Структура и методы маркетингового исследования

Структура маркетингового исследования определяется его целями и задачами. При этом основной целью является выявление возможности занять конкурентную позицию на внешнем рынке, а основной задачей – определение конкурентных видов продукции. Маркетинговое исследование предполагает анализ и изучение рынка и собственных возможностей.

Анализ и изучение рынка:

• анализ спроса (выявление потребности, уровня покупательской способности, требований к товару, тенденций развития спроса, емкости рынка);

• анализ предложения, то есть его количественная оценка и структура, оценка доли конкурентов;

• изучение и оценка деятельности конкурентов; • изучение фирм-инопартнеров;

• изучение коммерческой практики.

Исследование собственных возможностей предполагает: • анализ конкурентоспособности продукции;

• анализ конкурентоспособности фирмы зависит от конкурентоспособности продукции и множества экономических факторов, таких как научно-технический уровень и степень совершенствования производства, использование новейших достижений науки и техники, средств автоматизации. Оценка конкурентоспособности фирмы основывается на анализе ее технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей.

При анализе внешнего рынка особое место занимают системы оценки потенциальных рисков, которые связаны с изучением, качественной и количественной оценкой влияния различных экономических факторов. Существует несколько вариантов индексов, оценивающих риски при выходе на внешний рынок. Наиболее известен индекс BERI, представляемый в виде таблицы. По каждому качественному показателю дается экспертная оценка в количественном выражении от 0 до 4. Их сумма является относительным показателем привлекательности внешнего рынка: чем выше суммарный показатель, тем меньше риски и выше привлекательность рынка.

Уровень риска имеет широкие пределы вариации – от полной потери собственности до задержки товара на таможне. Потеря собственности может произойти в результате конфискации, экспроприации,


национализации или постепенного выкупа. Конфискация не требует ничего, кроме госпостановления. Экспроприация предполагает выкуп части активов, а национализация заключается в приобретении государством контроля за собственностью.

Существуют различные методы проведения маркетингового исследования:

кабинетные осуществляются на основе вторичных данных и имеют целью оценить состояние таможенного законодательства, конъюнктуры внешнего рынка, тенденций его развития, доступность рынка. Источниками информации являются Интернет, отчеты, периодические издания. Однако кабинетные исследования позволяют дать только качественную оценку рынка, поскольку вторичные данные могут быть устаревшими и недостоверными;

полевые предполагают установление контактов с потенциальными покупателями, их анкетирование, осуществление контрольных закупок аналогичных товаров. Эти методы являются самыми эффективными, но сложными и дорогими;

пробных продаж используется при отсутствии информации о внешнем рынке, дефиците времени, при реализации новых товаров. При этом преследуется цель завязать деловые связи с инопартнерами. В результате моделируется общая рыночная ситуация по исследованию региональной ситуации, что не всегда корректно;

поддержание личных контактов с представителями инофирм на товарных биржах, выставках, ярмарках, деловых встречах, конференциях и презентациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: