Что такое цена?

Актуальность этого вопроса состоит в том, что цена стала главным средством эксплуатации народов всего мира. Этот во­прос ста­вил­ся и в древ­но­сти. В те­че­ние всей ис­то­рии об­щес­тва на не­го пы­та­лись дать от­вет, и из­ве­ст­но мно­го мне­ний, кон­цеп­ций от­ве­та на этот во­прос. Со­вре­мен­ни­ки так­же высказывают разно­об­ра­зные мне­ния по этому во­просу. Это сви­де­те­льс­тву­ет о том, что во всем мно­го­об­ра­зии со­об­ра­же­ний че­го-то не хва­та­ет, что­бы од­но­знач­но по­нять спе­ци­фи­ку цены то­вара.

Мно­гие мо­но­гра­фии по­свя­ще­ны от­ве­ту на этот во­прос. В учеб­ных по­со­би­ях на­чи­на­ют с не­го. Это по­нят­но, но для вновь фор­ми­ру­ющих свои взгляды мо­ло­дых лю­дей не сле­ду­ет на­вя­зы­вать опре­де­лен­ную кон­цеп­цию от­ве­та до то­го, как у них воз­ни­кнет опре­де­лен­ная эко­но­ми­че­ская эру­ди­ция. В лю­бом слу­чае бес­пло­ден от­вет на этот во­прос в на­ча­ле курса основ эко­но­ми­че­ской тео­рии. Ра­цио­на­ль­нее познать, пре­жде всего, то, что уже бо­лее или ме­нее стро­го уста­но­вле­но и од­но­знач­но по­ни­ма­ет­ся хо­тя бы основ­ны­ми эко­но­ми­че­ски­ми шко­ла­ми по дан­но­му во­про­су. До тех пор, по­ка не осмыс­ле­но зна­че­ние превратных и пре­вра­щен­ных форм во­об­ще, сто­имость и це­на трак­ту­ют­ся как не­что, со­от­но­ся­ще­еся ина­че, до тех пор не­ ра­цио­на­ль­но пы­та­ть­ся их по­нять обо­со­блен­но. «Па­ре­то... вы­сту­пил по су­ще­ству, во­об­ще про­тив не­об­хо­ди­мо­сти ка­кой-ли­бо тео­рии сто­имо­сти, счи­тая до­ста­точ­ным на­ли­чие од­ной тео­рии це­ны» [81,Т.1,с.39]. В свя­зи с этим мне­ни­ем сле­ду­ет иметь в ви­ду, что одна теория при­зва­на объ­яс­нить и стоимость, и це­ну то­ва­ра, и мно­гое дру­гое во взаимосвязи. Не­ль­зя объ­яс­нить обо­со­блен­но (не тео­ре­ти­че­ски) ни сто­имо­сти без це­ны, ни це­ны без сто­имости.

Не­воз­мож­но по­ка­зать путь ав­торс­ких ис­сле­до­ва­ний це­ны, да в этом нет и не­об­хо­ди­мо­сти. Рас­кро­ем по­зи­ти­вно узло­вые по­ло­же­ния ги­по­те­зы тео­рии цены.

Напомню, диа­лек­ти­че­ское мыш­ле­ние ве­дет к тео­ре­ти­че­ско­му объ­яс­не­нию объ­ек­та, ко­то­рое од­но­вре­мен­но эво­лю­ци­он­но ото­бра­жа­ет про­шлое, на­сто­ящее и осно­ву бу­ду­ще­го, в част­но­сти, ге­не­зис, струк­ту­ру и перс­пек­ти­вы от­но­ше­ний лю­дей в про­цес­се об­мена.

Од­но­вре­мен­ное объ­яс­нение ┌────────┴────────┐ ста­но­вле­ния ® со­вре­мен­ного ® будущего (генезиса, состояния (перс­пек­тивы) ретроспективы) (струк­ту­ры)

Труд - ве­ду­щий фак­то­р жиз­ни лю­дей. По­это­му эко­но­ми­че­ская на­ука долж­на изу­чать его в лю­бом слу­чае. Наряду с природой, он является ис­точ­ником благ для лю­дей. Труд играет основную роль и в процессе превращения благ в товары. Что пре­вра­ща­ет бла­га в то­ва­ры? Ина­че, чем от­ли­ча­ют­ся то­ва­ры от бла­г, продуктов труда? Це­ной! Име­ет ли труд от­но­ше­ние к это­му пре­вра­ще­нию бла­га в то­вар и ценовой спе­ци­фи­ке то­ва­ра? С древ­но­сти су­ще­ству­ет по­ло­же­ние о том, что це­на то­ва­ра пред­став­ля­ет затраты тру­да на то­ва­р. И се­го­дня це­на то­ва­ра отражает труд, за­тра­чен­ный на не­го. Для вы­яс­не­ния этой при­ро­ды це­ны то­ва­ра не­об­хо­ди­мо вос­по­ль­зо­ва­ть­ся пя­тым пра­ви­лом для ру­ко­водс­тва ума Р. Декарта и по­стро­ить ряд ка­те­го­рий, раз­вер­нуть его в со­рит и за­тем в по­ли­сил­ло­гизм (сис­те­му сил­ло­ги­змов), что и бу­дет до­ка­за­те­льс­твом кон­цеп­ции. Для этого эко­но­мисты должны овладеть диалектической логикой, т.е. стать спо­со­бными осу­ще­ствить этот ин­тел­лек­ту­аль­ный труд. Пока они ру­ко­водс­тву­ют­ся эмо­ци­ями и слу­жат на­ем­ны­ми ла­ке­ями при­ви­ле­ги­ро­ван­ных клас­сов, возможность чего вы­нуж­де­ны при­зна­вать даже не­ко­то­рые из них [см.: 151, с.701]. В та­ком слу­чае бес­смыс­ле­нен со­кра­товс­кий диа­лог и, тем бо­лее, ло­ги­ка, диа­лек­ти­ка как ин­стру­мент поиска ис­ти­ны, по­ни­ма­ния ка­че­ства лю­бо­го объ­ек­та. А «фак­тов» мож­но на­со­би­рать лю­бых...

При по­ни­ма­нии цен не до­ста­то­чно де­кар­товс­кого хода мыс­ли - ре­трос­пек­ции (генезиса). Нуж­но ис­по­ль­зо­вать и кан­товс­кий ход мыс­ли - ото­бра­жать перс­пек­ти­ву. Для по­ни­ма­ния сущ­но­сти це­ны не до­ста­точ­но ре­кон­стру­иро­вать ис­то­рию сло­ва «це­на», рассмотреть сущ­ность дан­но­го по­ня­тия на осно­ве эво­лю­ции ры­ноч­ных от­но­ше­ний. Сле­ду­ет по­смот­реть на це­ну и с точ­ки зре­ния бо­лее раз­ви­тых форм ры­ноч­ных и во­об­ще эко­но­ми­че­ских от­но­ше­ний, во что вы­рож­да­ет­ся це­на. В связи с этим, объ­ек­том ана­ли­за долж­ны быть не то­ль­ко пред­шес­твен­ни­ки, но и «по­сле­до­ва­те­ли» цены, прежде всего ценность (это значит, что надо применить не только декартовский, но и кантовский ход мысли).

Це­на - не естественное, а об­щес­твен­ное, со­ци­аль­ное свойс­тво товара. Она - проявление отношений людей по поводу благ. Ее не­ль­зя вы­явить на осно­ве ес­те­ствен­ных, фи­зи­че­ских, хи­ми­че­ских и то­му по­доб­ных ме­то­дов по­зна­ния. В то же вре­мя да­же де­ти до­во­ль­но лег­ко осо­зна­ют это свойс­тво то­ва­ров и по­ль­зу­ют­ся этим зна­ни­ем в сво­ей жиз­ни. Тем са­мым для них это свойс­тво то­ва­ра яв­ля­ет­ся не­что опре­де­лен­ным, объ­ек­тив­ным, од­но­знач­но вос­при­ни­ма­емым. По­это­му впол­не мож­но быть уве­рен­ным в том, что су­ще­ству­ет тео­ре­ти­че­ский от­вет на во­прос «что та­кое це­на то­ва­ра?» И по­лу­чить этот от­вет на­до тем же спо­со­бом, ка­ким по­зна­ют от­вет на лю­бой та­кой во­прос, то есть в со­от­ветс­твии с пя­тым пра­ви­лом для ру­ко­водс­тва ума Р. Декарта.

При ис­по­ль­зо­ва­нии пя­то­го пра­ви­ла для ру­ко­водс­тва ума Р. Декарта обыч­но опус­ка­ют пер­вое дви­же­ние мыс­ли, да­вая по­зи­тив­ный от­вет. При столь ве­ли­ком же раз­ли­чии по­ни­ма­ния сущ­но­сти це­ны ука­жем основ­ные эта­пы пер­во­го хода мыс­ли. При от­ве­те на во­прос «что та­кое це­на?» ча­ще все­го ука­зы­ва­ют на то, что она яв­ля­ет­ся сто­имо­стью то­ва­ра. При этом сло­ва «це­на», «сто­имость» ис­по­ль­зу­ют обычно как си­но­ни­мы. В то же вре­мя лю­бой объ­ек­ти­вист при­зна­ет, что эти сло­ва обо­зна­ча­ют не од­но, а раз­ные, хо­тя и родс­твен­ные, по­ня­тия. Сле­ду­ющий ход мыс­ли пред­по­ла­га­ет вы­яв­ле­ние сущ­но­сти сто­имо­сти на осно­ве та­ко­го же во­про­са. При этом до­во­ль­но час­то мо­жет быть ука­за­но на то, что сто­имость это - эк­ви­ва­лент­ность. Мо­гут быть ука­за­ны и та­кие свойс­тва, как «воз­мезд­ность», то есть то, что да­ют вза­мен то­ва­ра и т.д.

Пред­ла­га­емая ги­по­те­за ба­зи­ру­ет­ся на сис­те­ме гра­фи­че­ских мо­де­лей, про­ра­бо­тка ко­то­рых по­зво­ля­ет её сфор­му­ли­ро­вать. К со­жа­ле­нию, их все труд­но при­вес­ти. А по­это­му огра­ни­чим­ся не­ко­то­рыми.

Пер­вый блок мыс­лей от­но­сит­ся к вы­яв­ле­нию фун­да­мен­та­ль­но­го свойс­тва цен. Многие блага люди производят для себя и своих близких и передают их друг другу на основе альтруизма. Главной же формой потребления благ является использование продуктов чужого труда. В таком случае возникают материальные отношения между создателями благ и их потребителями (см. схему на с.73).

Аристотель указывал на фундаментальный признак цены - «взаимоотношения» людей или их отношения [см.: 8, Т.4, с.157]:

взаимоотношения® приравнивание ®соизмеримость®мена® цена.

И задача состоит в том, чтобы най­ти опо­сре­ду­ющие эволюционный про­цесс «отношения ® цена» про­меж­уточ­ные фе­но­ме­ны с тем, что­бы по­нять его за­ко­но­мер­но­сти. Конечно, эта про­бле­ма услож­ни­лась по срав­не­нию со вре­ме­на­ми Мар­кса. В част­но­сти, ес­ли счи­тать це­на­ми объ­ек­ти­вно су­ще­ству­ющие пропорции, то та­ко­вых се­го­дня в мире нет (точнее, они не господствуют), а по­это­му нет и цен (как нет и де­нег). Вмес­то цен на рын­ке су­ще­ству­ют цен­но­сти, т.е. субъ­ек­ти­вно уста­на­вли­ва­емые про­пор­ции об­ме­на. Де­тер­ми­на­то­ром объ­ек­ти­ва­ции субъ­ек­ти­вно­го яв­ля­ют­ся и про­из­во­ди­те­ль­ные си­лы участ­ни­ков рын­ка, и гос­подс­тву­ющие меж­ду ни­ми от­но­ше­ния бо­рь­бы, пре­жде все­го мо­но­по­ли­сти­че­ской, и мно­гое дру­гое. И речь идет о том, что все это на­до по­пы­та­ть­ся по­нять тео­ре­ти­че­ски. Все это на­до раз­ло­жить на со­став­ные эле­мен­ты про­цес­са ове­ще­ствле­ния от­но­ше­ний людей. Выделим следующие ступени:

дележ благ ® распределение ® присвоение ® вменение ® ценообразование ® рационирование.

Де­леж благ воз­ни­ка­ет у жи­вот­ных и со­хра­ня­ет­ся у лю­дей как про­стей­шая фор­ма при­свое­ния ре­сур­сов на осно­ве альтруизма и на­си­лия. Насильственный дележ - содержание криминальной экономики.

Рас­пре­де­ле­ние про­дук­тов тру­да воз­ни­кло позднее и является более сложной формой присвоения. В про­стом слу­чае оно су­ще­ству­ет как на­ту­ра­ль­ное яв­ле­ние, сохраняется в семьях, при рабовладении, феодализме, в монастырях, при коммунарском образе жизни.

Присвоение продуктов труда привело к возникновению частной собственности и имущества (ценности в современном значении этого слова). Оно происходило по-разному: силой, обычаем и т.п.

Вме­не­ние - пре­вра­щен­ная фор­ма рас­пре­де­ле­ния и присвоения. Данное сло­во - ар­ха­изм, и речь идет о том, что ему на­до при­дать зна­че­ние эко­но­ми­че­ской ка­те­го­рии (ка­те­го­ри­зи­ро­вать). Это слово вве­л в эко­но­ми­че­скую на­уку пред­ста­ви­те­ль мар­жи­на­ли­зма (Ф. Ви­зер). Его ис­по­ль­зо­ва­ли в на­ча­ле ве­ка и рос­сийс­кие эко­но­ми­сты, в част­но­сти Стру­ве. Это сло­во не­опре­де­лен­но, и речь идет о том, что­бы при­дать ему тре­бу­ю­щийся смысл: на­до ид­ти не от сло­ва к по­ня­тию, а от по­ня­тия к сло­ву. Ес­ли это сло­во не­удач­но, то следует най­ти иное. Этимология данного слова:

мена ® менять ® выменять ® вменять ® вменение.

В этом ряду неопределенность существует в первом слове. Слово “вменение” от слова “мена”? Так ли это? Вторая трудность появляется в четвертом слове ввиду неясности его специфики для меновых отношений. Автор пришел к мнению: когда приказывают, то это не зависит от воли того, кому приказывают. Когда же начинает действовать принцип меновых отношений - “ты мне, я тебе”, то перестает действовать приказ и регулятивом становится договор, сделка. И в таком случае определяются условия договорных отношений: я принимаю на себя обязанность в меру выполнения моих притязаний на осуществление. В таком случае обычный юридический термин “вменить в обязанности” означает: я тебе даю при признании тобой обязанности сделать для меня то, что меня интересует, и что я называю в качестве условия своего деяния для тебя.

Вменение стало средством («покрывалом») эксплуатации, а поэтому его надо уяснить, чтобы быть способным отстоять свои интересы:

Вменение


Эксплуатация

Вменение - притязание на присвоение дохода за выполнение определенной функции в рыночных отношениях. Вменение - это распределение посредством мены, в т.ч. рынка, когда еще нет цен. Становление рынка привело к новому типу распределительных отношений, их превращенной форме, которую век назад назвали вменением. Вме­не­ние есть один из про­цес­сов фе­ти­ши­за­ции об­щес­твен­ных от­но­ше­ний - их объективация, овеществление в ка­че­стве фун­да­мен­та­ль­но­го признака товара при об­ра­зо­ва­нии рын­ка. На­до вчи­та­ть­ся в со­ответ­ству­ющее по­ло­же­ни­е Мар­кса о фе­ти­ши­зме то­ва­ра. В та­ком слу­чае мож­но уви­деть, что фе­ти­ши­за­ция есть ове­ще­ствле­ние ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний лю­дей и про­яв­ле­ние их в це­нах то­ва­ров. Це­на есть про­яв­ле­ние ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний лю­дей, их бо­рь­бы (кон­ку­рен­ции) за свои ин­те­ресы. В чистом виде вменение существует при натуральном обмене. Вменение превратилось в ценообразование при возникновении денег. Ценообразование является вменением в условиях денежных отношений. Оно господствует в современном мире. И главнейшим ее фактором являются притязания всех причастных к товару субъектов, начиная с их непосредственных производителей. Затраты труда последних при производстве товаров - средство вменения ими их интересов в цены товаров.

Для понимания цен необходимо осмыслить фетишизацию отношений людей [79, Т.49, с.150-151].

Люди часто рассматривают свои взаимные отношения как отношения к вещи или через вещи, приписывая им человеческие свойства. В таком случае, как отмечал Маркс, вещи (как идолы, фетиши) начинают господствовать над людьми. Так происходит и с ценой товаров. Цена товаров проявляет отношения между людьми, господствуя над ними.

Объективация - превращение в действительность (реальность)

¯ идей, интересов субъекта.

Овеществление - объективация идей в виде свойств вещей.

¯

Вменение - овеществление притязаний субъектов в пропорциях

¯ меновых отношений.

Ценообразование - вменение интересов субъектов рынка

в цены товаров.

Цена, как результат ценообразования, проявляет отношения между людьми в виду вменения ими своих интересов в цены, в результате чего происходит их овеществление, объективация - отношения между людьми становятся ценой, т.е. свойством товара. Содержательный анализ этого предполагает показ таких явлений: потребности людей - их интересы - отношения людей - способы присвоения имущества - меновые отношения - вменение как рыночная форма присвоения - цена - доход.

Исходным анализа может быть концепция Сея о факторах производства (труд, земля, капитал). Собственники факторов отстаивают свой доход с их помощью. Конкуренция определяет долю каждого фактора, и в зависимости от конъюнктуры их доля может быть разной. В результате осуществимость притязаний субъектов (представителей или носителей) факторов (например, монополии частной собственности на землю) зависит от степени их контроля над ценами.

Степень контроля над ценами ┌───┴────┐ нет ® существует ┌───┴────┐ слабая ® сильная (монопольная власть) ┌───┴────┐ частичная ® полная (олиго) ┌───┴────┐ ограниченная ® высокая (дуо) (полная)

В условиях совершенной конкуренции нет контроля над ценами. В условиях несовершенной конкуренции существует тот или иной контроль над ценами. Степень контроля над ценами проявляет степень монополизации рынка.

Рабочий может попытаться с помощью “кулачного права” [79,Т.1,с.545] увеличить свой заработок. И кому-либо из них оно может помочь. Что же касается всех (всего класса) наемных работников, то этот фактор имеет, скорее, обратный эффект, и значимость его падает. Рост подчинения труда капиталу предполагает господство капитала над трудом, что нужно специально исследовать. Аналогично и действенность каждого иного фактора зависит не от личных усилий субъектов, а от возникающих объективных законов конкурентной конъюнктуры.

Ценообразование - это процесс установления цены на конкретный товар - рыночное вменение в условиях, когда возникла торговля и цены. Цены - это вмененные, объективированные интересы людей в пропорции обмена благами. Иначе, это притязание причастных к товарам лиц на получение своей доли доходов посредством их включения в цены товаров. Цены - объективный феномен рынка, который оказывается, в свою очередь, фактором воздействия на субъективные пожелания и непосредственных производителей и всех иных субъектов, причастных к товару.

Ценообразование - не есть субъективный произвол коммерсантов, устанавливающих по своему усмотрению цены на реализуемые ими товары. Оно - про­цесс объ­ек­ти­ва­ции (ове­ще­ствле­ния, во­пло­ще­ния и т.п.) мне­ний субъ­ек­тов рын­ка с уче­том конъ­юнк­ту­ры и уров­ня ис­пол­ьзу­емых ими про­из­во­ди­те­ль­ных сил (про­яв­ля­ющий­ся в из­держ­ках на их то­ва­ры). Речь идет не про­сто о при­пи­сы­ва­нии че­го-ли­бо бла­гу, а о за­ко­но­мер­ном, объ­ек­ти­вном про­цес­се, ко­то­рый по­зво­ля­ет осу­ще­стви­ть­ся вме­нен­ию ин­те­ре­сов в це­ны то­ва­ров, в получаемый на их основе до­ход и бо­гатство.

Цены - пре­тен­зии (притязания) лиц на по­лу­че­ние сво­ей до­ли дох­одов по­средс­твом их вклю­че­ния в це­ны:

по­треб­но­сти ® ин­те­ре­сы ® це­ны ® до­ход ® бо­гатс­тво (капитал).

Осуществление же их притязаний зависит от объективных обстоятельств рынка. Поэтому, це­на - вме­нен­ные объ­ек­ти­ви­ро­ван­ные ин­те­ре­сы лю­дей в ме­но­вые про­пор­ции то­ва­ров, проявляющие главные факторы конъюнктуры.

Ф. Эн­гельс ана­ли­зи­ро­вал пре­вра­ще­ние по­треб­но­стей лю­дей в их ин­те­ре­сы в за­ви­си­мо­сти от их мес­та в ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний. Ина­че, это су­гу­бо об­щес­твен­ный про­цесс. На­до адек­ват­но про­ана­ли­зи­ро­вать пре­вра­ще­ние ин­те­ре­сов лю­дей в це­ны посредством борьбы, конкуренции. Этот про­цесс и пред­став­ля­ет со­бой вме­нение. «Но раз­ли­чие их мне­ний объ­яс­ня­ет­ся раз­ли­чи­ем по­ло­же­ния, за­ни­ма­емо­го ими в об­щес­тве, а это раз­лич­ное по­ло­же­ние в об­щес­тве яв­ля­ет­ся про­дук­том ор­га­ни­за­ции об­щес­тва» [79, Т.4,с.80].

«Кон­ку­рен­ция сре­ди пред­ста­ви­те­лей пред­ло­же­ния и кон­ку­рен­ция сре­ди пред­ста­ви­те­лей спро­са со­став­ля­ет не­об­хо­ди­мый эле­мент бо­рь­бы меж­ду по­ку­па­те­ля­ми и про­дав­ца­ми, бо­рь­бы, ре­зу­ль­та­том ко­то­рой яв­ля­ет­ся ме­но­вая сто­имость» (це­на) [там же, с.80].

Ценообразование создает возможность определенным субъектам завышать свои требования, что ведет к появлению фиктивного капитала, который затем ликвидируется (“схлопывается” по Соросу - обесценение фиктивного капитала как «финансового пузыря»)) в процессе кризиса. Эту проблему следует специально изучать.

Ценообразование - это процесс вменения интересов людей в цены товаров при определенных обстоятельствах, которые материализуют отношения субъектов рынка в качестве цены товара.

Рационирование - порождение рынка. Оно - перспективная форма аллокации ресурсов. В бедных странах это происходит в форме карточных систем. В развитых странах оно принимает форму трансфертов, в том числе посредством денежных карточек. Рационирование - начало пострыночной экономики. К нему относятся и общественные блага.

Вто­рой блок мыс­лей при­зван кон­крет­нее по­ка­зать про­цесс вменения в со­вре­мен­ных условиях. В целом он представлен ниже:

Формы меновых Проявление Критерий Объекты

отношений вмененияинтересов(сфера)

┌ про­дук­то­об­мен цен­ность план пострынок

│ ┌┴ то­ва­ро­об­мен рас­цен­ка до­го­вор мик­ро­мар­кет

│ ┌┴─ тор­го­вля це­на зо­ло­то мак­ро­мар­кет

│ ┌┴── то­ва­ро­обо­рот сто­имость «тре­тий» то­вар об­ра­ще­ние

│ ┌┴─── на­ту­ро­об­мен эк­ви­ва­лент «дру­гой» то­вар об­мен

│┌┴──── да­ро­об­мен ра­венс­тво труд до­бро­во­ль­но

│┴───── под­но­ше­ния про­пор­ции от­но­ше­ния вы­нуж­де­но

└───────────────────────────────────────────────────

Ак­си­ома. Раз­ви­ва­ющие­ся объ­екты сло­жны вви­ду со­хра­не­ния ис­ход­ных их форм. Это от­но­си­т­ся и к рын­ку. Ры­нок не го­мо­ге­нен (од­но­ро­ден), а ге­те­ро­ге­нен (раз­но­ро­ден). Бо­лее того, сосу­ще­ству­ют пред ры­ноч­ные фор­мы ме­ны (да­ро­об­мен) и пост ры­ноч­ная эко­но­ми­ка, ко­то­рая так­же пред­по­ла­га­ет об­мен де­яте­ль­но­стью. И все эти яв­ле­ния име­ют свои при­зна­ки и, со­от­ветс­твен­но, свою тер­ми­но­логию.

БЛАГА®ПРОДУКТЫ ТРУДА ® ТОВАРЫ

Бла­га, в том чис­ле про­дук­ты тру­да, по­треб­ля­ют­ся не то­ль­ко их про­из­во­ди­те­ля­ми, но и мно­ги­ми дру­ги­ми субъ­ек­та­ми. Аль­тру­изм — осно­ва ис­ход­ных форм пе­ре­ме­ще­ния про­дук­тов тру­да к дру­гим ли­цам. Ро­ди­те­ли кор­мят де­тей, лю­ди да­ют без­воз­мезд­ные да­ры и всту­па­ют в дарс­твен­ные от­но­ше­ния. Су­ще­ству­ют эго­ис­ти­че­ские фор­мы не­ры­ноч­но­го пе­ре­ме­ще­ния про­дук­тов тру­да, пре­ступ­ные спо­со­бы, фор­мы да­ней, кон­три­бу­ций. В та­ком слу­чае нет встреч­но­го дви­же­ния благ и, тем са­мым, про­бле­мы их со­по­став­ле­ния. С помощью этих доме­но­вых форм дви­же­ния про­дук­тов тру­да в об­щес­тве сле­ду­ет осо­знать то, что со­ци­аль­ные фор­мы ве­щей указывают, пре­жде всего, на от­но­ше­ния лю­дей по их по­во­ду - не про­сто вещь, а ска­жем, дар или дань и т.п. И то­ль­ко с воз­ни­кно­ве­ния ме­но­вых от­но­ше­ний, т.е. дарс­твен­но­го об­ме­на, воз­ни­кают проблемы равенства, про­пор­ций мены и т.п. В целом, гипотезу представим схемой (см. следующую страницу).

Пер­вый ход мыс­ли

I

А Б В

┌───────────┐┌───────────────┐┌────────────┐

Про­порции ® Ра­венство ® Эк­ви­ва- ® Стои- ® Це­на ® Рас­ценка ® ценность

лент­ность мость

┌────

┌─────┘ План

┌────┘До­го­вор

┌─────┘ Де­нь­ги

┌──────┘По­сред­ни­ки

┌──────┘То­ва­ры

──────┘Да­ро­обмен

Под­но­шение

Вто­рой ход мыс­ли

II

└─────────────┬───────────────┘└────┬─────┘

Сти­хий­ное ста­но­вле­ние Пре­одо­ление

Из на­зван­ных ка­те­го­рий груп­па «А» бы­ла из­ве­ст­на Мар­ксу, но не син­те­зи­ро­ва­на в объ­яс­не­нии сто­имо­сти, груп­пы «В» не бы­ло в то время. Маркс анализировал группу Б. Гипотеза системы основных форм отношений:

От­чуж­де­ние (от­но­шение)

┌───┴────┐

при­ну­ди­те­ль­но ® дар (до­бро­во­льно)

┌────┴────┐

без­воз­мезд­но ® воз­мезд­но

(про­пор­ции мены)

┌────┴───┐

слу­чай­ные ® на осно­ве кри­те­риев

┌───┴───┐

фи­зи­че­ских ® тру­до­вых,

вы­ра­жен­ных в то­варе

┌─────┴────┐

«в дру­гом» ® «тре­ть­ем» (по­сред­нике)

┌─────┴─────┐

все­об­щем ® зо­ло­те (де­ньги)

┌────┴───┐

це­на ® транс­фертная

┌─────┴────┐

рас­цен­ка ® цен­ность (не цена)

Иначе данную гипотезу покажем соритом:

О т­но­ше­ние® про­пор­ци­она­ль­ность® ра­венс­тво (по тру­ду) ® эк­ви­ва­лент­ность (в дру­гом то­ва­ре) ® сто­имость (в тре­ть­ем то­ва­ре) ® це­на (в зо­ло­те) ® цен­ность (субъ­ек­тивна)

Ана­лиз со­вре­мен­ной прак­ти­ки ме­но­вых от­но­ше­ний про­ис­хо­дит на осно­ве во­про­са «что та­кое це­на?». На са­мом же де­ле не­об­хо­ди­мо по­ста­вить во­прос «что та­кое цен­ность?». Становление цен уже привело к возникновению такой их превращенной формы, которая уже не является ценой. Следует выделить эти два этапа развития цен:

Цена

ста­но­вле­ние от­ри­цание

СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНЫ. За­да­ча со­сто­ит в том, что­бы выявить, пре­жде всего, фун­да­мен­та­ль­ные при­зна­ки це­ны: от­но­ше­ния лю­дей ® до­бро­во­ль­ность ®воз­мезд­ность ® объ­ек­ти­вность про­пор­ций ® эк­ви­ва­лент­ность по кри­те­рию тру­да. Каж­дый из них про­ще осмыс­лить на при­ме­ре про­сто­го их про­яв­ле­ния, на­при­мер, от­но­ше­ния - на при­ме­ре да­ни, до­бро­во­ль­ность - на примере да­ра, воз­мезд­ность - про­пор­ций да­ра и от­да­ра и т.д. Вы­яв­ле­ние этих фун­да­мен­та­ль­ных при­зна­ков по­зво­ля­ет осо­знать и спе­ци­фи­ку це­ны - про­яв­ле­ние всех этих при­зна­ков по­средс­твом зо­ло­та как ме­но­во­го по­сред­ни­ка. По­сле это­го на­чи­на­ет­ся от­ри­ца­ние це­ны, на­чи­ная с воз­ни­кно­ве­ния бу­маж­ных де­нег, внут­рен­не­го рын­ка с его рас­цен­ка­ми и рос­том зна­чи­мо­сти цен­но­сти, как про­ти­во­по­лож­но­сти цены.


ЦЕНА - ОТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ

Са­мый фун­да­мен­та­ль­ный при­знак це­ны со­сто­ит в том, что она проявляет от­но­ше­ния лю­дей. Это об­щее свойс­тво бо­ль­шинс­тва вещ­ных от­но­ше­ний лю­дей. Их лег­че все­го по­нять при ана­ли­зе доме­но­вых от­но­ше­ний, на­при­мер, да­ни, да­ра. Что та­кое дань или дар? Это опре­де­лен­ные бла­га. Ког­да их на­зы­ва­ют да­нью или це­ной, то име­ют в ви­ду не спе­ци­фи­ку их по­ле­знос­ти, а спе­ци­фи­ку от­но­ше­ний лю­дей по их по­во­ду. Ана­ло­гич­но и все бо­лее раз­ви­тые ме­но­вые фор­мы дви­же­ния благ на­зы­ва­ют не по фор­ме их по­ле­знос­ти, а по спе­ци­фи­ке от­но­ше­ний лю­дей по их по­воду.

Вещ­ные от­но­ше­ния лю­дей де­тер­ми­ни­ро­ва­ны по­ле­знос­тью ве­щей, си­лой аген­тов, за­тра­та­ми тру­да на про­из­водс­тво по­ле­знос­тей (из­ме­ря­емых вре­ме­нем) и т.п.

“По моему мнению, - писал Ф. Энгельс, - совершенно невозможно выразить экономические отношения в физических мерах” [см. 79,Т.35,с.110]. В то же время рынок это делает на основе стихийно возникших цен. Цены - это физические, вещественные меры экономических отношений людей.

Полезность благ - их естественное свойство, а “меновое отношение товаров” (МОТ) - их общественное свойство, т.е. проявление отношений людей в «физических мерах». МОТ - овеществление (проявление как свойств вещей) отношений людей по поводу благ. В МОТ нет ни одного атома вещества природы [79,Т.23,с 56]. Проблема состоит в том, чтобы системно представить все формы МОТ и ее высшую форму.

Цена проявляется как свойство товара или как отношение вещей. На товаре написана его цена. Но это не имманентное (естественное) свойство блага, а его социальное свойство. В одно и то же время одни и те же блага могут иметь и не иметь это его свойство. Например, цена воды в пустыне высокая, в городе - умеренная, а на природе - цены на воду не существует. Почему это так? Причина - разные отношения людей по поводу этого средства к жизни в данных конкретных условиях. «Политическая экономия имеет дело не с вещами, а с отношениями между людьми и, в конечном счете, между классами...» [79,Т.3,с.53].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: