«Ты мне, я тебе»
Натуральное хозяйство, экономика, производство ориентированы на личные потребности производителя и членов семьи. При определенных условиях продукты труда отчуждают другим.
| Продукт труда ┌───┴───┐ для себя ® для других ┌───┴────┐ альтруизм® отчуждается (эгоизм) ┌────┴───┐ преступно® законно ┌───┴───┐ принудительно® добровольно (эксплуатация) ┌───┴──┐ духам ® людям ┌───┴───┐ безвозмездно (дары)® возмездно (мена) ┌─────┴─────┐ дарообмен ® товарообмен |
Альтруизм - бескорыстная помощь, принесение блага другому человеку. Это - самый простой тип материальных отношений. Он - основа жизни первобытных племен в прошлом и настоящем, а также норма современной семьи: родители кормят детей и т.п. [см.: 78, с.130].
Разновидностью альтруизма являются отношения между людьми на основе принципа жизни взаимопомощи - “делиться” между неродственниками. Принцип “поделиться” материальными благами с другими людьми широко распространен в современных условиях. Можно утверждать, что это сохранение исходной формы сотрудничества в общинах, когда один человек помогал другому. Передаваемые таким образом блага не следует считать дарами.
Отчуждение продуктов труда представляет более сложную форму отдачи их другим лицам. Исходной ее формой можно считать противозаконные формы отчуждения, известные с древности и широко распространенные в настоящее время.
Законное отчуждение (присвоение) происходит на основе установленных обществом норм, обычаев, прав, законов. Исходной его формой является принудительное отчуждение эксплуатации. Добровольное отчуждение также многообразно. Его исторически исходной формой можно считать пожертвования духам предков. С древности и по настоящее время во всех странах строят памятники, устраивают поминки по усопшим и совершают иные пожертвования [см.: 78].
Добровольное отчуждение живым людям также многообразно. В простом случае оно принимает форму милостыни нищим, подаяний бедным и т.п. В целом это называют благотворительностью.
| Сотрудничество ┌──────┬─────────┼─────────┐ общинные ® помочи ® супряги ® артели работы за угощение (взаимопомощь) |
Иной формой добровольного отчуждения людям являются дары, подарки, сувениры, гостинцы и т.п. В мировой экономической науке их называют односторонним трансфертом и двусторонней сделкой. Все люди и дарят и получают подарки. Эта практика жизни общеизвестна, закреплена в юридических нормах гражданского кодекса, но не нашла адекватного отражения в экономической теории. Дарение нельзя считать простым явлением. Оно есть результат господствовавших ранее материальных отношений. Н. Зибер показал возможность такой тенденции их становления. Исторически исходным было общее употребление пищи и напитков в общине. Такое пользование благами сохраняется в пережиточных формах современных поминок по усопшим, видимо, у многих народов. На его основе возникает гостеприимство, которое предполагает кормление любого чужого человека, посетившего семью. Развитие этих безвозмездных отношений порождает затем дарение - передачу продуктов труда другим в связи с тем или иным событием. Подарки становятся средством вознаграждения за труд людей, что легко наблюдается в этнографических материалах по поводу помочей.
Н. Зибер рассматривал в качестве исходного отношения общинные работы, которые порождают помочи и затем трансформируются в более сложные формы сотрудничества.
Общинные работы предполагают совместное строительство дорог, мостов и т.п. Продукты такого труда идут в общее пользование. Помочи ( слово агноним ) представляют совместное выполнение работ для отдельных хозяев за угощение и обязательство участия в таком совместном труде в пользу других. Взаимопомощь случайна, эпизодична, а помочи являются обычаями.
Супряги - взаимопомощь на основе договоров, обычно при выполнении сельскохозяйственных работ. Супряги предполагают совместное использование средств производства при выполнении работ в пользу каждого участника. Еще сложнее «складчина» при совместном труде многих крестьян. На этой основе возникают различные формы предприятий, в том числе артели.
Артель - первоначально совместная работа в пользу третьих лиц за вознаграждение. Затем она становится одной из первичных форм предпринимательства.
Пережитки этих форм материальных отношений стабильны во всех странах, хотя и имеют разное значение. Одновременно с ними происходила эволюция и особых отношений людей по поводу добровольного безвозмездного отчуждения ими продуктов своего труда. В целом, основные его стадии и современную структуру его форм можно показать схемой.
| ┌─ Спонсорство ┌─┴─ Благотворительность ┌─┴─── Поборы ┌─┴───── Дарообмен ┌─┴─────── Гостинцы ┌─┴───────── Дары ┌─┴─────────── Подаяния ┌─┴───────────── Подарки ─┴─────────────── Подношения |
ПОДНОШЕНИЕ полезности имеет место у животных, птиц, насекомых, в частности «свадебные подарки» [см.: 76,с.137]. В таком случае одно живое существо несет другому определенный продукт питания, украшения и т.п. Такие отношения проявляют альтруизм - бескорыстный тип материальных отношений по поводу ресурсов. Аналогичные отношения имеют место и в жизни родственных людей. На их основе возник новый тип отношений, который существует по поводу подарков.
ПОДАРКИ (4-5% дохода всех людей) следует рассматривать в качестве взаимопомощи, благодеяний между неродственниками. В таком случае имеет место одностороннее движение продукта труда. И сегодня существенная их доля преподносится без расчета на встречное движение продуктов труда, не как элемент дарообмена. Их мотивами могут быть самые различные соображения: человек хочет оставить хорошее впечатление о себе у другого человека, которого он больше не встретит в жизни. Действуют различные традиции, обычаи в таких сделках.
ПОДАЯНИЯ (подачки) - особый случай подарков: их дарят нищим в качестве помощи, как средство обеспечения их выживания. Это называют милосердием, милостынями, пожертвованиями.
ДАРЫ («презентные отношения») можно считать особой формой подарков. Богатым дают подношения. Дарами являются и случаи, когда обычаи запрещают платить, но предполагают определенное вознаграждение за какое-либо действие, поступок. Например, традиции многих народов запрещали платить повитухам (повивальным бабкам) за прием родов, но предполагали получение определенных даров в строго определенное время [см.: 98].
ГОСТИНЦЫ - специфическая форма подарков, связанных с посещением друзей, знакомых, родственников. «Какой ты гость, если не принес гостинца». У некоторых народов гостинцем может быть не обязательно материальная вещь, а определенные сведения, рассказ. Предполагается, что гостинец служит эквивалентом угощения, предоставляемого гостю.
СПОНСОРСТВО - рекламный дар богатых человеку, не имеющему средств на осуществление его идей. Он выгоден тому, кто его оказывает.
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ - особая форма таких материальных отношений. Она не сводится только к передаче ценностей, но и предполагает оказание услуг, например, медицинских, разрешение на проживание в определенных местах. Ее оказывают богатые или общество в целом (филантропия).
Практика дарения общеизвестна. В повседневной жизни люди часто вступают в такие отношения. Что же касается экономической науки, то она игнорирует отношения по поводу дарения материальных благ, хотя естественно знает их. Обычно об этих отношениях только упоминают в тех или иных ситуациях, но специально не анализируют их. В юридической науке обособляют эту форму материальных отношений. О них можно почитать в Илиаде и Одиссее. Имеется это и в теологических писаниях, например, в Библии, где сказано о том, что волхвы принесли дары Иисусу - младенцу [см.: от Матфея, гл.2]. В прошлом мыслители уделяли дарению много внимания.
Современная практика дарения регламентируется этически и юридически - конституциями, кодексами законов (Глава 32 Гражданского кодекса России). Наиболее полно она отражается в юридических комментариях. Все это надо специально изучать для того, чтобы знать: кто, что, когда, при каких условиях может дарить и получать подарки. Имеется много важных аспектов дарственных отношений. Например, не допускаются дарственные отношения между коммерческими предприятиями, нельзя дарить то, что находится во владении (а не в собственности). Дарением является и наследование имущества и приданное. В России имеет значение возраст: дети могут получать подарки с 6 лет, дарить свой доход (заработок) с 14 лет, а имущество - с 18 лет. Важна этика дарения в отношениях между полами, начальством и подчиненными и т.п.
Давая подарок, не рассчитывайте на ответный дар. Если хотите получить подарок, то лучшим средством для этого является ваш подарок, который, вероятнее всего, вызовет отдар.
Дарение проявляет совместный образ жизни людей посредством передачи благ друг другу. На определенном этапе оно породило мену - возмездную передачу ценностей.
Дарение ® мена ® рынок®пострынок
Историческая тенденция развития меновых отношений в целом представлена графиком.
продуктообмен
Товар - товар (товарообмен)
дар - дар (дарообмен ценностями)
добро - добро (нравственность поведения)
Нравственность покоится на определенных принципах взаимоотношений, в том числе на порядочности, гуманности и т.п., когда без нужды не вредят иным людям, стараясь отвечать добром на добро. Особое значение имеет этический принцип эквивалентности обязательств: добро за добро и т.п. Такие взаимоотношения возникли среди развитых животных, в том числе гоминидов (непосредственных предшественников людей). Они - норма поведения гуманных людей. Они существуют не только в обыденном общении, но и как принцип материальных отношений, проявляясь в дарообмене, а затем в товарообмене и продуктообмене.
| Даяния ┌──────┴─────┐ подарки® воздаяния, отдары (возмездные) ┌─────┴────┐ выгодные ® прибыльные |
Платон называл дарственный обмен как противоположность «торговому обмену». «... Искусство обмена по обоюдному соглашению посредством даров, найма и продажи...» [105,Т.2, с.279]. Для него «дар - обмен любезностями» [105,Т.4, с.619]. Особенно подробно рассматривал эти формы материальных отношений Аристотель. Он анализировал их как особый тип поступков и пытался их систематизировать [см.: 8,Т.4,с.241]. Всесторонне их рассматривают в истории дипломатии и иных исторических работах. Интересны оценки его значения в древнем Китае: «Обмен дарами для древних людей не был, конечно, обыкновенной сделкой. Он, прежде всего, удостоверял социальный кредит человека, его положение в общества. Он устанавливал, кто старший и кто младший, кто господин, а кто слуга» [78,с.57]. Эти соображения весьма важны для разработки общей гипотезы эволюции материальных отношений.
Аристотель рассматривал и бескорыстные типы даяний, то есть без расчета на отдар - благодеяние в чистом виде. Он обособлял и такие, которые имеют выгоды или предполагают воздаяние (корыстные). В простом случае дарящий оказывает поддержку другу и надеется на взаимность при своих затруднениях. При этом друзья предполагают равное воздаяние. Другие же дают и ожидают больших воздаяний. В связи с этим возникает понятие «прибыли». «Спорным является вопрос, что следует считать мерой, чтобы соответственно отдавать назад: выгоду принявшего благодеяние или же [само] благодеяние сделавшего [доброе дело]?... Не правда ли, мерой при дружбе ради пользы является выгода того, кто ее получает? Ведь это он нуждается, и [благодетель] оказывает ему поддержку, имея в виду получить такую же. А значит, поддержка была таких размеров, как полученная выгода, и отдавать следует столько, сколько досталось, или даже больше, ибо это прекрасней» [8,Т.4,с.241].
Всесторонне рассмотрел этот вопрос Н. Зибер в ХIХ веке. Приведенный им этнографический материал показывает значение дарения, как и многообразие его форм, способов и т.п. Например, ритуал дарения мог предполагать передачу подарков в первый день посещения иностранного корабля при отказе брать что либо в этот день. На следующий же день человек посещал корабль с пустыми руками, но предполагал получение больших подарков [см.: 52,с.164]. Поразительно обилие форм такого передвижения продуктов труда, как и лежащих в их основе обычаев. Делясь своим имуществом, человек приобретает жажду деления чужого имущества. И происходит это различными способами. При этом часто происходит обмен различного рода: продукт труда меняется на труд, что характерно для помочей: помогли выполнить определенную работу и взамен получают угощение.
Зомло так трактовал это превращение дара в мену: «Эта юридическая сделка тем походит на дарение, что она с самого начала является односторонним даром, которому соответствует одностороннее получение с тем, что величина этого дара, равно как самый факт дарения вытекает из одностороннего решения того, кто дает. Она, однако, постольку приближается к мене, поскольку этот факт дарения происходит в ожидании отплаты и обычно строжайшим образом обязывает к таковой. Относительно ценности дара и ценности обязательной отплаты существуют твердые обычаи. Правильно, поэтому, эту юридическую сделку обозначать как дарение-мену» [131, с.106].
Деяние ® даяние ® дар (вклад) [см.: 82,Т.4,с.622]
В последнее время активизируется исследование экономистами дарственных отношений. Широту исследований этих отношений можно видеть на примере работы Н.З. Дэвиса [см.: 44, хорошая библиография]. В ней он показывает соотнесение дарственных и рыночных отношений. Дарственные отношения, несомненно, возникли первыми и все более вытесняются рыночными отношениями. «Рынок вытесняет дар» [там же]. В то же время дарственные отношения сохраняют значение в условиях рынка. Н.З. Дэвис показывает многообразие форм дарственных отношений в средневековой Франции. «Существует целый комплекс правил обмена дарами, относящимся к главным событиям человеческой жизни, таким как рождения, браки, смерть. Такой обмен связывал семьи между собой и объединял их с более широким социальным сообществом. Существовал также «календарный» обмен дарами в течение года. Он начинался с новогодних подарков...» [там же]. Н.З. Дэвис рассматривает «горизонтальные» (соседские) и «вертикальные» (благородные) дарения. Эти отношения также широко были распространены и в качестве элемента вознаграждения за труд: «В сфере труда оплата и подарки шли как бы бок о бок на всех ступенях социальной лестницы». Вне подарков не мог существовать и бизнес. «Любому предпринимателю, добивавшемуся королевских привилегий для своей продукции, приходилось искать протекции у королевских должностных лиц, и путь свой от низших ступеней к высшим он должен был вымостить подарками» [там же]. Такое значение подарки сохраняют по настоящее время. Они проникают в рыночные отношения, становясь их элементом.
Современное дарение обычно является элементом дарственной мены (дарообмена). Дарообмен предполагает отдар: «Даю для того, чтобы ты мне дал». В то же время не любой подарок становится исходным началом дарообмена. Давая подарок, не следует рассчитывать на воздаяние. Но если нет воздаяний, то следующий раз не будет и подарка.
Дарообмен предполагает соотнесение значимости дара и отдара, о чем уже размышлял Аристотель. В дорыночную эпоху такое соотнесение значимости дара и отдара могло осуществляться только на основе затрат труда на эти объекты. Это подтверждает и следующее положение Платона: «... Ремесленник знает действительную стоимость своей работы...» [105,Т.3,с.384]. Ремесленники знают затраты труда на производство своих вещей. И это было критерием сопоставления значимости даров и отдаров с античности. В условиях рыночной экономики оно происходит посредством денежной оценки дара и отдара. Именно на основе таких критериев и возникло представление о пропорциях обмена. Детерминированность пропорций вытекает из отношений людей.






