Культурными растениями называют такие растения, которые возделываются для удовлетворения различных потребностей человека. Все возделываемые растения произошли от диких форм. Основными факторами окультуривания явились условия возделывания и отбор. Основой отбора служила индивидуальная наследственность и изменчивость растений.
Среди культурных растений имеются однолетние, двулетние, и многолетние растения. Во время своего развития они проходят несколько фаз, называемых фазами вегетации, или фенологическими фазами. Культурные растения чрезвычайно разнообразны по ботаническому составу, по положению в филогенетической системе. Они относятся не только к различным семействам и порядкам, но и к различным классам.
Наибольшие посевные площади в мировом земледелии заняты культурными растениями из семейства мятликовые. Широко распространены как пищевые и кормовые растения представителей семейства бобовые. В качестве плодовых растений возделывают розанные и камнеломковые. Овощи человек получает главным образом от растений семейства капустных, пасленовых и сельдерейных. Свекла столовая - из семейства маревых. В качестве прядильных культур используются виды из семейства леновых и коноплевых. Культурные растения имеются и среди других покрытосеменных растений.
Задание Ознакомиться с представителями семейств культурных растений. Установить их характерные особенности в строении вегетативных и генеративных органов.
По значению для человека это семейство стоит на первом месте. В соответствии с характером использования растения сем. мятликовые подразделяется на 2 группы:
1) хлебные злаки, используемые в пищу человеком и на корм животным,
2) кормовые травы, возделываемые только в качестве кормовых растений.
С представителями второй группы мы уже частично познакомились при изучении луговой растительности, поэтому в настоящем задании основное внимание должно быть уделено группе хлебных злаков.
Из вегетативных органов наибольшее значение в систематике мятликовых имеет строение листа, по которому можно различать виды злаков до образования соцветий.
Сорвите по 1 растению имеющихся на поле растений семейства мятликовых и определите роды этих растений.
Обратите внимание на строение их соцветий. Определите количество цветков в колоске. Установите фенологические фазы.