Горькая доля народа пореформенной России

19 февраля 1861 г. Александр II издал Манифест и Положение, отменявшееся крепостное право:

Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков, помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел.

Крестьяне должны были выкупать у помещиков землю. Выкуп земельного участка зависел от воли помещика. Крестьяне, перешедшие к выкупу земельных участков, назывались собственниками, а не перешедшие - временнообязанными, эти последние должны были отрабатывать барщину или платить оброк за возможность пользоваться землёй помещика. То есть в этом случае сохранялась феодальная система эксплуатации на неопределённый срок.

Как определялась стоимость надела.

Не в зависимости от рыночной стоимости, а в зависимости от размера доходов помещика. Получалось, что крестьяне переплачивали за земельные наделы в 2, а то и в 3 раза.

Нищенский надел на могу прокормить крестьянина, поэтому он шёл к помещику наниматься обрабатывать его землю своими орудиями и получать за труд половину урожая - испольщина. => Разорение старой деревни. Ни в одно стране мира крестьяне после «освобождения» не находилось в столь нищенском положении.

Вот почему первой реакцией крестьянства на Манифест и Положение было ярое отторжение.

Некрасов весьма болезненно воспринял объявление реформы:

«В день объявления воли я пришёл к нему и застал его в кровати. Он был крайне подавлен; кругом на кровати лежали разные части «Положения» о крестьянах». «Да разве это настоящая воля! – говорил Некрасов. – Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами». Так что мне пришлось успокаивать даже его».

– Чернышевский Н.Г. –

«Кому на Руст жить хорошо» нельзя назвать поэмой в полном смысле, но это так же и не роман в стихах, это скорее всего народная эпопея, впитавшая в себя наследие древнерусского былинного эпоса.. Герои произведения наделены исконно русскими чертами и переживают народное горе и народное счастье.

Начало поэмы с перечисление говорящих названий губерний, уездов волостей, деревень акцентирует внимание читателя на бедственном положении крестьян. Горькая доля встретившихся на столбовой дороженьке временнообзяанных мужиков и есть причина возникновения спора о счастье как о материальном благополучии. Поспорив, 7 крестьян отправляются в дороженьку по России в поисках счастливого человека.


Урок 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: