Теория сотворения жизни, как акт эволюции

Крайний вариант - креационизм - вечность созданной Богом жизни. Здесь мы не будем рассматривать идею творца и сопоставлять эволюцию с сотворением мира в шесть дней. Тем не менее, очень интересна и гуманна мысль, рожденная Пьером Тейяром де Шарденом. Палеонтолог - отсюда историческая направленность мышления, глубоко верующий человек, воспитанник иезуитского монастыря - отсюда вера в изначальный смысл и божественность мироздания. Книга Т. Де Шардена «Феномен человека» является выражением концепции автора о происхождении жизни эволюционным путем. Он подчеркивал, что его работа представляет собой не теологический, не философский, а научный труд.

Основа его концепции творения - идея эволюции. Тейяр де Шарден считает, что все в мире подвластно эволюции, т.е. закону постепенного усложнения от простого к сложному, от меньшего к большему, от низкоорганизованного к высокоорганизованному. Универсум, по Тейяру - единый гигантский организованный процесс эволюции - космогенез, направляемый духом. Складывается он из отдельных элементов: геогенеза - биогенеза - ноогенеза - христогенеза.

Иными словами, в начальной точке эволюции (Альфа) дух или сознание, растворяясь в первичной материи, наделяет ее способностью к дальнейшему развитию, к постепенному усложнению, постоянному повышению степени организации и неумолимо движет ее по пути прогресса, вплоть до возникновения жизни (биогенез), а затем по пути ее дальнейшего развития до мыслящего существа (человека). После его появления эволюция продолжается уже на уровне человеческого сознания (ноогенеза) и завершается христогенезом - постепенным совершенствованием человеческой личности. Христогенез завершается конечной точкой эволюции - точкой Омега.

Идеи Т. де Шардена по сути близки синергетическому взгляду на мир, только пришедшему не из точных физических формулировок и законов, а интуитивно, по осмыслению Универсума. Так он пишет: «Более полное наблюдение за движениями мира вынудит нас мало-помалу перевернуть эту перспективу, то есть открыть, что вещи держатся и держат друг друга лишь в силу сложности, сверху». Рассматривая энергетические законы он выделяет духовную энергию, считая, что она связана с материальной энергией и обе они составляют некую единую мировую энергию. И эта энергия вызывает поступательное в перспективе, хотя и имеющее иллюзию периодического, при близком рассмотрении, движение материи." И вот на этой-то основной кривой, на этой линии глубинного подъема и должен быть, я полагаю, помещен феномен жизни.", продолжает Тейяр.

Каковы же основные способы действия феномена жизни у этого мыслителя? Изобилие, изобретательность, безразличие и всеохватывающее единство. Возникающее изобилие приводит к пробному нащупыванию, направленному случаю: "Жизнь действует путем эффекта масс, посредством множеств, брошенных, казалось бы, в беспорядке вперед..... Размножаясь в бесчисленности, жизнь делает себя неуязвимой для наносимых ей ударов. Она увеличивает свои шансы выжить." При этом природе свойственна изобретательность, которая является необходимым условием прибавления. При изобилии мы можем наблюдать безразличие к индивидам, что приводит к гибели индивида во множестве себе подобных. И только на стадии духа безразличие мира к своим элементам превращается в огромную заботу в сфере личности, в этом и необыкновенный оптимизм Тейяра и его видение следующих этап ноогенеза и христогенеза.

Появление человека по Тейяру де Шардену также является необходимым звеном в эволюции жизни как и сама жизнь в эволюции Вселенского вещества. Эволюция, это не что иное, как возрастание психической энергии, на протяжении биогенеза мы наблюдаем постепенную цефализацию* - совершенствование нервной системы. По его выражению человек, есть осознание эволюции самой себя. Рассуждения о стадиях геогенеза – биогенеза и в какой-то степени ноогенеза основываются на фактическом материале. Это уже осуществилось. Переход от ноогенеза к христогенезу ещетолько предстоит.

Интересно как видит эту стадию сам Тейяр де Шарден. А на возражения оппонентов он предлагал представить себе, насколько не вероятна могла бы показаться эволюция человеческого сознания, когда по лесам бродили только дикие обезьяны…. При всей умозрительности этого пути, нельзя не удивится поэтичности и убежденности автора. Мы приводим небольшой фрагмент из книги «Феномен человека», как нельзя лучше завершающий тему происхождения жизни.

«Продвигаясь по-прежнему в трех только что указанных направлениях и имея огромный запас времени, которое ему остается прожить, человечество располагает громадными возможностями.....

О физическом и психическом состоянии, в котором будет находиться наша планета при приближении к точке своего созревания (Омега), мы можем сделать два почти противоположных предположения. Согласно первой гипотезе, выражающей надежды, к которым во всяком случае следует ориентировать наши усилия, как к идеалу, зло на завершающем этапе Земли находится в минимуме. Нам не нужно будет более бороться против острых форм голода и болезней - они побеждены наукой. Под действием все более горячих лучей Омеги прекратятся ненависть и междоусобная борьба, побежденные чувством Земли и чувством человека. Во всей ноосфере будет царить какое-то единодушие. Завершающая конвергенция произойдет мирно. (*в примечании - хотя и при крайней напряженности сил). Разумеется, подобный выход наиболее гармонически соответствовал бы теории.

Но также может быть, что по закону, которого в прошлом еще ничто не избежало, зло тоже в своей специфической новой форме, возрастая одновременно с добром, достигнет к финалу своей высшей ступени....... «сделать шаг» за пределы себя, в другое. Последний раз, еще одно разветвление.»

Список используемой литературы:

1. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: Гардарики,

1999. – 476 с.

2. Слюсарев А.А. Биология с общей генетикой. - М.: Медицина, 1978. –

472 с.

3. Биология/ Семенов Э.В., Мамонтов С.Г., Коган В.Л. – М.: Высшая

школа, 1984. – 352 с.

4. Общая биология/ Беляев Д.К., Рувинский А.О. – М.: Просвещение, 1993.

– 271 с.

5. Биологические мембраны, М., 1973;

6. Сукачев В. Н., О соотношении понятий географический ландшафт и биогеоценоз, в кн.: Вопросы географии, сб. 16, М., 1949; его же, Соотношение понятий биогеоценоз, экосистема и фация, "Почвоведение", 1960, № 6:\

7. Основы лесной биогеоценологии, под ред. В. Н. Сукачева и Н. В. Дылиса, М., 1964

8. Робертсон Дж., Мембрана живой клетки, в сборнике: Структура и функция клетки, пер. с англ., М., 1964; Finean J. В., The molecular organization of cell membranes, "Progress in Biophysics and Molecular Biology", 1966, v. 16, p. 143-70.

9. ИСТОРИЯ ЗЕМЛИ Н.К.ГАЛИЦКИЙ
10. ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИРА. Е.ДЖИЛОВЯН

11. Капица С.П.. Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 1997.-426 с.

12. Пармон В.Н. 2002. Пребиотическая фаза зарождения жизни // Вест. РАН. Т. 72. № 11. С. 976-983.

13. Т30 Феномен человека: Сб. очерков и эссе: Пер. с фр. / П. Тейяр де Шарден / Сост. и предисл. В.Ю. Кузнецов. — М.: ООО «Изда­тельство ACT», 2002. — 553, [7] с.

14. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах М: Мир, 1979.

15. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики: Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб.: Алетейя, 2002. 414 с.

16. Аршинов В. И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999.

17. История и синергетика: Методология исследования. – М.: КомКнига, 2005. – 184 с

18. О.В.Бабаназарова.КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.Учебное пособие для гуманитарных факультетов университета..Ярославль 1999

19. А.А. Горелов.КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.-М.:библионика,2006

20. Баранов В.С., Баранова Е.В. Жить в гармонии со своими генами. // Пирода, 2004, 12, с. 3-10.

21. Баев А.А. Геном человека.// Природа. 1995, 4, с.64-73

22. Опарин А.И. Возникновение жизни на Земле. М., 1957

23. Тейар де Шарден Феномен человека. М., Прогресс, 1987.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: