Ответственность за нарушение Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма
С 1 июня 2013 года начали действовать основные положения Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Закон N 15-ФЗ), направленного на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и снижение потребления табака. Закон запрещает курение во многих общественных местах, на рабочих местах и в рабочих зонах, за его нарушение предусмотрена дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Законом N 15-ФЗ введены следующие основные изменения:
расширение перечня территорий, помещений и объектов, где курение запрещено;
изменение правил продажи табачной продукции;
запрещение рекламы и продвижения табачных изделий и процесса потребления табака, спонсорства табака, использование табачных брендов при осуществлении благотворительной деятельности;
|
|
введение ценовых и налоговых мер в целях сокращения спроса на табачные изделия;
введение государственного контроля за табачными компаниями в целях предотвращения незаконной торговли.
Все изменения вступают в силу в несколько этапов - 1 июня 2013 года, 1 января 2014 года, 1 июня 2014 года, 1 января 2017 года.
Под потреблением табака понимается курение табака, сосание, жевание, нюханье табачных изделий (п. 4 части 1 ст. 2 Закона N 15-ФЗ). В связи с этим под действие Закона N 15-ФЗ подпадают следующие табачные изделия и курительные устройства: папиросы, сигареты, электронные сигареты, сигариллы, сигары, насвай, снюс, биди, кретек и т.д. (ст.2 Федерального закона от 22.12.2008 №268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию»).
Кодексом об административных правонарушениях устанавливается следующая административная ответственность за совершение административного правонарушения:
Административное правонарушение | Норма КоАП РФ | Размер штрафа |
а вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака | Часть 1 ст. 6.23 | Для граждан: 1000-2000 руб. |
Часть 2 ст. 6.23 | Для родителей, иных законных представителей несовершеннолетнего: 2000-3000 руб. | |
За нарушение установленного запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах (кроме детских площадок) | Часть 1 ст. 6.24 | Для граждан: 500-1500 руб. |
За нарушение установленного запрета курения табака на детских площадках | Часть 2 ст. 6.24 | Для граждан: 2000-3000 руб. |
За несоблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения | Часть 1 ст. 6.25 | Для должностных лиц: 10 000-20 000 руб. Для юридических лиц: 30 000-60 000 руб. |
За несоблюдение требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака либо выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака | Часть 2 ст. 6.25 | Для должностных лиц: 20 000-30 000 руб. Для юридических лиц: 50 000-80 000 руб. |
За неисполнение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности | Часть 3 ст. 6.25 | Для индивидуальных предпринимателей: 30 000-40 000 руб. Для юридических лиц: 60 000-90 000 руб. |
За спонсорство табака либо стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 ст. 14.3.1 КоАП РФ) | Часть 1 ст. 14.3.1 | Для граждан: 2000-3000 руб. Для должностных лиц: 5000-15 000 руб. Для юридических лиц: 80 000-150 000 руб. |
За демонстрацию табачных изделий или процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла | Часть 2 ст. 14.3.1 | Для должностных лиц: 20 000-40 000 руб. Для юридических лиц: 100 000-170 000 руб. |
За демонстрацию табачных изделий или процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака | Часть 3 ст. 14.3.1 | Для должностных лиц: 20 000-50 000 руб. Для юридических лиц: 100 000-200 000 руб. |
За нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей | Часть 4 ст. 14.3.1 | Для граждан: 3000-4000 руб. Для должностных лиц: 10 000-25 000 руб. Для юридических лиц: 150 000-600 000 руб. |
За неисполнение обязанности трансляции социальной рекламы о вреде потребления табака при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака | Часть 5 ст. 14.3.1 | Для должностных лиц: 10 000-20 000 руб. Для юридических лиц: 100 000-200 000 руб. |
За несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями | Часть 1 ст. 14.53 | Для граждан: 2000-3000 руб. Для должностных лиц: 5000-10 000 руб. Для юридических лиц: 30 000-50 000 руб. |
За оптовую или розничную продажу насвая (вид некурительного табачного изделия, традиционный для Центральной Азии, в виде маленьких "шариков", "палочек", пластичной массы или порошка грязно-зеленого цвета) | Часть 2 ст. 14.53 | Для граждан: 2000-4000 руб. Для должностных лиц: 7000-12 000 руб. Для юридических лиц: 40 000-60 000 руб. |
За продажу несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий | Часть 3 ст. 14.53 | Для граждан: 3000-5000 руб. Для должностных лиц: 30 000-50 000 руб. Для юридических лиц: 100 000-150 000 руб. |
Запрет на курение в определенных местах - одно из требований Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (далее - РКБТ ВОЗ), принятой 56-й сессией ВОЗ в Женеве 21 мая 2003 года.
|
|
|
|
Законом N 15-ФЗ введен обширный список мест, где курение запрещено. Так, уже с 1 июня 2013 года нельзя курить не только в школах, вузах, на спортивных и культурных объектах, в больницах, поликлиниках, санаториях, но и на их территориях, а также в самолетах, в городском и пригородном транспорте, внутри и ближе 15 метров от входов на вокзалы, в аэропорты, морские и речные порты, на станции метро, в помещениях социальных служб, в зданиях органов государственной власти и в муниципалитетах, на АЗС, на рабочих местах и в рабочих зонах помещений, в лифтах и подъездах, на детских площадках и пляжах (пп. 1, 2, 4, 7-11 части 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ).
Закон N 15-ФЗ предусматривает также возможность оборудования специальных зон для курения во дворе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, но для этого курильщикам придется собрать подписи всех собственников жилья (п. 2 части 2 ст. 12 Закона N 15-ФЗ).
А с 1 июня 2014 года полностью запрещено курение в поездах дальнего следования, на пассажирских судах дальнего плавания, на платформах электричек, в гостиницах, кафе, барах, ресторанах, ночных клубах, в помещениях рынков и т.д. (пп. 3, 5, 6, 12 части 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ).
Существенно меняются правила розничной продажи табачной продукции. По общему правилу, с 1 июня 2014 года такая продажа будет осуществляться только в магазинах и павильонах. Магазин должен представлять собой здание (или его часть), которое обеспечено специальными помещениями (торговыми, подсобными, административно-бытовыми, для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже). Павильон должен быть строением, имеющим торговый зал и рассчитанным на одно рабочее место или несколько рабочих мест (часть 1 ст. 19 Закона N 15-ФЗ). Соответственно, иные торговые точки, не имеющие торгового зала (например, ларьки, палатки, киоски, прилавочные магазины), где всегда продавалась основная масса сигарет, не смогут больше ими торговать.
|
|
Такая продажа должна осуществляться без открытой выкладки (в т.ч. на витрины, пластиковые боксы, установленные рядом с кассой или подвешенных над ней), за исключением случаев демонстрации товара, необходимой для получения покупателем обязательной информации в соответствии с законодательством РФ о защите прав потребителей (части 4, 5 ст. 19 Закона N 15-ФЗ). В общем случае покупатель может выбирать такой товар только в специальных точках в пределах магазинов и павильонов, а о том, какие сигареты есть в наличии, покупатели смогут узнать только по специальному прейскуранту. Продавец будет обязан предоставить перечень табачной продукции. Установлены требования к его содержанию: все названия должны быть отпечатаны одним шрифтом; необходимо использовать буквы черного цвета; наименования должны перечисляться в алфавитном порядке с указанием цены; не допускается использовать графические изображения и картинки (часть 5 ст. 19 Закона N 15-ФЗ).
Запрещена оптовая и розничная торговля насваем (часть 8 ст. 19 Закона N 15-ФЗ).
Запрещена торговля табачными изделиями дистанционным способом (в т.ч. через Интернет), а также торговля с использованием автоматов (часть 3 ст. 19 Закона N 15-ФЗ).
С 1 июня 2013 года для табачных компаний полностью запрещена любая реклама табачных изделий, спонсорство табака при проведении различных массовых мероприятий, использование табачных брендов при осуществлении благотворительной деятельности (часть 1 ст. 16 Закона N 15-ФЗ). Их товары нельзя будет раздавать бесплатно или продавать со скидкой. Сигаретными брендами нельзя будет маркировать другую продукцию (например, зажигалки и другие курительные принадлежности). Производителям сигарет теперь запрещено проведение массовых мероприятий, направленных на рост потребления сигарет (например, промоакций) (пп. а, б, в, ж части 1 ст. 16 Закона N 15-ФЗ). Из продажи должны исчезнуть товары, даже внешне напоминающие табачные изделия, например, популярные у детей жвачки в виде сигарет (п. г части 1 ст. 16 Закона N 15-ФЗ).
Демонстрировать табачные изделия и курить их нельзя героям фильмов, спектаклей, телепередач и программ, снятых после вступления в силу Закона N 15-ФЗ. Исключение сделано только для случаев, когда режиссер сможет доказать, что такая демонстрация - неотъемлемая часть художественного замысла, а также для социальной рекламы о вреде курения (подп. д п. 1 части 1 ст. 16, части 2, 4 ст. 16 Закона N 15-ФЗ). Если же демонстрация сигарет и курения происходит в уже снятых фильмах, телепередачах и программах, их показ должен сопровождаться социальной рекламой о вреде курения, идущей перед началом и во время демонстрации таких произведений (часть 3 ст. 16 Закона N 15-ФЗ).
Федеральным законом от 21.10.2013 N 274-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О рекламе" в связи с принятием Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Закон N 274-ФЗ) в КоАП РФ внесены изменения, направленные на ужесточение борьбы с потреблением табака.
В Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации введены новые статьи 6.23, 6.24, 6.25, 14.3.1, 14.53, предусматривающие штрафы для граждан, должностных и юридических лиц за вовлечение несовершеннолетнего в процесс употребления табака, за курение табака на запрещенных отдельных территориях, в помещениях и объектах, за спонсорство, стимулирование продаж и рекламу табака, за нарушение ограничений и запретов при продаже табачных изделий (см. таблицу 1).
Как видно из таблицы 1, непосредственно работодателей касаются нормы ст. 6.25 КоАП РФ. Так, по указанной статье к административной ответственности могут быть привлечены как организация, так и ее должностные лица. На них распространяется принцип презумпции невиновности, согласно которому лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 ст. 1.5 КоАП РФ).
Организация (ее должностное лицо) будет признана виновной (виновным) в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у нее (у него) была возможность для соблюдения норм Закона N 15-ФЗ, за нарушение которых ст. 6.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но ею (им) не были приняты все зависящие от нее (него) меры по их соблюдению (часть 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Срок давности для привлечения к административной ответственности составляет один год со дня совершения административного правонарушения (часть 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Течение этого срока начинается со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). Это следует из норм части 1 ст. 4.8 КоАП РФ, п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". По истечении указанного срока ни работодатель, ни его должностные лица не могут быть привлечены к административной ответственности, административный штраф с них не взыскивается (п. 6 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
По общему правилу административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ (части 1 ст. 32.2 КоАП РФ).
Неуплата административного штрафа по ст. 6.25 КоАП РФ в срок, установленный КоАП РФ, сама по себе также является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа в 2-кратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее 1000 руб., либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов (часть 1 ст. 20.25 КоАП РФ).
Датой совершения административного правонарушения по части 1 ст. 20.25 КоАП РФ является следующий день после истечения установленного частью 1 ст. 32.2 КоАП РФ срока для добровольной уплаты штрафа.
Старший помощник Вяземского
межрайонного прокурора
младший советник юстиции Ю.С.Борисова