Задача относится к подсистеме «Бухгалтерский и налоговый учет» и решается в комплексе расчетно-кассового обслуживания клиентов банка.
Под «платежными поручениями в электронной форме» следует понимать определенную последовательность байтов, содержащую информацию о платежах клиента, и подписанную электронно-цифровой подписью соответствующих должностных лиц клиента.
Платежное поручение в электронной форме должно содержать все необходимые реквизиты, установленные законодательством для платежного поручения на бумажном носителе. Платежное поручение подписывается электронно-цифровой подписью. «Электронная цифровая подпись» (ЭЦП) – реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученные в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе. «Закрытый ключ электронной цифровой подписи» - уникальная последовательность символов, предназначенная для создания в электронных документах электронной цифровой подписи с использованием средств электронной цифровой подписи.
Обработка платежного поручения проходит в два этапа: формирование документа кассиром предприятия клиента; прием документа банком.
При приеме платежного поручения банком осуществляются проверки на корректность и полноту его заполнения. Если документ заполнен правильно, он принимается в банк для дальнейшей его проводки, а клиент извещается о приеме платежа: клиенту отправляется соответствующее сообщение, и при его получении исходному документу устанавливается статус «Принято». Если при приеме платежного поручения в нем обнаружены ошибки, клиенту передается соответствующее сообщение об отказе в приеме, содержащее причину и время отказа.
Данная задача решается каждый раз, когда у предприятия – клиента возникает необходимость отправки в банк платежного поручения. Основным условием для функционирования данной задачи является заключение договора между банком и клиентом на расчетно-кассовое обслуживание.
В подсистеме используются следующие классификаторы (таблица 1).
Таблица 1
Система классификаторов информации
Классификатор | Комментарий |
Валюта платежа | Валюта документа, ссылка на общесистемный справочник |
Банк плательщика | Данные в банк не передаются, предназначены для вывода на печать в платежном поручении |
Город банка плательщика | Данные в банк не передаются, предназначены для вывода на печать в платежном поручении |
Банк получателя | Данные в банк не передаются, предназначены для вывода на печать в платежном поручении |
Продолжение табл. 1
Город банка получателя | Данные в банк не передаются, предназначены для вывода на печать в платежном поручении |
МФО банка плательщика | Данные в банк не передаются, предназначены для вывода на печать в платежном поручении |
Код бюджетной классификации | Ссылка на общесистемный справочник «Коды бюджетной классификации» |
Для выполнения задач клиентской части задачи необходим следующий минимальный перечень оборудования:
- персональный компьютер следующей минимальной конфигурации: процессор Intel Celeron 1,1 ГГц, оперативная память 128 Мб, жесткий диск не менее 20 ГБ;
- одноканальный модем, обеспечивающий скорость соединения по каждому каналу не менее 56 Кбит/сек.
Приведем перечень основных документов, формируемых в процессе решения задачи:
- платежное поручение;
- выписка по счету;
- приложение к выписке;
- приложение к выписке (кассовое).
Работу с клиентской частью подсистемы проводит кассир предприятия, который может не иметь специальных знаний в области вычислительной техники. Обслуживание системы на предприятии клиента выполняет специалист, ответственный за работу вычислительной техники на основе следующей документации: рабочее место клиента подсистемы передачи электронных документов; инсталляция клиента подсистемы передачи электронных документов; рекомендации по улучшению качества модемной связи.