Трансфертные цены (расценки)
Особой разновидностью цен являются ТРАНСФЕРТНЫЕ цены. В практике на русском языке такие цены можно назвать расценками. Трансфертной ценой называют расценки, используемые при совершении торговых сделок между подразделениями одной и той же компании. Эти цены применяют как к готовым изделиям, так и к полуфабрикатам, сырью, услугам, включая управленческие и лицензионные платежи и проценты за кредит. В последние десятилетия использование трансфертных цен приобретает все большее значение, так как внутрифирменная торговля (микромаркет) становится важным составным элементом рыночной экономики, особенно международной. В частности, в начале 80‑х годов около 50% экспорта и свыше 40% импорта США приходилось на долю внутрифирменной торговли, осуществлявшейся между американскими компаниями и их филиалами за границей либо между иностранными компаниями и их филиалами в США.
Практика установления трансфертных цен может существенно влиять на условия конкуренции на рынке. Например, с помощью заниженных цен на сырье и полуфабрикаты, получаемые дочерним предприятием, можно повысить его конкурентоспособность в сравнении с другими фирмами. Заниженные трансфертные цены могут использоваться также для минимизации подлежащих выплате таможенных пошлин и т.д. В определенных случаях ценообразование такого рода может пресекаться антимонопольным законодательством. Трансфертные цены уже не являются обычными ценами. Они являются плановыми ценами и решают много идеологических и политических задач. Они существенно отличаются от цен макромаркета тем, что не издержки, а политика фирмы, государства определяет их. В таком случае и товар уже не является товаром, как в своё время писал В.И. Ленин. Аналогично и его положение о подрыве товарного производства в условиях империализма.