Главная магистраль Петербурга - Невский проспект, всего на шесть лет старше города. В начале XVIII века, когда Петербург только создавался, берега Невы представляли собой лесистую и болотистую местность.
Петр I повелел прорубить просеку в лесу, которая бы соединила крепость - верфь Адмиралтейство с Александро–Невским монастырем. Просека должна была состоять из двух частей. Одна часть соединяла Александро-Невский монастырь, основанный в 1710 году, со старым Московско-Новгородским трактом (проходил примерно по линии нынешнего Лиговского проспекта). Вторая часть, вела от Адмиралтейства к этому же тракту.
Существует легенда, повествующая о том, что прокладывали просеку навстречу друг другу с одной стороны – монахи монастыря (с 1712 по 1718), с другой стороны – от Адмиралтейства (с 1709), плененные шведы. Оба отрезка должны были встретиться в одной точке на пересечении с Московско-Новгородским трактом. Из-за ошибок в расчетах просеки вышли к тракту в разных точках, в результате чего получился излом - на месте которого сегодня находится площадь Восстания.
Однако, по замыслу одного из архитекторов Петровской поры - Н.Ф.Гербеля, Невский должен был стать одним из трех лучей «Невского трезубца», расходящихся от Адмиралтейства (два других луча - ул. Гороховая и Вознесенский пр.), ставших основой регулярной планировки центра Петербурга.
С момента основания Санкт–Петербурга в городе активно строились храмы различных религий, идея веротерпимости нашла яркое воплощение в новой столице. Это было связано с большим количеством подданных других государств, переселявшихся в Санкт-Петербург, начиная со времен Петра I. Многие из них строили дома, покупали землю, основывали торговые и промышленные предприятия в Петербурге. Один из манифестов, изданных Петром I, гласил:
«И понеже здесь в Столице Нашей уже введено сво-
бодное отправление богослужения всех других, хотя с Нашею
Церковию несогласных христианских сект; того ради и оное сим
вновь подтверждается, таким образом, что Мы по дарованной
Нам от Всевышнего власти, совести человеческой приневоли-
вать не желаем и охотно предоставляем каждому Христианину
на его ответственность пещись о блаженстве души своей. И так
Мы крепко того станем смотреть, чтобы по прежнему обычаю
никто как в своем публичном, так и в частном отправлении бо-
гослужения обеспокоен не был, но при оном содержан и противу
всякого помешательства защищен был». Христианам позволя-
лось «...не токмо в доме своем... с домашними своими, службу
Господу Богу совершать, но и принимать к себе тех, которые
пожелают у него собираться для того, чтобы по предписанию
всеобщего постановления Христианских церквей, единогласно
восхвалять Бога и таким образом отправлять богослужение».
Этим же манифестом неправославным было разрешено строить
в России собственные храмы.
Много храмов разных вероисповеданий было построено и на главной улице Петербурга – Невском проспекте.