№ п/п | Содержание заданий | |
1. | Участие в работе студенческого научного кружка (освоение методик, выполнение научных исследований, доклад на конференции, публикации в журналах) | |
2. | Подготовка рефератов | |
3. | Подготовка видеофильма | |
4. | Подготовка наглядных пособий (таблицы,мазки крови и др.) | |
5. | Подготовка слайдов и презентаций |
ИТОГОВЫЙ МОДУЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ осуществляется по окончанию изучения всех тем модуля на последнем контрольном занятии модуля.
СТРУКТУРА и СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
№ темы | Тема занятий | Всего часов | В том числе по видам занятий | ||
Лекции | Практич. занятия | Самост. работа | |||
МОДУЛЬ 1: ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЯ | |||||
Смысловой модуль 1. Общая нозология – общее учение о болезни, этиологии и патогенезе. Патогенное действие факторов внешней среды. Роль внутренних факторов в патологии. | |||||
1. | Предмет, задачи и методы патофизиологии. Методы патофизиологических исследований. Основные этапы развития патофизиологии. | - | |||
2. | Учение о болезни, этиологии и патогенезе. | - | - | ||
3. | Патогенное действие на организм физических факторов. | - | |||
4. | Патогенное действие на организм химических факторов. | - | - | ||
5. | Патогенное действие на организм биологических факторов. | - | - | ||
6. | Роль наследственности, конституции, возрастных изменений в патологии. | - | - | ||
7. | Патология реактивности. Нарушения иммунологической реактивности. | - | |||
8. | Аллергия. | - | |||
9. | Практические навыки по теме «Общая нозология. Патогенное действие факторов внешней среды. Роль внутренних факторов в патологии». | - | |||
Смысловой модуль 2.Типовые патологические процессы. | |||||
10. | Типовые нарушения периферического кровообращения и микроциркуляции. | - | |||
11. | Воспаление. | - | |||
12. | Лихорадка. | - | - | ||
13. | Гипоксия. | - | - | ||
14. | Патофизиология клетки. Повреждение клетки. | - | - | ||
15. | Опухоли. | - | |||
16. | Голодание. | - | - | ||
17. | Практические навыки по теме «Типовые патологические процессы» | - | |||
Смысловой модуль 3.Типовые нарушения обмена веществ. | |||||
18. | Нарушения энергетического обмена. | - | - | ||
19. | Нарушения углеводного обмена. | - | |||
20. | Нарушения жирового обмена. | - | - | ||
21. | Нарушения белкового обмена. Нарушение обмена пуриновых и пиримидиновых оснований. | - | - | ||
22. | Нарушения обмена витаминов. | - | - | ||
23. | Нарушения водно-солевого обмена. | - | - | ||
24. | Нарушения кислотно-основного состояния. | - | |||
25. | Практические навыки по теме «Типовые нарушения обмена веществ» | - | |||
Итоговый модульный контроль | - | ||||
Всего часов | |||||
Кредитов ECTS | 2,5 | ||||
МОДУЛЬ 2: ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ | |||||
Смысловой модуль 4.Патофизиология системы крови. | |||||
26. | Патофизиология системы крови. Анемии, спровоцированные потерей крови. | ||||
27. | Гемолитические анемии и анемии, вызванные нарушением эритропоэза. | ||||
28. | Лейкоцитозы, лейкопении. | - | |||
29. | Лейкозы. | - | |||
30. | Нарушения системы гемостаза. | - | |||
31. | Практические навыки по теме «Патология крови». | - | |||
Смысловой модуль 5.Патофизиология системного кровообращения и внешнего дыхания. | |||||
32. | Патофизиология системного кровообращения. Недостаточность кровообращения. Патофизиология сердца. Сердечная недостаточность. | ||||
33. | Патофизиология сердца. Коронарная недостаточность. Патофизиология кровеносных сосудов. | ||||
34. | Патофизиология внешнего дыхания. Дыхательная недостаточность | ||||
35. | Практические навыки по темам «Патофизиология кровообращения и дыхания» | - | |||
Смысловой модуль 6. Патофизиология пищеварения, печени, почек. | |||||
36. | Патофизиология системы пищеварения. Недостаточность пищеварения. | ||||
37. | Патофизиология печени. Печеночная недостаточность. | ||||
38. | Патофизиология почек. Почечная недостаточность. | ||||
39. | Практические навыки по теме «Патофизиология пищеварения, печени, почек». | - | |||
Смысловой модуль 7. Патофизиология регуляторных систем (эндокринной, нервной) и экстремальных состояний. | |||||
40. | Патофизиология эндокринной системы. | - | |||
41. | Патофизиология нервной системы. | 2,5 | - | 1,5 | |
Патофизиология экстремальных состояний | 2,5 | - | 1,5 | ||
Итоговый модульный контроль | - | ||||
Всего часов | |||||
Кредитов ECTS |
1. Тематический план лекций
№ п/п | № темы | Кол-во часов | Тема | Лектор | Ауди-тория |
МОДУЛЬ 1: ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЯ | |||||
1. | 1, 2 | 2.0 | Предмет и задачи патофизиологии. Методы патофизиологических исследований. Учение о болезни, этиологии и патогенезе. | Профессор В.З.Харченко | |
2. | 2.0 | Патология реактивности. Нарушения деятельности иммунной системы. Недостаток иммунитета. | Профессор В.З.Харченко | ||
3. | 2.0 | Аллергия. Этиология, патогенез, клинические проявления. Аутоиммунные заболевания. | Профессор В.З.Харченко | ||
4. | 2.0 | Воспаление: виды, проявления. Этиология, патогенез острого и хронического воспаления. | Профессор В.З.Харченко | ||
5. | 2.0 | Нарушения углеводного обмена. Сахарный диабет: определение, классификация, клинические проявления и осложнения. Этиология, патогенез основных форм сахарного диабета (1-го, 2-го типов). | Профессор В.З.Харченко | ||
МОДУЛЬ 2: ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ | |||||
6. | 26, 27 | 2.0 | Патофизиология системы крови. Анемии: принципы классификации, виды, этиология, патогенез, клинические и гематологические проявления анемий. | Профессор В.З.Харченко | |
7. | 31, 32 | 2.0 | Патофизиология системы кровообращения. Недостаточность кровообращения. Недостаточность сердца. Коронарная недостаточность: этиология, патогенез, последствия, клинические проявления. Инфаркт миокарда. Патофизиология сосудов | Профессор В.З.Харченко | |
8. | 2.0 | Патофизиология внешнего дыхания. Дыхательная недостаточность. Причины и механизмы нарушения альвеолярной вентиляции, диффузии и перфузии. | Профессор В.З.Харченко | ||
9. | 34, 35 | 2.0 | Патофизиология системы пищеварения и печени.Патофизиология ротовой полости. Нарушения секреторной и моторной функции пищеварительного канала.Расстройства пищеварения, связанные с секреторной недостаточностью поджелудочной железы. Печеночная недостаточность. | Профессор В.З.Харченко | |
10. | 2.0 | Патофизиология эндокринной системы | Профессор В.З.Харченко | ||
ИТОГО: |
2. Тематический план практических (лабораторных, семинарских) занятий
№ №/п | № темы | Кол-во часов | Тема | ||||
МОДУЛЬ 1: ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЯ | |||||||
2.0 | Предмет, задачи и методы патофизиологии. | ||||||
2.0 | Патогенное действие физических факторов на организм. | ||||||
2.0 | Роль наследственности, конституции, возрастных изменений в патологии. | ||||||
2.0 | Патология реактивности. Нарушение иммунологической реактивности. | ||||||
2.0 | Аллергия. | ||||||
2.0 | Практические навыки по теме «Общая нозология. Патогенное действие внешних факторов. Роль внутренних действий в патологии». | ||||||
2.0 | Нарушения периферического кровообращения и микроциркуляции. | ||||||
2.0 | Воспаление.Альтерация.Биохимические изменения в очаге воспаления. | ||||||
2.0 | Воспаление. Экссудация. Пролиферация | ||||||
2.0 | Лихорадка. | ||||||
2.0 | Гипоксия. | ||||||
2.0 | Патофизиология клетки | ||||||
2.0 | Опухоли. | ||||||
2.0 | Практические навыки по теме «Типовые патологические процессы». | ||||||
2.0 | Нарушения углеводного обмена. Сахарный диабет. | ||||||
2.0 | Нарушения водно-солевого обмена и обмена микроэлементов. | ||||||
2.0 | Нарушения кислотно-основного состояния. | ||||||
2.0 | Практические навыки по теме «Типовые нарушения обмена веществ». | ||||||
2.0 | Итоговый модульный контроль. Тесты «Крок-1» | ||||||
2.0 | Итоговый модульный контроль. Устный опрос. | ||||||
Всего: | 40.0 | ||||||
МОДУЛЬ 2: ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ | |||||||
21. | 3.0 | Патофизиология системы крови. Постгеморрагические анемии. | |||||
22. | 3.0 | Гемолитические анемии и анемии вследствие нарушения эритропоэза | |||||
23. | 3.0 | Лейкоцитозы, лейкопении. | |||||
24. | 3.0 | Лейкозы. | |||||
25. | 3.0 | Нарушения системы гемостаза. | |||||
26. | 3.0 | Практические навыки по теме «Патология крови». | |||||
27. | 3.0 | Патофизиология кровообращения. Недостаточность кровообращения. Патофизиология сердца. Сердечная недостаточность. | |||||
28. | 3.0 | Патофизиология сердца. Коронарная недостаточность. Патофизиология кровеносных сосудов. | |||||
29. | 3.0 | Патофизиология внешнего дыхания. Дыхательная недостаточность. | |||||
30. | 3.0 | Практические навыки по теме «Патофизиология системного кровообращения и дыхания». | |||||
31. | 3.0 | Патофизиология системы пищеварения. Недостаточность пищеварения. | |||||
32. | 3.0 | Патофизиология печени. Печеночная недостаточность. | |||||
33. | 3.0 | Патофизиология почек. Почечная недостаточность. | |||||
34. | 3.0 | Практические навыки по теме «Патофизиология пищеварения, печени, почек». | |||||
35. | 3.0 | Патофизиология эндокринной системы. | |||||
36. | 41,42 | 3.0 | Патофизиология нервной системы. Патофизиология экстремальных состояний. | ||||
37. | 2.0 | Итоговый модульный контроль. | |||||
Всего: | 50.0 | ||||||
ИТОГО: | 90.0 | ||||||
3. Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы студентов
№ п/п | № темы | Кол-во часов | Тема | |||
Модуль 1: Общая патология | ||||||
1. | 2.0 | Патогенное действие термических факторов. Патогенное действие инфракрасных и ультрафиолетовых лучей. Поражения, полученные волнами сверхвысокой частоты. Патогенное действие электрического тока. Влияние на организм факторов космического полёта. | ||||
2. | 2.0 | Патогенное действие химических факторов. Интоксикации. Естественные механизмы защиты от действия токсинов и ядов. Патофизиологические аспекты алкоголизма, наркомании, токсикомании. | ||||
3. | 3.0 | Общие закономерности развития инфекционного процесса. Роль особенностей возбудителя и реактивности организма в развитии инфекционных болезней. | ||||
4. | 2.0 | Практические навыки по теме «Общая нозология. Патогенное действие внешних факторов. Роль внутренних факторов в патологии». | ||||
5. | 2.0 | Патофизиология клетки. Повреждение клетки. | ||||
6. | 2.0 | Голодание. | ||||
7. | 2.0 | Практические навыки по теме «Типовые патологические процессы». | ||||
8. | 2.0 | Нарушение энергообеспечения клеток. Нарушение клеточного дыхания. Роль нарушений энергетического обмена в жизнедеятельности клеток. | ||||
9. | 2.0 | Нарушения жирового обмена. | ||||
10. | 2.0 | Нарушения белкового обмена. Нарушения обмена пуриновых и пиримидиновых оснований. | ||||
11. | 2.0 | Нарушения обмена витаминов. | ||||
12. | 2.0 | Практические навыки по теме «Типовые нарушения обмена веществ». | ||||
13. | 2.0 | Подготовка к итоговому модульному контролю | ||||
Всего: | 25.0 | |||||
Модуль 2: Патофизиология органов и систем | ||||||
114. | 1.0 | Патофизиология системы крови. Постгеморрагические анемии. | ||||
115. | 1.0 | Гемолитические анемии и анемии вследствие нарушения эритропоэза | ||||
116. | 1.0 | Лейкоцитозы, лейкопении. | ||||
117. | 1.0 | Лейкозы. | ||||
118. | 1.0 | Нарушения системы гемостаза. | ||||
119. | 2.0 | Практические навыки по теме «Патология крови». | ||||
120. | 1.0 | Патофизиология системного кровообращения. Недостаточность кровообращения. Патофизиология сердца. Недостаточность сердца | ||||
221. | 3.0 | Патофизиология сердца. Коронарная недостаточность. Патофизиология кровеносных сосудов. | ||||
222. | 1.0 | Патофизиология внешнего дыхания. Дыхательная недостаточность. | ||||
223. | 2.0 | Практические навыки по теме «Патофизиология системного кровообращения и дыхания». | ||||
224. | 2.0 | Патофизиология системы пищеварения. Недостаточность пищеварения. | ||||
225. | 2.0 | Патофизиология печени. Печеночная недостаточность. | ||||
226. | 3.0 | Патофизиология почек. Почечная недостаточность. | ||||
227. | 2.0 | Практические навыки по теме «Патофизиология пищеварения, печени, почек». | ||||
228. | 2.0 | Патофизиология эндокринной системы. | ||||
229. | 41,42 | 2.0 | Патофизиология нервной системы. Патофизиология экстремальных состояний. | |||
230. | 3.0 | Подготовка к итоговому модульному контролю. | ||||
Всего: | 30.0 | |||||
ИТОГО: | 55.0 | |||||