельности, в его связи с родом деятельности.

3) Для повышения эффективности правоустановления необходимо построение иерархии принципов деятельности. Принципы обусловленные сущностью правового государства: демократизм, гласность, законность, гуманизм и справедливость, имеют приоритетное значение по отношению к принципам, отражающим специфику правоустановительной деятельности: правовой прогресс, научная обоснованность, системность, профессионализм, оперативность и исполнимость и др. Если сравнить демократизм и профессионализм, то становится ясно, что в современной России демократизм доминирует. Основной состав депутатов Государственной думы - непрофессионалы в области законотворчества (поэты, бизнесмены, врачи, артисты и др.). Лиц с юридическим образованием всего около 20 %., отсюда и проблемы. Демократизм важен, но он ведет к меньшему качеству принимаемых законов. В этой связи необходимо более глубоко изучить типы правоустановления (учтя сопутствующие достоинства и недостатки) применительно к разным типам государств.

4) Условия, в которых осуществляется правоустановление, оказывают непосредственное влияние на качество этой деятельности. В этой связи можно выделить три направления: требования обусловленные сущностью государства, установленные нормативные правила и сложившаяся историческая обстановка, в которой осуществляется деятельность. Совокупность условий деятельности позволили выделить в технологии правоустановительной процедуры стратегическую и тактическую составляющие, а также допустить коррекцию содержания правоустановительной деятельности под индивидуальное выражение в исторических условиях формирования правового государства.

5) Совершенствование правоустановительной практики в рамках формирования правового государства целесообразно по следующим направлениям: при осуществлении народовластия необходимо предоставить гражданину одновременное право голосования за выбор цели и средств ее достижения; федеральные конституционные законы имеющие большое социальное значение принимать методом не представительной, а прямой демократии; важно улучшить и повысить обязательные, юридические знания граждан на разных образовательных уровнях и, следовательно, включить в обязательный стандарт общего среднего образования дополнительные юридические дисциплины.

Правоустановление в государствах различных правовых семей направлено на регулирование наиболее важных общественных отношений, и от того, как и в какой форме это сделано, в немалой степени зависит сама возможность достижения социально значимых целей, для осуществления которых созданы соответствующие нормы. Поэтому, содержание и осуществление (процедура) официального установления всеобщего правила поведения имеет определенную нормативную урегулированность и неповторимость. Применительно к условиям формирования правового государства требования, предъявляемые к правоустановительной деятельности, значительно возрастают, и приобретают важное значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: