Словом “сотрудничество” называют разные экономические понятия: совместный труд (когда несколько человек одновременно выполняют одну работу), совместное обеспечение жизни посредством мены продуктами труда (например, обособленные ремесленники, продающие друг другу продукты своего труда), совместное хозяйствование (например, в партнерстве).
2.7.1. Анархия свободного рынка
В условиях натуральной экономики не существует анархичности, если не считать диких случаев «сотрудничества лебедя, рака и щуки». В условиях свободного рынка (или совершенной конкуренции) анархия является нормой или экономическим законом. Такому рынку присуще действие экономического закона анархии.
Простой товаропроизводитель свободного рынка определяет самостоятельно, что и сколько производить, не согласовывая этих вопросов с потенциальными покупателями его товаров. В результате до процесса производства не известно, кому и по какой цене будут проданы товары:
|
|
ПРОИЗВЕЛ® ПРОДАЛ.
Реализация товаров показывает степень соответствия личных решений товаропроизводителя требованиям рынка. Если товар не реализован, то его частный труд не стал общественно необходимым. Затраченный труд оказался бесполезным, и такой товаропроизводитель понесет убытки и может даже разориться. Свободный рынок преодолевает анархичность производства порождением планомерной его организованности, в соответствии с которой производители работают на известный рынок по принципу:
ПРОДАЛ® ПРОИЗВЕЛ.
2.7.2. Планомерное и плановое сотрудничество
Планомерное сотрудничество возникает частично в натуральном хозяйстве и все более развивается в рыночной экономике. Планомерность (и тем более плановость), как сознательная организация совместной деятельности, предполагает существование лидера, который обеспечивает такое согласование труда обособленных производителей. От качества деятельности этого лидера зависит успешность планомерности труда людей. В связи с этим и необходимо рассмотреть особую функцию лидеров в планомерном сотрудничестве в условиях натуральной и рыночной экономики. В ХХ веке главной фигурой среди лидеров становятся менеджеры. Поставим вопрос «кто такой менеджер?», чтобы на его основе системно объяснить роль лидеров общества, и, прежде всего в экономике.