Синестезии

Известно, что любое наше состояние: сон – бодрствование, усталость – активность, радость – печаль и т.п. контролируются мозгом. В последние годы ученые доказали, что человек может сам управлять ритмикой своего мозга и теми биохимическими процессами, которые в нем происходят, используя метод «обратной связи». На этой основе были изобретены специальные методы, позволяющие человеку (без привлечения лекарств) избавляться от страха и боли, тоски и чрезвычайного возбуждения и т.п.

Предлагаемые ниже упражнения направлены на то, чтобы, во-первых, расширить возможности восприятия, памяти, внимания, воображения ребенка и, во-вторых, попытаться научить мозг подчиняться его собственным командам и работать именно так, как требуется в данный момент. Из предложенных ниже упражнений ребенок может в результате составить, собрать картину, обращение к которой его максимально расслабляет или, наоборот, помогает собраться, оказывает стимулирующее действие и т.д. Поэтому в конце каждого из упражнений ребенок должен словами описать свои ощущения и/или нарисовать их..

У 186. Зрительные представления.

А) Представьте себе различные фигуры: круг, треугольник, квадрат. «Покрасьте» фигуру в какой-нибудь цвет, теперь измените немного тон на более светлый или более темный; представьте себе, как фигура приобретает более «теплый» и более «холодный» цветовой оттенок. Затем представьте себе сразу две фигуры: два треугольника или треугольник и круг; раскрасьте, как и раньше, каждую из фигур; попробуйте наложить их друг на друга; подберите сочетание цветов и размеров так, чтобы Вам было приятно смотреть на них.

Б) Представьте какой-нибудь предмет (одушевленный или неодушевленный), медленно рассмотрите его форму, изгибы, пропорции, цвет. Вообразите, как он ведет себя при слабом дуновении ветерка и в бурю. Представьте постепенно как этот предмет окружается другими предметами. Меняйте эти декорации до тех пор, пока Ваша картина не понравится Вам до такой степени, что Вам захочется все это ощутить в реальности. Что у Вас получилось? Что это было?

У 187. Тактильные и кинестетические представления.

А) Представьте себе свои ощущения, когда Вы прикасаетесь к какому-нибудь предмету (дерево, вата, бархат, волосы и т.д.). Прикоснитесь в воображении к коре дерева, крапиве; к снегу –только что выпавшему и таящему; к разным цветкам, их лепесткам, стеблю, листьям; песку, струе воды, потоку горной реки, морю, перышку.

Б) Представьте пожатие руки, ощутите его тепло (и та холод), силу давления на Вашу руку. Погладьте кошку, собаку, жабу, ежа.

В) Вы идете, бежите лежите на пляже у реки, моря (песок, галька, ракушки); ныряете, плывете разными стилями. Карабкаетесь в гору, ползете в пещеру; гребете на лодке, ведете велосипед, играете в волейбол. Вдеваете нитку в иголку, шьете кожу (шелк) и т. Д.

Г) Представьте, что ручка медленно пишет Ваше имя. Как оно будет написано, Вами? Вы волнуетесь, засыпаете, торопитесь, Вам скучно и т.д.? Как Вы – поэт записываете: «Буря мглою небо…..»?

У 188. Обонятельные и вкусовые представления. Представьте себе, что Вы вдыхаете запах: прибитой дождем пыли, сада после грозы, знойной степи, луга; бензина, духов, дыма костра; мяты, сирени, моря, водорослей; свежеиспеченного хлеба, своего нелюбимого блюда, своего любимого блюда. Представьте вкус, температуру, плотность воды, пепси-колы, банана, йогурта, сыра и т.д.

У 189. Слуховые представления.

Представьте себе голоса знакомых Вам людей, вообразите, как они произносят что-то вопросительно, удивленно, гневно, радостно, растерянно. Представьте различные бытовые шумы, шум транспорта; скрип половиц в деревянном доме, скрип двери, окна, шелест занавесок; шум дождя, ливня, грозы, набегающей на берег волны; звук колокола и колокольный перезвон; звуки различных музыкальных инструментов.

У 190. Синестетические образы.

А) П. дает инструкцию представить и назвать предметы, фрукты, цветы определенного цвета, например, красного, или формы. Через минуту по его сигналу – предметы синего цвета и т.д. (до пяти минут). Сначала упражнение выполняется произвольно, а затем сочетается с движениями глаз. Например, глаза направо – помидор, налево –вишня (или вверх – трава, вниз –огурец). Данный алгоритм применим и для всех упражнений, описанных выше.

Б) Вспомните и постарайтесь воссоздать различные чувства: радость, страх, ярость, покой, удивление, раскаяние. Пользуясь теми образами, которые Вы воспроизвели ранее, «введите» эти чувства в соответствующие декорации, где сочетались бы все те представления, которым Вы научились. Это может быть один изолированный образ, но ощущаемый Вами всеми органами чувств, а может – пейзаж или законченное сценическое или кинематографическое произведение с большим количеством действующих лиц (может быть, и исторических), наполненное звуками, запахами, яркими красками.

В) Закройте глаза, «возьмите» образ, рассмотрите его в деталях и затем заставьте измениться: молодой человек постепенно превращается в старого и наоборот; молодой побег развивается в большое ветвистое дерево; зимний пейзаж превращается в весенний, летний – в осенний; старуха-нищенка –в красавицу; лягушка – в царевну. Попробуйте изобразить это только своим телом, в рисунке, расскажите, что произошло.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: