Методы философских исследований имеют ряд особенностей, отличающих их от методов других наук. Философские методы основаны на более высоком уровне обобщения, чем методы частных наук. Частные науки, обобщая факты, создают понятия - суждения о существенных свойствах объектов. Философия оформляет свои выводы при помощи категорий - предельно общих понятий. Таким образом, мы можем дать определение философскому методу.
философский метод (греч. methodos – путь познания) есть система наиболее общих приемов теоретического и эмпирического освоения действительнности. |
Если единицей познания частных наук является конкретный единичный факт, то единицей философского познания выступает философский факт - уже произведенное частными науками обобщение единичных фактов. Другими словами, философия делает предметом своего анализа обобщения частных наук, то есть она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Высший уровень обобщения в философии достигается при помощи универсальных (всеобщих) теоретических методов познания - диалектики и метафизики. При этом д иалектика выступает как учение о наиболее общих закономерностях развития, бытия и познания, как общий метод освоения действительности. Метафизика же является противоположным ей способом мышления и познания. Особенностью метафизики является тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира. Помимо указанных методов философия включает в себя: сенсуализм, рационализм, иррационализм и др.
Сенсуализм (от лат. sensus — чувство) — методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знание вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и др.) [22]
Рационализм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум (Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель и др.) [23]
Иррационализм — философский метод, который отрицает или по крайней мере, ограничивает роль разума в познании, а уделяет основное внимание иррациональным способам постижения бытия (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Бергсон, Хайдеггер и др.)[24]
Философия сама выступает в качестве методологии - учения о способах познания для других наук. Кроме всеобщих методов познания, в рамках философии (гносеологии и логики) разрабатываются и общенаучные методы, включающие и эмпирические методы познания действительности.