ЛИТЕРАТУРА
Волобуев В. Бюджет и макроэкономическая политика правительства Б. Клинтона// Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 5.
Дейкин А.И., Чувахина Т.Г. Федеральная бюджетная политика в системе национальной безопасности страны// США: экономика, политика, идеология. 1995. № 11.
Дмитриева И.И. Бюджеты развития, опыт США// Финансы. 1998. № 11.
Осадчая И.М. Бюджетная политика государства на переломных этапах: опыт индустриально развитых стран// Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 8.
Папава В. Лафферов эффект с последствиями. МэиМО. 2001. № 7.
Смирнов А. Налогообложение: модели оптимизации. Экономист. 1998. № 2.
СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ФИСКАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика направлена на регулирование и предотвращение нежелательных сдвигов в совокупном спросе и совокупном предложении через изменение величины государственных расходов и налогов, то есть путем манипулирования государственным бюджетом. Она направлена на обеспечение экономического роста, увеличение занятости, снижение инфляции, подъем общественного благосостояния и достижение других макроэкономических целей.
|
|
Основные идеи фискальной политики отражаются тремя правилами:
- если существует неполная занятость, то уровень безработицы должен быть понижен с помощью экспансионистской бюджетно-налоговой политики;
- если имеет место рост общего уровня цен, то задача состоит в подавлении инфляции средствами рестриктивной фискальной политики;
- если достигнуты полная занятость и стабильность цен, то бюджет должен поддерживать баланс совокупного спроса и совокупного предложения (конъюнктурно-нейтральная фискальная политика).
Основными инструментами фискальной политики являются:
1) Государственные расходы на трансфертные платежи N, а также на государственные закупки товаров и услуг G. При этом различаются закупки для собственных потребностей государства (госзаказ), которые более стабильны, и менее стабильные закупки для регулирования рынка - сокращающиеся в периоды оживления и подъема и расширяющиеся в фазах спада и депрессии. В последнем случае рост государственных расходов влечет за собой увеличение совокупного спроса и через него – расширение реального ВНП и занятости населения.
2) Налоги – прямые и косвенные. Увеличение уровня этих налоговых изъятий через сокращение располагаемых доходов экономических агентов влечет за собой сжатие совокупного спроса, а также совокупного предложения. В результате и того, и другого наблюдаются сокращение объема производства и всплеск безработицы.
Проводя фискальную политику, правительство может делать акцент на регулирование как совокупного спроса, так и совокупного предложения. Ориентированная же на совокупный спрос бюджетно-налоговая политика подразделяется на дискреционную и недискреционную (автоматическую).