Поэзия, как и другие виды искусства, родилась из «подражания».
Две причины, лежащие в природе человека, создали поэзию. Во-первых, подражание, присущее людям с детства,— люди тем и отличаются от других животных, что наиболее способны к подражанию, благодаря которому они и получают первые познания. Во-вторых, продукты подражания всем доставляют удовольствие.
Аристотель не сомневается в реальности внешнего мира и считает основой всякого познания чувственное восприятие. Он говорит, что наша душа является как бы воском, на который внешний мир накладывает свои отпечатки.
Искусство — это особый способ познания предмета. Эта материалистическая тенденция эстетики аристотеля.
Поэзия имеет своим предметом не только реальное, но и вероятное. Она стремится к обобщению тех единичных фактов и характеров, о которых говорят поэты. Поэтому в ней больше философского смысла, чем в истории, которая имеет в виду только частное.
Все прекрасное — и животное и какая-либо вещь, состоящая из частей,— должно иметь не только эти части в порядке, но и обладать определенной величиной. Красота, по аристотелю, заключается в величине и порядке. Ни чрезмерно малый, ни чрезмерно большой предмет не могли бы быть прекрасными.
Цель трагического воспроизведения— посредством сострадания и страха очищение зрителей от подобных чувств. В этих кратких словах аристотель формулирует свое знаменитое учение о «катарсисе», то есть о «трагическом очищении».
«для аристотеля и ужасное и достойное сострадания тесно связаны между собой». Наше сострадание бывает тогда, когда мы думаем, что несчастье может постичь и нас.
Чувствуя сострадание и страх, мы понимаем в то же время, что несчастье — следствие поступка этого человека. По обе стороны каждой добродетели, по учению аристотеля, расположены крайности, между которыми она находится. Таким образом, трагедия, чтобы обратить наше сострадание в добродетель, должна очистить нас от обеих крайностей.
Музыка способна воздействовать на этическую сторону души и поэтому должна быть включена в число предметов воспитания. Вместе с тем аристотель утверждает, что музыка должна иметь полезное применение не для одной цели, а нескольких: 1) ради воспитания, 2) ради очищения. 3) ради интеллектуального развлечения, то есть ради успокоения и отдохновения от напряженной деятельности.
| Подлинную реальность, «истинное бытие» Платон признавал только за миром идей. Эти идеи вечны, они не возникают и не погибают. Они-то и являются причиной бытия чувственных вещей
Три наивысших идеи: истины, блага и красоты, причем бог у него стоит то выше этих идей, то сливается с ними.
Платон признает и бессмертную душу у человека. До вселения в земную оболочку душа человека созерцает мир идей. Это приобретенное душой познание не может быть ею утрачено.
Теория «припоминания».
Искусство есть низший род познания и не все виды его приемлемы.
Некоторые виды искусства, по его мнению, делают человека нравственнее и благороднее (например, скромные и мужественные песни и пляски), другие же, напротив, прививают ему дурные качества. Трагедия и комедия в государство Платона не допускаются.
«Нельзя допустить того, чтобы люди, которые должны быть доблестными, подражали женщине, молодой или старой, спорящей с богами, больной, скорбной или влюбленной: странно было бы также допустить подражание и мужчинам, негодным и подлым или безумствующим людям и рабам».
Поэзия ни в какой мере не приемлема, поскольку она «подражательна».
Произведения поэтамов-трагиков — это «третьестепенная подлинность и что это им легко сочинить без знания истины». Поэты-трагики, говорит Платон, заявляют притязание на то, что они знают и добро, и зло, и то, что относится к божеству.
Поэт-подражатель, создавая свои произведения, опирается на ту часть человеческой души, которая «удалена от разума и является любовницей и подругой всего болезненного и лживого».
Поэзия лелеет чувство нашего сострадания к герою, поэтому оно, как и другие чувства, например гнева, получает власть над нами, тогда как, наоборот, нам следовало бы господствовать над чувствами.
|