1. В результате сравнения избыточного давления, рассчитанного по формуле 2 с данными в таблице 3 может быть три случая:
а) объект не разрушается или получает слабые повреждения. В этом случае рекомендуется текущий ремонт;
б) объект получает средние разрушения. В этом случае рекомендуется капитальный ремонт и мероприятия по повышению устойчивости объекта, изложенные ниже;
в) объект получает сильные или полные разрушения. В этом случае рекомендуется вынести емкость с ГВС на безопасное расстояние. Восстановление объекта не планируется.
2. В результате сравнения избыточного давления, рассчитанного для объекта 3 с, данными таблицы 4 делают вывод о получении людьми различных травм, ранений и летальных исходов. В этом случае или вводится запрет работы людей на опасных расстояниях или емкость с ГВС выносится на безопасное расстояние.
3. Расстояние, на которое необходимо вынести емкость с ГВС можно рассчитать по формуле (2), если учесть избыточное давление, при котором не происходит разрушений (это расстояние рассчитывается только по дополнительному указанию преподавателя).
|
|
Возможные предложения по повышению устойчивости при слабых и средних разрушениях:
· устройство металлических и железобетонных поясов;
· усиление прочности зданий и сооружений за счет введения дополнительных колонн;
· увеличение площади световых проемов и остекление их армированным стеклом;
· реконструкция сооружений с применением сейсмостойких конструкций и др.
Таблица 1
Исходные данные для задач 1 и 2
Номера вариантов | Наименование органического вещества | Коэффициент взрывоопас-ности, КЭВ | Масса органи-ческого вещества Q, т | Тип емкости |
Ацетон | 1,0 | Шарообразная | ||
Ацетилен | 1,2 | Сигарообразная | ||
Бензол | 1,0 | Шарообразная | ||
Бутан | 1,0 | Сигарообразная | ||
Бутилен | 1,0 | Сигарообразная | ||
Водород | 0, 85 | Шарообразная | ||
Водород цианистый | 0,85 | Сигарообразная | ||
Гептан | 1,0 | Сигарообразная | ||
Дихлорпропан | 1,15 | Сигарообразная | ||
Дихлорэтан | 1,15 | Шарообразная | ||
Диметилпропан | 1,0 | Шарообразная | ||
Дихлорэтилен | 1,05 | Сигарообразная | ||
Изобутиловый спирт | 1,0 | Шарообразная | ||
Кокосовый газ | 0,9 | Сигарообразная | ||
Метан | 1,0 | Сигарообразная | ||
Метиламин | 1,1 | Сигарообразная | ||
Нитрорастворитель | 0,5 | Сигарообразная | ||
Пропан | 1,0 | Сигарообразная | ||
Природный газ | 1,0 | Шарообразная | ||
Сероуглерод | 0,4 | Шарообразная | ||
Сероводород | 0,8 | Сигарообразная | ||
Этилен | 1,0 | Сигарообразная | ||
Сернистый ангидрид | 1,0 | Сигарообразная | ||
Этан | 1,0 | Сигарообразная | ||
Бутан | 1,0 | Сигарообразная | ||
Бутилен | 1,0 | Сигарообразная | ||
Водород | 0, 85 | Шарообразная | ||
Водород цианистый | 0,85 | Сигарообразная | ||
Гептан | 1,0 | Сигарообразная | ||
Дихлорпропан | 1,15 | Сигарообразная |
Таблица 2
|
|
Исходные данные для задач 1 и 2
Номер вариан-та | Тип объекта | Возгораемые и другие элементы объекта | Рассто-яние RJ, м |
Объект №1. Здание с легким металлическим каркасом | Кровля из рубероида, деревянные двери и окна окрашены в белый цвет | ||
Объект №2. Легковой автомобиль | Резина автомобильная, бак с бензином | ||
Объект №3. Работающие люди | Темная хлопчатобумажная одежда | ||
Объект №1. Промышленное здание с металлическим каркасом и бетонным заполнением с площадью остекления 30% | Кровля из рубероида, деревянные окна и двери окрашены в белый цвет, остекление обычное | ||
Объект №2. Грузовой автомобиль | Резина автомобильная, брезент | ||
Объект №3. Работающие люди на открытой местности | Белая хлопчатобумажная одежда | ||
Объект №1. Котельная в кирпичном здании | Кровля из толи, двери и окна деревянные, окрашенные в темный цвет | ||
Объект №2. Воздушная телефонная линия связи | Столбы из неокрашенного дерева | ||
Объект №3. Работающие люди на открытой местности | Темная хлопчатобумажная одежда | ||
Объект №1. Здание бескаркасной конструкции | Кровля из красной черепицы, двери обиты черным дермонтином, окна деревянные неокрашенные | ||
Объект №2. Легковой автомобиль | Резина автомобильная | ||
Объект №3. Работающие люди на открытой местности | Темная хлопчатобумажная одежда | ||
Объект №1. Здание с легким металлическим каркасом | Кровля из рубероида, неокрашенные деревянные окна и двери | ||
Объект №2. Грузовой автомобиль | Резина автомобильная, брезент палаточный | ||
Объект №3. Люди, работающие на открытой местности | Темная хлопчатобумажная одежда | ||
Объект №1. Кирпичные многоэтажные здания | Кровля из рубероида, двери металлические, окна деревянные, окрашенные в белый цвет | ||
Объект №2. Автобус | Резина автомобильная, шторы светлые | ||
Объект №3. Люди, работающие на открытой местности | Светлая хлопчатобумажная одежда | ||
Объект №1. Массивное промышленное здание с металлическим каркасом и крановым оборудованием грузоподъемностью 25–50 т | Кровля из рубероида, двери металлические, окна деревянные, окрашенные в темный цвет | ||
Объект №2. Подвижной железнодорожный состав | Вагоны из дерева, покрашенные в коричневый цвет | ||
Объект №3. Люди, работающие на открытой местности | Светлая хлопчатобумажная одежда | ||
Объект №1. Здания из сборного железобетона | Кровля из красной черепицы | ||
Объект №2. Цистерна на грузовом автомобиле | Покрашена в белый цвет | ||
Объект №3. Люди, работающие на открытой местности | Темная хлопчатобумажная одежда | ||
Объект №1. Кирпичные многоэтажные здания | Кровля из рубероида, двери и окна деревянные, неокрашенные | ||
Объект №2. Грузовой автомобиль | Резина автомобильная, брезент | ||
Объект №3. Люди, работающие на открытой местности | Темная хлопчатобумажная одежда | ||
Объ ект №1. Промышленное здание бескаркасной конструкции | Кровля из толи, металлические окна и двери | ||
Объект №2. Легковой автомобиль | Резина автомобильная | ||
Объект №3. Люди, работающие на открытой местности | Темная хлопчатобумажная одежда | ||
Объект №1. Здание бескаркасной конструкции | Кровля из рубероида, окна и двери металлические | ||
Объект №2. Антенное устройство | |||
Объект №3. Люди, работающие на открытой местности | Светлая хлопчатобумажная одежда | ||
Объект №1. Здание бескаркасной конструкции | Кровля из черепицы, окна и двери металлические | ||
Объект №2. Грузовой автомобиль | Резина автомобильная, кузов деревянный | ||
Объект №3.Люди, проходящие по территории | Хлопчатобумажная одежда | ||
Объект №1. Здание с легким металлическим каркасом | Кровля из рубероида, деревянные двери и окна окрашены в белый цвет | ||
Объект №2. Легковой автомобиль | Резина автомобильная, бак с бензином | ||
Объект №3. Работающие люди | Темная хлопчатобумажная одежда | ||
Объект №1. Промышленное здание с металлическим каркасом и бетонным заполнением с площадью остекления 30% | Кровля из рубероида, деревянные окна и двери окрашены в белый цвет, остекление обычное | ||
Объект №2. Грузовой автомобиль | Резина автомобильная, брезент | ||
Объект №3. Работающие люди на открытой местности | Белая хлопчатобумажная одежда | ||
Объект №1. Котельная в кирпичном здании | Кровля из толи, двери и окна дере-вянные, окрашенные в темный цвет | ||
Объект №2. Воздушная телефонная линия связи | Столбы из неокрашенного дерева | ||
Объект №3. Работающие люди на открытой местности | Темная хлопчатобумажная одежда | ||
Объект №1. Здание бескаркасной конструкции | Кровля из красной черепицы, двери обиты черным дермонтином, окна деревянные неокрашенные | ||
Объект №2. Легковой автомобиль | Резина автомобильная | ||
Объект №3. Работающие люди на открытой местности | Темная хлопчатобумажная одежда | ||
Объект №1. Здание с легким металлическим каркасом | Кровля из рубероида, неокрашенные деревянные окна и двери | ||
Объект №2. Грузовой автомобиль | Резина автомобильная, брезент палаточный | ||
Объект №3. Люди, работающие на открытой местности | Темная хлопчатобумажная одежда | ||
Объект №1. Кирпичные многоэтажные здания | Кровля из рубероида, двери металлические, окна деревянные, окрашенные в белый цвет | ||
Объект №2. Автобус | Резина автомобильная, шторы светлые | ||
Объект №3. Люди, работающие на открытой местности | Светлая хлопчатобумажная одежда | ||
Объект №1. Массивное промышленное здание с металлическим каркасом и крановым оборудованием грузоподъемностью 25–50 т | Кровля из рубероида, двери металлические, окна деревянные, окрашенные в темный цвет | ||
Объект №2. Подвижной железнодорожный состав | Вагоны из дерева, покрашенные в коричневый цвет | ||
Объект №3. Люди, работающие на открытой местности | Светлая хлопчатобумажная одежда | ||
Объект №1. Здания из сборного железобетона | Кровля из красной черепицы | ||
Объект №2. Цистерна на грузовом автомобиле | Покрашена в белый цвет | ||
Объект №3. Люди, работающие на открытой местности | Темная хлопчатобумажная одежда | ||
Объект №1. Массивные промышленные здания с металлическим каркасом и крановым оборудованием грузоподъемностью 25–50 т | Кровля из рубероида, двери и окна деревянные, неокрашенные | ||
Объект №2. Грузовой автомобиль | Резина автомобильная, брезент | ||
Объект №3. Люди, работающие на открытой местности | Темная хлопчатобумажная одежда | ||
Объ ект №1. Промышленное здание бескаркасной конструкции | Кровля из толи, металлические окна и двери | ||
Объект №2. Легковой автомобиль | Резина автомобильная | ||
Объект №3. Люди, работающие на открытой местности | Темная хлопчатобумажная одежда | ||
Объ ект №1. Промышленное здание бескаркасной конструкции | Кровля из толи, металлические окна и двери | ||
Объект №2. Легковой автомобиль | Резина автомобильная | ||
Объект №3. Люди, работающие на открытой местности | Темная хлопчатобумажная одежда | ||
Объект №1. Здание бескаркасной конструкции | Кровля из черепицы, окна и двери металлические | ||
Объект №2. Грузовой автомобиль | Резина автомобильная, кузов деревянный | ||
Объект №3.Люди, проходящие по территории | Хлопчатобумажная одежда | ||
Объект №1. Здание бескаркасной конструкции | Кровля из рубероида, окна и двери металлические | ||
Объект №2. Автобус | Синего цвета | ||
Объект №3. Люди, работающие на открытой местности | Светлая хлопчатобумажная одежда | ||
Объект №1. Здание с легким металлическим каркасом | Кровля из рубероида, двери металлические | ||
Объект №2. Легковой автомобиль | Резина автомобильная, бак с бензином | ||
Объект №3. Работающие люди | Темная хлопчатобумажная одежда | ||
Объект №1. Здание с легким металлическим каркасом | Кровля из рубероида, деревянные двери и окна окрашены в белый цвет | ||
Объект №2. Легковой автомобиль | Резина автомобильная, бак с бензином | ||
Объект №3. Работающие люди | Темная хлопчатобумажная одежда | ||
Объект №1. Здание бескаркасной конструкции | Кровля из красной черепицы, двери обиты черным дермонтином | ||
Объект №2. Легковой автомобиль | Резина автомобильная | ||
Объект №3. Работающие люди на открытой местности | Темная хлопчатобумажная одежда | ||
Объект №1. Массивные промышленные здания с металлическим каркасом и крановым оборудованием грузоподъемностью 25–50 т | Кровля из красной черепицы, двери обиты черным дермонтином, окна деревянные неокрашенные | ||
Объект №2. Легковой автомобиль | Резина автомобильная, бак с бензином | ||
Объект №3. Работающие люди | Темная хлопчатобумажная одежда | ||
Объект №1. Кирпичные много-этажные здания (в три и более этажа) | Кровля из рубероида, деревянные двери и окна окрашены в белый цвет | ||
Объект №2. Грузовой автомобиль | Резина автомобильная, брезент | ||
Объект №3. Люди, работающие на открытой местности | Темная хлопчатобумажная одежда |
Таблица 3
|
|
|
|
Степени разрушения некоторых объектов и их элементов при избыточных давлениях ударной волны, кПа
№ п/п | Объект, элемент объекта | Разрушение | |||
Слабое | Среднее | Сильное | Полное | ||
1. Производственные, административные здания и сооружения | |||||
Массивные промышленные здания с металлическим каркасом и крановым оборудованием грузоподъемностью 25–50 т | 20–30 | 30–40 | 40–50 | 50–70 | |
То же, с крановым оборудованием 60–100 т | 20–40 | 40–50 | 50–60 | 60–80 | |
Здания с легким металлическим каркасом и бескаркасной конструкции | 10–20 | 20–30 | 30–50 | 50–70 | |
Промышленные здания с металлическим каркасом и бетонным заполнением с площадью остекления около 30% | 10–20 | 20–30 | 30–40 | 40–50 | |
Здания из сборного железобетона | 10–20 | 20–30 | – | 30–60 | |
Кирпичные многоэтажные здания (в три и более этажа) | 8–12 | 12–20 | 20–30 | 30–40 | |
Деревянные дома | 6–8 | 8–12 | 12–20 | 20–30 | |
Остекление зданий обычное | 0,5–1 | 1–1,5 | 1,5–3 | – | |
2. Коммунально-энергетические сети | |||||
Наземные металлические резервуары и емкости | 30–40 | 40–70 | 70–90 | ||
Водонапорные башни | 10–20 | 20–40 | 40–60 | ||
Котельные в кирпичных зданиях | 7–13 | 13–25 | 25–35 | 35–45 | |
Трансформаторные подстанции | 30–40 | 40–60 | 60–70 | 70–80 | |
Воздушные линии высокого напряжения | 25–30 | 30–50 | 50–70 | ||
Воздушные линии низкого напряжения | 20–60 | 60–100 | 100–160 | ||
3. Средства связи | |||||
Воздушные линии телефонно-телеграфной связи | 20–40 | 40–60 | 60–100 | ||
Антенные устройства | 10–20 | 20–30 | 30–40 | ||
4. Транспортные средства | |||||
Грузовые автомобили и цистерны | 20–30 | 30–55 | 55–65 | 90–130 | |
Легковые автомобили | 10–20 | 20–30 | 30–50 | ||
Автобусы | 15–20 | 20–45 | 45–55 | 60–80 | |
Подвижной ж.д. состав | 30–40 | 40–80 | 80–100 | 100 - 200 |
Таблица 4
Степень поражения незащищенных людей в зависимости от значения избыточного давления DРф
DРф, кПа | Поражения | Характер поражения |
20 – 40 | Легкие | Легкая общая контузия организма, временное повреждение слуха, ушибы и вывихи конечностей, возможен обморок |
40 – 60 | Средние | Повреждение органов слуха, кровотечение из носа и ушей, сильные вывихи и переломы конечностей, возможны кома или шок |
60 – 100 | Тяжелые | Сильная контузия всего организма, повреждение внутренних органов и мозга, переломы конечностей. Возможна кома или шок или клиническая смерть. Могут быть смертельные исходы |
Более 100 | Крайне тяжелые | Травмы приводят к смерти |