ДАРЫ и мена

«Ты мне, я тебе»

На­ту­ра­ль­ное хо­зяйс­тво, эко­но­ми­ка, про­из­водс­тво ори­ен­ти­ро­ва­ны на лич­ные по­треб­но­сти про­из­во­ди­те­ля и чле­нов се­мьи. При опре­де­лен­ных усло­ви­ях про­дук­ты тру­да отчуждают другим.

Про­дукт труда ┌───┴───┐ для се­бя ® для других ┌───┴────┐ аль­тру­изм® от­чуж­да­ет­ся (эгоизм) ┌────┴───┐ пре­ступ­но® за­конно ┌───┴───┐ при­ну­ди­те­ль­но® до­бро­во­льно (эксплуатация) ┌───┴──┐ ду­хам ® людям ┌───┴───┐ без­воз­мезд­но (дары)® воз­мезд­но (мена) ┌─────┴─────┐ да­ро­об­мен ® то­ва­ро­обмен

Аль­тру­изм - бескорыстная помощь, принесение блага другому человеку. Это - са­мый про­стой тип ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний. Он - осно­ва жиз­ни пер­во­быт­ных пле­мен в про­шлом и на­сто­ящем, а так­же нор­ма со­вре­мен­ной се­мьи: ро­ди­те­ли кор­мят де­тей и т.п. [см.: 78, с.130].

Разновидностью альтруизма являются отношения между людьми на основе принципа жизни взаимопомощи - “делиться” между неродственниками. Принцип “поделиться” материальными благами с другими людьми широко распространен в современных условиях. Можно утверждать, что это сохранение исходной формы сотрудничества в общинах, когда один человек помогал другому. Передаваемые таким образом блага не следует считать дарами.

От­чуж­де­ние про­дук­тов тру­да пред­став­ля­ет бо­лее слож­ную фор­му от­да­чи их дру­гим ли­цам. Ис­ход­ной ее фор­мой мож­но счи­тать про­ти­во­за­кон­ные фор­мы от­чуж­де­ния, из­ве­ст­ные с древ­но­сти и ши­ро­ко рас­про­стра­нен­ные в на­сто­ящее время.

За­кон­ное от­чуж­де­ние (присвоение) про­ис­хо­дит на осно­ве уста­но­влен­ных об­щес­твом норм, обы­ча­ев, пра­в, за­ко­нов. Ис­ход­ной его фор­мой яв­ля­ет­ся принудительное отчуждение экс­плу­ата­ции. До­бро­во­ль­ное от­чуж­де­ние так­же мно­го­об­ра­зно. Его ис­то­ри­че­ски ис­ход­ной фор­мой мож­но счи­тать по­жер­тво­ва­ния ду­хам пред­ков. С древ­но­сти и по на­сто­ящее вре­мя во всех стра­нах стро­ят па­мят­ни­ки, устра­ива­ют по­мин­ки по усо­пшим и со­вер­ша­ют иные по­жер­тво­ва­ния [см.: 78].

До­бро­во­ль­ное от­чуж­де­ние жи­вым лю­дям так­же мно­го­об­ра­зно. В про­стом слу­чае оно при­ни­ма­ет фор­му ми­ло­сты­ни ни­щим, по­да­яний бед­ным и т.п. В це­лом это на­зы­ва­ют бла­го­тво­ри­те­ль­но­стью.

Со­труд­ни­чество ┌──────┬─────────┼─────────┐ об­щин­ные ® по­мо­чи ® суп­ря­ги ® ар­те­ли ра­бо­ты за угощение (вза­имопомощь)

Иной фор­мой до­бро­во­ль­но­го от­чуж­де­ния лю­дям яв­ля­ют­ся да­ры, по­дар­ки, сувениры, гостинцы и т.п. В ми­ро­вой эко­но­ми­че­ской на­уке их на­зы­ва­ют од­но­сто­рон­ним транс­фер­том и двусторонней сделкой. Все лю­ди и да­рят и по­лу­ча­ют по­дар­ки. Эта прак­ти­ка жиз­ни об­ще­из­ве­ст­на, за­креп­ле­на в юри­ди­че­ских нор­мах граж­данс­ко­го ко­де­кса, но не на­шла адек­ват­но­го от­ра­же­ния в эко­но­ми­че­ской теории. Да­ре­ние не­ль­зя счи­тать про­стым яв­ле­ни­ем. Оно есть ре­зу­ль­тат гос­подс­тво­ва­вших ра­нее ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний. Н. Зи­бер по­ка­зал воз­мож­ность та­кой тен­ден­ции их ста­но­вле­ния. Ис­то­ри­че­ски ис­ход­ным бы­ло об­щее упо­треб­ле­ние пи­щи и на­пит­ков в об­щи­не. Та­кое по­ль­зо­ва­ние бла­га­ми со­хра­ня­ет­ся в пе­ре­жи­точ­ных фор­мах со­вре­мен­ных по­ми­нок по усо­пшим, ви­ди­мо, у мно­гих на­ро­дов. На его осно­ве воз­ни­ка­ет гос­те­при­имс­тво, ко­то­рое пред­по­ла­га­ет кор­мле­ние лю­бо­го чу­жо­го че­ло­ве­ка, по­се­тив­ше­го се­мью. Раз­ви­тие этих без­воз­мезд­ных от­но­ше­ний по­рож­да­ет за­тем да­ре­ние - пе­ре­да­чу про­дук­тов тру­да дру­гим в свя­зи с тем или иным со­бы­ти­ем. По­дар­ки ста­но­вят­ся средс­твом воз­на­граж­де­ния за труд лю­дей, что лег­ко на­блю­да­ет­ся в эт­но­гра­фи­че­ских ма­те­ри­алах по по­во­ду по­мочей.

Н. Зи­бер рас­сма­три­вал в ка­че­стве ис­ход­но­го отношения об­щин­ные ра­бо­ты, ко­то­рые по­рож­да­ют по­мо­чи и за­тем транс­фор­ми­ру­ют­ся в бо­лее слож­ные фор­мы со­труд­ни­че­ства.

Об­щин­ные ра­бо­ты пред­по­ла­га­ют со­вмест­ное стро­ите­льс­тво до­рог, мос­тов и т.п. Про­дук­ты та­ко­го тру­да идут в об­щее по­ль­зо­вание. По­мо­чи ( слово агноним ) пред­став­ля­ют со­вмест­ное вы­пол­не­ние ра­бот для от­де­ль­ных хозяев за уго­ще­ние и обя­за­те­льс­тво учас­тия в та­ком со­вмест­ном тру­де в по­ль­зу других. Взаимопомощь случайна, эпизодична, а помочи являются обычаями.

Суп­ря­ги - вза­имо­по­мощь на осно­ве до­го­во­ров, обыч­но при вы­пол­не­нии се­льс­ко­хо­зяйс­твен­ных ра­бот. Суп­ря­ги пред­по­ла­га­ют со­вмест­ное ис­по­ль­зо­ва­ние средств про­из­водс­тва при вы­пол­не­нии ра­бот в по­ль­зу каж­до­го участ­ни­ка. Еще сложнее «складчина» при совместном труде многих крестьян. На этой осно­ве воз­ни­ка­ют раз­лич­ные фор­мы пред­при­ятий, в том чис­ле ар­тели.

Ар­тель - первоначально со­вмест­ная ра­бо­та в по­ль­зу тре­ть­их лиц за воз­на­граж­дение. Затем она становится одной из первичных форм предпринимательства.

Пе­ре­жит­ки этих форм ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний ста­би­ль­ны во всех стра­нах, хо­тя и име­ют раз­ное зна­че­ние. Одновременно с ними происходила эволюция и особых отношений людей по поводу добровольного безвозмездного отчуждения ими продуктов своего труда. В целом, основные его стадии и современную структуру его форм можно показать схемой.

┌─ Спон­сорс­тво ┌─┴─ Бла­го­тво­ри­те­ль­ность ┌─┴─── По­бо­ры ┌─┴───── Да­ро­об­мен ┌─┴─────── Гос­тин­цы ┌─┴───────── Да­ры ┌─┴─────────── По­да­яния ┌─┴───────────── По­дар­ки ─┴─────────────── Под­но­ше­ния

ПОДНОШЕНИЕ полезности име­ет мес­то у жи­вот­ных, птиц, на­се­ко­мых, в част­но­сти «сва­деб­ные по­дар­ки» [см.: 76,с.137]. В та­ком слу­чае од­но жи­вое су­ще­ство не­сет дру­го­му опре­де­лен­ный про­дукт пи­та­ния, укра­ше­ния и т.п. Та­кие от­но­ше­ния про­яв­ля­ют аль­тру­изм - бес­ко­ры­ст­ный тип ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний по по­во­ду ре­сур­сов. Ана­ло­гич­ные от­но­ше­ния име­ют мес­то и в жиз­ни родс­твен­ных лю­дей. На их осно­ве воз­ник но­вый тип от­но­ше­ний, ко­то­рый су­ще­ству­ет по по­во­ду по­дарков.

ПОДАРКИ (4-5% дохода всех людей) сле­ду­ет рас­сма­три­вать в ка­че­стве вза­имо­по­мо­щи, бла­го­де­яний меж­ду неродс­твен­ни­ка­ми. В та­ком слу­чае име­ет мес­то од­но­сто­рон­нее дви­же­ние про­дук­та тру­да. И се­го­дня су­ще­ствен­ная их до­ля пре­под­но­сит­ся без рас­че­та на встреч­ное дви­же­ние про­дук­тов тру­да, не как эле­мент да­ро­об­ме­на. Их мо­ти­ва­ми мо­гут быть са­мые раз­лич­ные со­об­ра­же­ния: че­ло­век хо­чет оста­вить хо­ро­шее впе­ча­тле­ние о се­бе у дру­го­го че­ло­ве­ка, ко­то­ро­го он бо­ль­ше не встре­тит в жиз­ни. Дейс­тву­ют раз­лич­ные тра­ди­ции, обы­чаи в та­ких сделках.

ПОДАЯНИЯ (подачки) - осо­бый слу­чай по­дар­ков: их да­рят ни­щим в ка­че­стве по­мо­щи, как средс­тво обес­пе­че­ния их вы­жи­ва­ния. Это на­зы­ва­ют ми­ло­се­рди­ем, ми­ло­сты­ня­ми, пожертвованиями.

ДАРЫ («презентные отношения») мож­но счи­тать осо­бой фор­мой по­дар­ков. Богатым дают подношения. Дарами являются и слу­чаи, ког­да обы­чаи за­пре­ща­ют пла­тить, но пред­по­ла­га­ют опре­де­лен­ное воз­на­граж­де­ние за ка­кое-ли­бо дейс­твие, по­сту­пок. На­при­мер, тра­ди­ции мно­гих на­ро­дов за­пре­ща­ли пла­тить по­ви­ту­хам (по­ви­ва­ль­ным баб­кам) за при­ем ро­дов, но пред­по­ла­га­ли по­лу­че­ние опре­де­лен­ных да­ров в стро­го опре­де­лен­ное вре­мя [см.: 98].

ГОСТИНЦЫ - спе­ци­фи­че­ская фор­ма по­дар­ков, свя­зан­ных с по­се­ще­ни­ем дру­зей, зна­ко­мых, родс­твен­ни­ков. «Ка­кой ты гость, ес­ли не при­нес гос­тин­ца». У не­ко­то­рых на­ро­дов гос­тин­цем мо­жет быть не обя­за­те­ль­но ма­те­ри­аль­ная вещь, а опре­де­лен­ные све­де­ния, рас­сказ. Пред­по­ла­га­ет­ся, что гос­ти­нец слу­жит эк­ви­ва­лен­том уго­ще­ния, пре­до­став­ля­емо­го гостю.

СПОНСОРСТВО - ре­клам­ный дар бо­га­тых человеку, не имеющему средств на осу­ще­ствле­ние его идей. Он вы­го­ден то­му, кто его ока­зы­вает.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ - осо­бая фор­ма та­ких ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний. Она не сво­дит­ся только к пе­ре­да­че цен­но­стей, но и пред­по­ла­га­ет ока­за­ние услуг, например, ме­ди­цинс­ких, раз­ре­ше­ние на про­жи­ва­ние в опре­де­лен­ных мес­тах. Ее ока­зы­ва­ют бо­га­тые или об­щес­тво в це­лом (фи­лан­тро­пия).

Прак­ти­ка да­ре­ния об­ще­из­ве­ст­на. В по­всед­не­вной жиз­ни лю­ди час­то всту­па­ют в та­кие от­но­ше­ния. Что же ка­са­ет­ся эко­но­ми­че­ской на­уки, то она иг­но­ри­ру­ет от­но­ше­ния по по­во­ду да­ре­ния ма­те­ри­аль­ных благ, хо­тя ес­те­ствен­но зна­ет их. Обыч­но об этих от­но­ше­ни­ях то­ль­ко упо­ми­на­ют в тех или иных си­ту­аци­ях, но спе­ци­аль­но не ана­ли­зи­ру­ют их. В юри­ди­че­ской на­уке обо­со­бля­ют эту фор­му ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний. О них мож­но по­чи­тать в Или­аде и Одис­сее. Име­ет­ся это и в тео­ло­ги­че­ских пи­са­ни­ях, например, в Биб­лии, где ска­за­но о том, что вол­хвы при­не­сли да­ры Иису­су - мла­ден­цу [см.: от Мат­фея, гл.2]. В про­шлом мыс­ли­те­ли уде­ля­ли да­ре­нию мно­го вни­мания.

Современная практика дарения регламентируется этически и юридически - конституциями, кодексами законов (Глава 32 Гражданского кодекса России). Наиболее полно она отражается в юридических комментариях. Все это надо специально изучать для того, чтобы знать: кто, что, когда, при каких условиях может дарить и получать подарки. Имеется много важных аспектов дарственных отношений. Например, не допускаются дарственные отношения между коммерческими предприятиями, нельзя дарить то, что находится во владении (а не в собственности). Дарением является и наследование имущества и приданное. В России имеет значение возраст: дети могут получать подарки с 6 лет, дарить свой доход (заработок) с 14 лет, а имущество - с 18 лет. Важна этика дарения в отношениях между полами, начальством и подчиненными и т.п.

Да­вая по­да­рок, не рас­счи­ты­вай­те на от­вет­ный дар. Ес­ли хо­ти­те по­лу­чить по­да­рок, то луч­шим средс­твом для это­го яв­ля­ет­ся ваш по­да­рок, ко­то­рый, ве­ро­ят­нее все­го, вы­зо­вет отдар.

Да­ре­ние проявляет совместный образ жизни людей посредством передачи благ друг другу. На опре­де­лен­ном эта­пе оно по­ро­дило ме­ну - возмездную передачу ценностей.

Дарение ® мена ® рынок®пострынок

Историческая тенденция развития меновых отношений в целом представлена графиком.

продуктообмен

Товар - товар (товарообмен)

дар - дар (дарообмен ценностями)

добро - добро (нравственность поведения)

Нравственность покоится на определенных принципах взаимоотношений, в том числе на порядочности, гуманности и т.п., когда без нужды не вредят иным людям, стараясь отвечать добром на добро. Особое значение имеет этический принцип эквивалентности обязательств: добро за добро и т.п. Такие взаимоотношения возникли среди развитых животных, в том числе гоминидов (непосредственных предшественников людей). Они - норма поведения гуманных людей. Они существуют не только в обыденном общении, но и как принцип материальных отношений, проявляясь в дарообмене, а затем в товарообмене и продуктообмене.

Даяния ┌──────┴─────┐ по­дар­ки® воз­да­яния, от­да­ры (возмездные) ┌─────┴────┐ вы­год­ные ® при­бы­льные

Пла­тон на­зы­вал дарс­твен­ный об­мен как про­ти­во­по­лож­ность «тор­го­во­му об­ме­ну». «... Ис­кус­ст­во об­ме­на по обо­юд­но­му со­гла­ше­нию по­средс­твом да­ров, най­ма и про­да­жи...» [105,Т.2, с.279]. Для не­го «дар - об­мен лю­бе­знос­тя­ми» [105,Т.4, с.619]. Осо­бен­но подробно рас­сма­три­вал эти фор­мы ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний Арис­то­тель. Он ана­ли­зи­ро­вал их как осо­бый тип по­ступ­ков и пы­тал­ся их сис­те­ма­ти­зи­ро­вать [см.: 8,Т.4,с.241]. Всесторонне их рас­сма­три­ва­ют в ис­то­рии дип­ло­ма­тии и иных ис­то­ри­че­ских ра­бо­тах. Ин­те­ре­сны оцен­ки его зна­че­ния в древ­нем Ки­тае: «Об­мен да­ра­ми для древ­них лю­дей не был, ко­неч­но, обык­но­вен­ной сдел­кой. Он, пре­жде всего, удо­сто­ве­рял со­ци­аль­ный кре­дит че­ло­ве­ка, его по­ло­же­ние в об­щес­тва. Он уста­на­вли­вал, кто стар­ший и кто млад­ший, кто гос­по­дин, а кто слу­га» [78,с.57]. Эти со­об­ра­же­ния ве­сь­ма важ­ны для раз­ра­бо­тки об­щей ги­по­те­зы эво­лю­ции ма­те­ри­аль­ных от­но­шений.

Арис­то­тель рас­сма­три­вал и бес­ко­ры­ст­ные ти­пы да­яний, то есть без рас­че­та на от­дар - бла­го­де­яние в чис­том ви­де. Он обо­со­блял и та­кие, ко­то­рые име­ют вы­го­ды или пред­по­ла­га­ют воз­да­яние (ко­ры­ст­ные). В про­стом слу­чае да­ря­щий ока­зы­ва­ет под­держ­ку дру­гу и на­де­ет­ся на вза­им­ность при сво­их за­труд­не­ни­ях. При этом друзья пред­по­ла­га­ют рав­ное воз­да­яние. Дру­гие же да­ют и ожи­да­ют бо­ль­ших воз­да­яний. В свя­зи с этим воз­ни­ка­ет по­ня­тие «при­бы­ли». «Спор­ным яв­ля­ет­ся во­прос, что сле­ду­ет счи­тать ме­рой, что­бы со­от­ветс­твен­но от­да­вать на­зад: вы­го­ду при­няв­ше­го бла­го­де­яние или же [са­мо] бла­го­де­яние сде­лав­ше­го [до­брое де­ло]?... Не прав­да ли, ме­рой при друж­бе ра­ди по­ль­зы яв­ля­ет­ся вы­го­да то­го, кто ее по­лу­ча­ет? Ведь это он нуж­да­ет­ся, и [бла­го­де­тель] ока­зы­ва­ет ему под­держ­ку, имея в ви­ду по­лу­чить та­кую же. А зна­чит, под­держ­ка бы­ла та­ких раз­ме­ров, как по­лу­чен­ная вы­го­да, и от­да­вать сле­ду­ет сто­ль­ко, ско­ль­ко до­ста­лось, или да­же бо­ль­ше, ибо это пре­крас­ней» [8,Т.4,с.241].

Всесторонне рас­смо­трел этот во­прос Н. Зи­бер в ХIХ ве­ке. При­ве­ден­ный им эт­но­гра­фи­че­ский ма­те­ри­ал по­ка­зы­ва­ет зна­че­ние да­ре­ния, как и мно­го­об­ра­зие его форм, спо­со­бов и т.п. На­при­мер, ри­ту­ал да­ре­ния мог пред­по­ла­гать пе­ре­да­чу по­дар­ков в пер­вый день по­се­ще­ния ино­стран­но­го ко­раб­ля при от­ка­зе брать что ли­бо в этот день. На сле­ду­ющий же день че­ло­век по­се­щал ко­рабль с пус­ты­ми ру­ка­ми, но пред­по­ла­гал по­лу­че­ние бо­ль­ших по­дар­ков [см.: 52,с.164]. По­ра­зи­те­ль­но оби­лие форм та­ко­го пе­ре­дви­же­ния про­дук­тов тру­да, как и ле­жа­щих в их осно­ве обы­ча­ев. Де­лясь сво­им иму­ще­ством, человек при­об­ре­та­ет жаж­ду де­ле­ния чу­жо­го иму­ще­ства. И про­ис­хо­дит это раз­лич­ны­ми спо­со­ба­ми. При этом час­то про­ис­хо­дит об­мен раз­лич­но­го ро­да: про­дукт тру­да ме­ня­ет­ся на труд, что ха­рак­тер­но для по­мо­чей: по­мог­ли вы­пол­нить опре­де­лен­ную ра­бо­ту и вза­мен по­лу­ча­ют уго­щение.

Зом­ло так трак­то­вал это пре­вра­ще­ние да­ра в ме­ну: «Эта юри­ди­че­ская сдел­ка тем по­хо­дит на да­ре­ние, что она с са­мо­го на­ча­ла яв­ля­ет­ся од­но­сто­рон­ним да­ром, ко­то­ро­му со­от­ветс­тву­ет одностороннее по­лу­че­ние с тем, что ве­ли­чи­на это­го да­ра, рав­но как са­мый факт да­ре­ния вы­те­ка­ет из од­но­сто­рон­не­го ре­ше­ния то­го, кто да­ет. Она, од­на­ко, по­сто­ль­ку при­бли­жа­ет­ся к ме­не, по­ско­ль­ку этот факт да­ре­ния про­ис­хо­дит в ожи­да­нии от­пла­ты и обыч­но стро­жай­шим об­ра­зом обя­зы­ва­ет к та­ко­вой. От­но­си­те­ль­но цен­но­сти да­ра и цен­но­сти обя­за­те­ль­ной от­пла­ты су­ще­ству­ют твер­дые обы­чаи. Правильно, по­это­му, эту юри­ди­че­скую сдел­ку обо­зна­чать как да­ре­ние-ме­ну» [131, с.106].

Деяние ® даяние ® дар (вклад) [см.: 82,Т.4,с.622]

В по­след­нее вре­мя ак­ти­ви­зи­ру­ет­ся ис­сле­до­ва­ние эко­но­ми­ста­ми дарс­твен­ных от­но­ше­ний. Широту ис­сле­до­ва­ний этих от­но­ше­ний мож­но ви­деть на примере ра­бо­ты Н.З. Дэ­ви­са [см.: 44, хо­ро­шая биб­лио­гра­фия]. В ней он по­ка­зы­ва­ет со­от­не­се­ние дарс­твен­ных и ры­ноч­ных от­но­ше­ний. Дарс­твен­ные от­но­ше­ния, не­со­мнен­но, воз­ни­кли пер­вы­ми и все бо­лее вы­тес­ня­ют­ся ры­ноч­ны­ми от­но­ше­ни­ями. «Ры­нок вы­тес­ня­ет дар» [там же]. В то же вре­мя дарс­твен­ные от­но­ше­ния со­хра­ня­ют зна­че­ние в усло­ви­ях рын­ка. Н.З. Дэ­вис по­ка­зы­ва­ет мно­го­об­ра­зие форм дарс­твен­ных от­но­ше­ний в сред­не­ве­ко­вой Фран­ции. «Су­ще­ству­ет це­лый ком­плекс пра­вил об­ме­на да­ра­ми, от­но­ся­щим­ся к глав­ным со­бы­ти­ям че­ло­ве­че­ской жиз­ни, та­ким как рож­де­ния, бра­ки, смерть. Та­кой об­мен свя­зы­вал се­мьи меж­ду со­бой и объ­еди­нял их с бо­лее ши­ро­ким со­ци­аль­ным со­об­щес­твом. Су­ще­ство­вал так­же «ка­лен­дар­ный» об­мен да­ра­ми в те­че­ние го­да. Он на­чи­нал­ся с но­во­год­них по­дар­ков...» [там же]. Н.З. Дэ­вис рас­сма­три­ва­ет «го­ри­зон­та­ль­ные» (со­седс­кие) и «вер­ти­ка­ль­ные» (бла­го­род­ные) да­ре­ния. Эти от­но­ше­ния так­же ши­ро­ко бы­ли рас­про­стра­не­ны и в ка­че­стве эле­мен­та воз­на­граж­де­ния за труд: «В сфе­ре тру­да опла­та и по­дар­ки шли как бы бок о бок на всех сту­пе­нях со­ци­аль­ной лест­ни­цы». Вне по­дар­ков не мог су­ще­ство­вать и биз­нес. «Лю­бо­му пред­при­ни­ма­те­лю, до­би­вав­ше­му­ся ко­ро­левс­ких при­ви­ле­гий для сво­ей про­дук­ции, при­хо­ди­лось ис­кать про­тек­ции у ко­ро­левс­ких долж­но­ст­ных лиц, и путь свой от низ­ших сту­пе­ней к выс­шим он дол­жен был вы­мос­тить по­дар­ка­ми» [там же]. Та­кое зна­че­ние по­дар­ки со­хра­ня­ют по на­сто­ящее вре­мя. Они про­ни­ка­ют в ры­ноч­ные от­но­ше­ния, ста­но­вясь их эле­ментом.

Современное дарение обычно является элементом дарственной мены (дарообмена). Да­ро­об­мен пред­по­ла­га­ет от­дар: «Даю для того, чтобы ты мне дал». В то же вре­мя не лю­бой по­да­рок ста­но­вит­ся ис­ход­ным началом да­ро­об­ме­на. Да­вая по­да­рок, не сле­ду­ет рас­счи­ты­вать на воз­да­яние. Но ес­ли нет воз­да­яний, то сле­ду­ющий раз не бу­дет и по­дарка.

Да­ро­об­мен пред­по­ла­га­ет со­от­не­се­ние зна­чи­мо­сти да­ра и от­да­ра, о чем уже раз­мыш­лял Арис­то­тель. В до­ры­ноч­ную эпо­ху та­кое со­от­не­се­ние зна­чи­мо­сти да­ра и от­да­ра мог­ло осу­ще­ствля­ть­ся то­ль­ко на осно­ве за­трат тру­да на эти объ­ек­ты. Это подтверждает и следующее по­ло­же­ние Пла­то­на: «... Ре­мес­лен­ник зна­ет дейс­тви­те­ль­ную сто­имость сво­ей ра­бо­ты...» [105,Т.3,с.384]. Ре­мес­лен­ни­ки зна­ют за­тра­ты тру­да на про­из­водс­тво сво­их ве­щей. И это бы­ло кри­те­ри­ем со­по­став­ле­ния зна­чи­мо­сти да­ров и от­да­ров с античности. В усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки оно про­ис­хо­дит по­средс­твом денежной оцен­ки да­ра и от­да­ра. Имен­но на осно­ве та­ких кри­те­ри­ев и воз­ни­кло пред­став­ле­ние о про­пор­ци­ях об­ме­на. Де­тер­ми­ни­ро­ван­ность про­пор­ций вы­те­ка­ет из от­но­ше­ний лю­дей.




double arrow
Сейчас читают про: