Современная рыночная экономика (современный капитализм, смешанная система)

Ее основными чертами являются:

1) многообразие форм собственности, среди которых ведущее место занимает частная собственность в различных ее видах (от трудовой индивидуальной до крупной, корпоративной);

2) развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;

3) более активное воздействие государства на развитие национальной экономики и социальной сферы.

Хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики, вплоть до осуществления общенациональных программ и планов. Планомерность выступает и как средство активного приспособления к требованиям рынка. К примеру, вопрос об объеме и структуре производства определяется не конъюнктурой рынка, а на основе маркетинговых исследований и прогноза развития потребностей.

Перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит во многом за счет бюджетных ассигнований, на основе государственного стимулирования НИОКР в приоритетных направлениях. Распределение созданного продукта дополняется выделением ресурсов как крупными компаниями, так и государством для финансирования систем образования, медицинского обслуживания и т.д.

В последние десятилетия в наиболее развитых странах проявляются черты новейшей экономической системы.

Ее характерными чертами являются: изменение структуры производства и потребления, преимущественно за счет возрастания роли услуг; рост уровня образования, прежде всего за счет послешкольного; новое отношение к организации труда; повышение внимания к окружающей среде, прежде всего через переход к интенсивному развитию; гуманизация (социализация) экономики, главным объектом приложения инвестиций становится человек (экономика "человеческого потенциала"); информатизация общества, создание «экономики знаний»; рост доли малого бизнеса, прежде всего из-за быстрого обновления и высокой дифференциации выпускаемой продукции; глобализация хозяйственной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: