1) Полносвязная структура сети (рис.3.1а) – такая структура, когда все узлы связаны между собой по принципу «каждый с каждым»
Сеть характеризуется максимальным числом ветвей N(N-1)/2, где N – число узлов сети, и большой связностью S = N – 1.
Недостаток сети: значительные материальные затраты из-за использования на сети большого числа пучков каналов.
Достоинства: Высокая надёжность, т.к повреждение одной или даже несколькмх ветвей вызывает перерывов в сети между узлами сети.
2) Радиальная (звездообразная) структура сети (рис.3.1б):
Сеть является односвязной S = 1 с минимальным числом ветвей N – 1. Все соединения между конечными узлами осуществляется через центральный узел.
Рис.3.1.4. Типовые способы построения сетей связи
Все соединения между оконечными узлами осуществляются через центральный узел.
Достоинства: Значительно меньшее число каналов, чем при полносвязной структуре.
Недостаток: низкая надёжность, так как выход из строя одной ветви цепи нарушит связь с конечным узлом. При повреждении центрального узла сеть перестаёт функционировать (данную структуру сети целесообразнее использовать на небольшой территории, когда длинна ветвей невелика, т.к с ростом длинны ветвей увеличивается стоимость сети).
|
|
3) Радиально – узловая структура (рис.3.1.в).
Достоинства и недостатки, а так же параметры (число ветвей и связностью) соответствует радиальной структуре. По сравнению радиальной, радиально-узловая экономически более выгодна при организации её на большой территории. Сеть построенная с применением такой структуры имеет иерархические уровни, что показано на рисунке 3.1в, на верхнем уровне иерархии расположен большей значимости класса I, а на нижнем – подчинённые узлы класс II. Выход из строя одного из узлов уровня II частично нарушает действие сети.
4) Комбинированная структура (рис.3.1г)
Комбинированная структура имеет узлы нескольких уровней иерархии. Узлы класса I образуют полно связную цепь, а каждый узел класса I совместно с 2-мя узлами класса II образуют радиально – узловую структуру. Внутри каждой радиально – узловой структуры можно выделить 2-3 радиальные структуры.
Число ветвей в сети с комбинированной структурой больше N – 1, но меньше N(N-1)/2. Связность может быть различной (например, при установлении соединения между узлами класса I связность S=2, а для остальных вариантов соединений S=1.
Обладает большей надёжностью, чем радиально-узловая, но значительно меньшей, чем полно связная.
На сетях ж.д. транспорта полно связная структура часто используется для организации сетей местной связи, на междугородней сети используется комбинированная и радиально – узловая структура.
|
|
5) Линейная структура (рис.3.1д).
Находит применение на отделенческой коммутируемой сети телефонной связи железной дороги транспорта, где узлы уровней I и II и конечные станции включаются в один групповой пучок каналов Vг по полнодоступной схеме, причём конечные станции включаются в пучок параллельно. Между узлами предусматривается прямой пучок каналов Vп.
Сеть построенная сприменением линейной структуры, является односвязной (S=1), т.к прямой пучок каналов Vп используется только для соединений, устанавливаемых между узлами. Остальные виды соединений устанавливаются с применением группового пучка каналов Vг.