Методы философских исследований

Методы философских исследований имеют ряд особенностей, отличающих их от методов других наук. Философские методы основаны на более вы­соком уровне обобщения, чем методы частных наук. Частные нау­ки, обобщая факты, создают понятия - суждения о существенных свойствах объектов. Философия оформляет свои выводы при по­мощи категорий - предельно общих понятий. Таким образом, мы можем дать определение философскому методу.

философский метод (греч. methodos – путь познания) есть система наиболее общих приемов теоретического и эмпирического освоения действительнности.

Если единицей познания частных наук является конкретный единичный факт, то единицей философского познания высту­пает философский факт - уже произведенное частными наука­ми обобщение единичных фактов. Другими словами, философия делает предметом своего анализа обобщения частных наук, то есть она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Высший уровень обобщения в философии достигается при по­мощи универсальных (всеобщих) теоретических методов познания - диалекти­ки и метафизики. При этом д иалектика выступает как учение о наиболее общих закономерностях развития, бытия и познания, как общий метод освоения действительности. Метафизика же является противоположным ей способом мышления и познания. Особенностью метафизики является тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира. Помимо указанных методов философия включает в себя: сенсуализм, рационализм, иррационализм и др.

Сенсуализм (от лат. sensus — чувство) — методологический принцип, в котором за основу познания берут­ся чувства и который стремится все знание вывести из деятель­ности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и др.) [22]

Рационализм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум (Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель и др.) [23]

Иррационализм — философский метод, который отрицает или по крайней мере, ограничивает роль разума в познании, а уделяет основное внимание иррациональным способам постиже­ния бытия (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Бергсон, Хайдеггер и др.)[24]

Философия сама выступает в качестве методологии - учения о способах познания для других наук. Кроме всеобщих методов познания, в рамках философии (гносеологии и логики) разраба­тываются и общенаучные методы, включающие и эмпирические методы познания действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: