Экономическая природа прибыли: различие трактовок сущности, источников и функции

Прибыль - отдача капитала в виде прироста примененного капитала. В любой отрасли бизнеса прибыль рассчитывается как разница между выпуском (продажами) продукции (услуг) и издержками на их производство и реализацию.

Соответственно, убыток представляется как отрицание прибыли, когда издержки производства и реализации превышают цену продажи на рынке. Убыточность предприятий характерна для кризисных фаз экономики, при неэффективном хозяйствовании, в предбанкротном состоянии предприятий.

Бухгалтерская прибыль - часть дохода фирмы за вычетом внешних издержек, т.е. за вычетом расходов на оплату ресурсов, поставляемых извне, от других предприятий.

Экономическая прибыль - часть дохода предприятия, за вычетом всех издержек, внешних и внутренних, включая оплату услуг предпринимателя или капитала.

Чистая прибыль - часть валовой прибыли предприятия за вычетом налогов и обязательных платежей из прибыли. Из чистой прибыли можно осуществлять накопления и инвестиции. Из чистой прибыли финансируется социальная сфера предприятия, а также благотворительные проекты.

В программе увеличения прибыльности бизнеса или избавления от убыточности определяются конкретные факторы и пути повышения эффективности предприятия.

Производственные факторы и пути:

- экономия издержек производства по каждой из статей затрат до предельно допустимых технологических режимов, не допускающих снижения качества продукции (услуг);

- увеличение производства продукции (услуг) и освоение новых рыночных ниш реализации;

- расширение направлений и отраслей деятельности предприятия, внедрение гибких технологий для конкурентного обновления ассортимента продукции (услуг).

Коммерческие факторы и пути:

- анализ конкурентной среды реализации продукции (услуг), стратегии и тактики поведения на рынке главных конкурентов с выработкой собственных планов и программ активного маркетинга;

- изучение потребителей (клиентов), их потребностей и предпочтений, доходов и спроса, возможностей для увеличения емкости рынка;

- поиск и освоение новых рынков сбыта продукции, формирование сбытовых систем продвижения товаров.

Эффективность предприятия оценивается по норме прибыли (Р')


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: