Введение
Автоматический радиокомпас (АРК) представляет собой радиопеленгатор, который автоматически определяет направление на работающий в заданном диапазоне частот источник радиоизлучения. Предшественником AРK были радиокомпасы, которые представляли собой простые радиоприемники с поворотными рамочными антеннами. Поворот антенны осуществлялся вручную, а направление на источник радиоизлучения определялось на слух по минимуму сигнала. Первый радиополукомпас был разработан и испытан в 1932 году. Радиополукомпасы послужили основой для разработки автоматических самолетных радиопеленгаторов, получивших название автоматических радиокомпасов (AРК). В 1941 г. был разработан и испытан первый автоматический радиокомпас APK-1. С момента разработки AРK-1 и до настоящего времени принцип построения автоматических радиокомпасов не претерпел существующих изменений. Все AРК состоят из приемника, поворотной рамочной антенны с электроприводом и следящей системой, разворачивающей антенну в направлении пеленгуемой радиостанции.
|
|
Основные задачи и принципы радиопеленгования.
С помощью АРК на самолете определяется курсовой угол радиостанции (КУР).
Курсовой угол радиостанции – это угол, заключенный между проекцией продольной оси самолета (ОХ) на горизонтальную плоскость и направлением на передающее устройство – радиостанцию (рис.1).
В качестве передающих устройств используются приводные аэродромные радиостанции (ПАР), радиовещательные станции (РВС), самолетные связные и аварийные радиостанции.
АРК совместно с ПАР или РВС образуют так называемую радиокомпасную угломерную систему, работающую в диапазоне средних волн. Она позволяет решать следующие задачи:
определение местоположения самолета;
вывод самолета в заданную точку;
полет на радионавигационную точку (РНТ);
определение навигационных элементов полета;
построение предпосадочного маневра и захода на посадку.
Также АРК совместно с командными радиостанциями используется для межсамолетной навигации, а совместно с аварийными радиостанциями – для вывода поискового самолета в район аварии.
Принцип работы радиопеленгатора основан на использовании направленных свойств антенн, позволяющих определять направление распространения радиоволн передающей радиостанции в точке расположения радиопеленгатора.
Наибольшее распространение в самолетовождении получили амплитудные радиопеленгаторы, Такие радиопеленгаторы определяют направление на передающую радиостанцию в зависимости от амплитуды несущей частоты принятого сигнала. При этом направление на передающую радиостанцию может определяться методом максимума, минимума или методом сравнения (рис.2)
|
|
При пеленговании по методу максимума (рис.2 а), направление определяется по максимуму сигнала принимаемой радиостанции. Этот метод имеет сравнительно низкую точность.
При пеленговании по методу минимума (рис.2 б) используется РА, с двухлепестковой диаграммой направленности (ДН) в виде «восьмерки». Пеленг определяется, когда минимум ДН антенн совпадает с направлением на радиостанцию.
При пеленговании методом сравнения (равносигнальный метод) (рис.2 в) используются две антенны, диаграммы направленности которых перекрываются, образуя равносигнальную зону. Поворотом антенной системы ось равносигнальной зоны направляют на радиостанцию и по индикатору отсчитывают пеленг относительно северного направления.
В АРК используется амплитудное пеленгование по методу минимума. При этом оператор только настраивается на частоту пеленгуемой радиостанции, а определение пеленга производится без его участия - автоматически.