Методические рекомендации. Особенности древнерусской цивилизации формировались как результат воздействия множества природно-географических

Особенности древнерусской цивилизации формировались как результат воздействия множества природно-географических, геополитических, религиозно-конфессиональных, этнических и социальных факторов. Располагаясь на границе европейского и азиатского миров, занимая обширные равнинные просторы, незащищённые никакими существенными природными препятствиями от кочевников, и находясь на значительном удалении от Византии и политических центров Западной Европы, Древняя Русь шла своим самобытным путём. Достижения южных и западных соседей Руси служили своего рода образцами для её правителей.

Восточные славяне не обладали богатым наследием Античности и были вынуждены создавать свои институты власти и способы самоорганизации, руководствуюсь главным образом собственным опытом. Однако опыт ближайших соседей, норманнов, германцев, чехов, хазар и иных народов также учитывался при формировании местной системы права и государственного управления. Этническую основу древнерусского общества составляли восточные славяне. В процессе своего развития они постоянно взаимодействовали с финно-угорскими, балтийскими и тюркскими народами, оставаясь при этом культуро- и государствообразующей силой.

Под древней Русью в широком смысле понимают продолжительный период, охватывающий историю восточнославянского общества и его государственных образований с середины IX-го до конца XVII-го веков, времени восшествия на престол Петра I и последовавших после этого реформ. Эти преобразования рассматриваются в качестве поворотного момента в истории развития русской культуры и смены векторов её развития в направлении западноевропейской системы политических и культурных ценностей. В узком смысле под Древнерусским государством или Древней Русью подразумевают раннефеодальное государство, получившее в историографии наименование «Киевская Русь». Сами жители назвали своё государство «Русью» или «Русской землей».

Появление восточнославянского государства, получившего название «Древняя Русь», связано с легендарными событиями 862 г., отмеченными в Повести временных лет, древнейшей русской летописи, воссозданной академиком А.А. Шахматовым на основе записей Лаврентьевской и Ипатьевской летописей. Под этим годом сохранилось сообщение о призвании на Русь, в Новгород, варяжского конунга Рюрика, прибывшего в земли ильменских славян со своей роднёй и дружиной, обозначенными в качестве братьев Синеуса и Трувора. Со временем потомство легендарного Рюрика завоевало исключительное право именоваться князьями и создало правящую династию Рюриковичей.

Преемники Рюрика, князья Олег, Игорь и Святослав, продолжили распространение своего влияния вниз по Днепру, ставшему главной торговой водной артерией возникавшего государства. Важнейшими событиями правления Олега стали завоевание Киева с последующим переносом в этот город княжеской резиденции, превратившей город в столицу Руси. Но особенно Олега прославил успешный поход на Константинополь.

Князья Игорь и Святослав, продолжили политику своего предшественника. В период их правления с политической арены исчез могущественный Хазарский каганат, Византия пережила целую череду войн с Русью, а земли Болгарии на непродолжительное время подчинились власти киевского князя. В эти годы происходило дальнейшее утверждение русского присутствия на византийских рынках.

Древнерусское государство, подобно другим государствам раннего средневековья было лишь относительно устойчивым политическим образованием. Каждому новому князю приходилось заново подчинять входившие в его состав племена. Система управления была элементарной, опиралась на княжескую семью, дружину и круг формирующегося боярства. До правления Владимира Святославича Рюриковичи испытывали конкуренцию и угрозу своей власти, как со стороны местных племенных князей, так и со стороны некоторых сильных бояр, выделившихся из состава дружины. Лишь во времена Владимира Святославича племенные княжения были окончательно ликвидированы, а управление государством осуществлялось посредством наместничества (посадничества) в руках его детей.

По мере развития древнерусской государственности органы власти усложнялись за счёт появления элементарных форм государственного аппарата и вечевых структур, действовавших в Новгороде, Киеве, Переяславле, Ростове и других городах. Важнейшей формой контроля территорий, управления ими и пополнения казны в X-XII вв. выступало полюдье, заключавшееся в объезде князем или его представителями подчинённых территорий для сбора дани, совершения суда и защиты своих интересов.

Важнейшим событием конца X в., на столетия определившим основные направления развития государства, стало Крещение Руси (988). Уже во времена Ярослава Мудрого древнерусская церковная организация приобрела статус митрополии. Огромную роль в приобщении восточнославянского общества к новым религиозным идеям сыграло греческое и болгарское духовенство. Однако главная заслуга в насаждении христианства принадлежит правящему княжескому роду.

Принятие христианства не только укрепила и возвысила статус правящей династии и Руси, но и способствовало проникновению на Русь новых политических идей, нравственных норм, высоких форм культуры, письменности, новых архитектурных, художественных стандартов и т.д. Уже в XI в. на Руси появляются первые относительно самостоятельные письменные произведения и юридические предписания: «Слово о Законе и Благодати», цикл произведений, посвящённых князям Владимиру, Борису и Глебу, княгине Ольге, «Изборники» (собрания различных произведений религиозно-назидательных и познавательных произведений), начальные летописные своды, первый элементарный корпус законов «Русская правда» и др. памятники письменно культуры. При Софийском соборе Киева возникает первая русская библиотека и первая школа переводчиков.

В конце X – первой половине XI вв. прилагаются усилия, направленные на создание элементарных школ и распространение грамотности среди представителей княжеского окружения, нарочитой чади. На Руси помимо деревянного строительства развивалось и каменное (из камня и плинфы).

(Киевская Русь в конце X – начале XI вв.)

 
 

С принятием христианства Русь становится активным участником политической жизни Европы: на смену военным походам «на греки» пришли военно-политические и династические союзы и договорённости с Византией, Германией, Польшей, Чехией, Венгрией, Данией, Норвегией, Францией и Англией.

С конца XI в., Любечского съезда князей (1097), сформулировавшего «принцип отчинности», активизировались процессы формирования феодальных форм управления и хозяйствования. С 30-х годов XII в. Киевская Русь вступила в период феодальной раздробленности, характеризовавшийся постепенной утратой Киевом своего доминирующего политического и экономического положения в землях восточных славян и усилением таких политических центров, как Владимир (на Клязьме), Новгород и Галич.

Вместе с этим феодальная раздробленность не предполагала полное уничтожение политического единства Руси. Политическая целостность восточно-славянских земель обеспечивалась поддержанием принципов старейшинства в роду Рюриковичей. Культурное и религиозное единство во многом гарантировалось относительным единством древнерусской церковной организации, общими языком и культурно-этническими ценностями и нормами.

Во второй трети XII – первой трети XIII в. на Руси сформировались три типа политических систем: 1) монархическая княжеская власть во Владимиро-Суздальском княжестве; 2) средневековая республиканская организация в Новгороде и 3) южнорусские и юго-западные княжества, в которых княжеская, боярская и городская власти обладали приблизительным равенством.

Раздробленность имела и благоприятные последствия: экономическое укрепление политических центров земель-княжений, развитие ремёсел, развитие вечевых форм власти, возникновение более развитых представлений о собственности и праве. Русь оказалась вовлечённой в большинство знаковых событий эпохи: Крестовые походы, формирование раннефеодальных монархий в Восточной и Западной Европе, борьбу за власть в Византии. Именно на эти годы приходится полный перелом в борьбе с половецкими угрозами.

Вместе с этим раздробленность существенно ограничивала способность Руси противостоять угрозам Степи, осложняла внутрикняжеские конфликты (усобицы), приводила к ослаблению пограничных территорий, массовым переселениям жителей Южной Руси на более спокойные территории Владимиро-Суздальских и Галицких владений. Например, уже во второй половине XII столетия Русь утратила своё влияние в Крыму, а Тмутараканское княжество, по образному выражению Н.Ф. Котляра, было «поглощено волнами морской стихии Степи» и прекратило своё существование. Не менее драматична судьба Киева. К моменту прихода сюда монголов (1240), прежняя столица Руси уже дважды была разорена собственными князьями, а от населения города, численность которого в X-XI вв. уступала только Константинополю периода расцвета, по мнению историков, составляла не более 3000 человек.

Монгольское нашествие на Русь (1237, 1240 гг.) принципиально изменило политический облик древнерусских земель. Примерно две трети городов и поселений были разрушены или уничтожены. При этом треть из них так и не были восстановлены. Если до нашествия Русь развивалась в контексте Европейской парадигмы, то после него она (особенно на её Северо-Востоке) стала быстро заимствовать деспотические принципы управления, характерные для государств Азии. На Руси, исключая Новгород, исчезло вече. В условиях постоянной угрозы со стороны Монгольской империи князья и церковь предпочли искать союза с завоевателями, чем во многом обеспечивали относительную безопасность княжеств от угроз набегов. Без ханских ярлыков власть Рюриковичей и митрополитов утрачивала свою легитимность.

Ещё одними бедственными результатами нашествия стали «баскачество», постоянное присутствие военной администрации, и «выход», ежегодная дань в пользу Монгольской империи, а после её распада – Орды. Размер «выхода» был фиксирован. Однако сборщики, вначале монгольские, а за тем, после отмены «баскачества», и свои, русские, многократно увеличивали её размеры. Такие действия усиливали экономический гнёт населения. Одновременно с этим северо-западные рубежи Руси, Новгородские земли и территории Галиции и Волыни, оказались под постоянными ударами своих соседей: немцев, шведов, венгров. С конца XIII столетия начался процесс принятия и перехода значительной части южнорусских земель в состав Литовского и Польского государств, а территории Новгорода были частично утрачены, завоёваны Швецией и Ливонским орденом.

Вместе с этим монгольское господство способствовало развитию и иных, не менее важных процессов: осознанию древнерусскими элитами и населением в целом необходимости политического и религиозного единства Руси, появлению новых политических и идейных центров собирания древнерусских земель, прежде всего Москвы, возникновению новых очагов национальной культуры. В итоге к концу XIV в. на политической карте Евразии появилась новая этническая общность – русский народ.

Время монгольского господства привело к появлению таких личностей как Александр Невский, Даниил Галицкий, Иван Калита, Дмитрий Донской, преподобные Сергий Радонежский и Андрей Рублёв.

Тем не менее, если в Западной Европе XIV-XV вв. продолжали развиваться ремёсла, возникали мануфактуры и получали силу идеи гуманизма, Русь только начинала освобождаться от форм политической зависимости от Орды и оставалась на средневековой стадии исторической эволюции. Однако итоги Куликовской битвы (1380) предопределили судьбу Орды и стали началом заката её господства над Московским княжеством и Русью.

В XIV-XV вв. на Руси восторжествовала идея сильной княжеской власти, принципы которой были сформулированы и развиты в Москве. Правления Василия I, Василия II, Ивана III, протекавшие на фоне борьбы с остатками Золотой Орды, прежде всего с Казанским ханством, привели к формированию сильного национального государства, обладавшего всеми элементами монархии, опиравшейся на представителей различных сословий и развитый аппарат управления: Дворец и Двор.

В годы великого княжения Ивана III особое значение приобрели его женитьба на Софье (Зое) Палеолог, племяннице последнего византийского императора, принятие Иваном титула «Великого Государя» и завоевание Казани, с установлением над ней русского протектората. Был издан новый судебник, началось переустройство Московского Кремля, его дворцов и храмов с привлечением иностранных мастеров. В дальнейшем традиция приглашения иноземцев, чаще всего итальянцев, ко двору великого князя прослеживалась на продолжении всего правления Василия III. Опыт и знания иноземных мастеров использовался не только в архитектуре, но и в образовании, создании огнестрельного вооружения.

Важнейшее значение имели политические процессы времени первого русского царя Ивана IV. Просторы России увеличились в два раза: было присоединено почти всё Поволжье (Казань и Астрахань), Сибирь, началась борьба за возвращение удобных выходов к Балтике (Ливонская война), сформировалась сильная монархия. Однако «опричнина», низкая плотность населения, слабость экономических отношений и общий невысокий уровень политической, правовой и социальной культуры Руси не позволили государству воспользоваться первоначальными успехами преобразований Ивана IV.

В конце XVI – начале XVII вв. в результате династического кризиса, вызванного пресечением прямой линии династии Рюриковичей, малоавторитетностью новых правителей, безуспешно пытавшихся создать новые династии, неурожаями и последующим после них голодом, распадом территорий и интервенцией Польши и Швеции, Россия в ступила в полосу Смутного времени. Преодоление общенационального кризиса произошло только в 1613 г., с избранием на царство Михаилом Феодоровича Романова, поддержанного церковью, Земским собором и героями 1612 г., князем Дмитрием Пожарским и нижегородским старостой Козьмой Мининым.

Правление первых Романовых, Михаила, Алексия, Феодора и Софьи вошло в историю под названием «бунташного века». Это объяснялось теми социальными подвижками, которые происходили на протяжении всего их царствования: преодолением почти двадцатилетнего времени Смуты, экономической отсталостью страны, социальной и религиозной нестабильностью, протекавшей на фоне церковных реформ патриарха Никона и возникшего после этого Раскола, процессов воссоединения с Украиной, изменением социальной структуры общества и повышением роль дворянства, чередой войн.

В середине XVII в. в результате решений Земского Собора 1649 г. в стране было окончательно закреплено крепостное право, призванное стабилизировать экономическую и социальную ситуацию в России. Ещё одним важным решением Соборного Уложения 1649 г. стала легитимизация широких прав монарха, по сути предвосхитивших возникновение абсолютизма. В результате Россия пережила цепь мятежей и бунтов: Соляной и Медный бунты, волнения в Новгороде, борьба со старообрядчеством, восстание Степана Разина, мятеж соловецких монахов, стрелецкие восстания в Москве и т.д. Именно на эти годы приходится сложный процесс подчинения воле государства разрозненных и опасных казачьих поселений.

Вместе с этим Россия переживала серьёзные перемены в области культуры. Впервые в московском государстве возникла целая сеть славяно-греко-латинских школ, призванных решить проблемы недостатка образованных кадров при царском дворе и в управлении на местах. Происходило постепенное сближение России и Западной Европы: приглашаются западноевропейские мастера, архитекторы и оружейники, строится «немецкая слобода» для проживания иностранцев в столице, появляется придворный театр, в моду входят книжные собрания (библиотеки), ношение европейской одежды и изучение иностранных языков, начинается переустройство армии по европейским образцам («полки нового строя»).

Таким образом, древнерусский период русской истории представляет собой целостный этап в развитии отечественной культуры, русского общества и российской государственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: