Понятие, сущность и определение государства

Условно можно говорить о наличии 2-х основных, но не единственных подходах к пониманию сущности государства:

1. политико-юридический (государство воспринимается через гос. аппарат, систему органов власти)

2. социологический (концентрирует внимание на том, что государство – это определенная форма управления обществом. Первично общество. При помощи государства осуществляется управление экономикой, политикой, корректировка других сфер).

Признаки: 1. Государство – организация территориальная. 2. Государство – особая организация политической власти, которая имеет специальный аппарат (механизм) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. 3. Суверенитет государственной власти, который проявляется в универсальности, в прерогативе, в наличии специальных средств воздействия, не имеющегося у других властей. Независимость государства во внешних отношениях. 4. Право (правотворчество и применение права). Действует в совокупности. 5. Налоги 5. Свои символы, памятные даты, атрибуты. В юридическом смысле, государство – как юридическое лицо, «правовой феномен», своеобразная корпорация. Государство – специфическая форма управления обществом в условиях его социальной неоднородности.

Государство представляет собой специфическую форму управления обществом, которая характеризуется верховенством и независимостью власти, ее распространением на всю территорию, ее действием на правовых началах.

4. Форма правления и её виды. Форма гос-ва - это совокупность трех элементов, а именно: формы правления, формы государственно-территориального устройства, государственно-правового режима. Форма государства показывает как организована высшая власть в государстве; во-вторых, как организована территория государства; в-третьих, как, при помощи каких средств и методов осуществляется гос. власть. Форма правления – организация высшей власти в государстве. Показывает как формируется, образуется высшая власть, как стоятся взаимоотношения между высшей властью и населением страны. Различают 2 осн. формы правления: - монархия; - республика.

Монархия – такая форма правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит одному лицу, которое получает и передает эту власть, как правило, по наследству. С юрид. точки зрения харак-ся: юрид. безответственность монарха, монарх содержится за счет государства, официальное название монарха указывает на божественный характер.

Все монархи могут быть подразделены на 2 группы:

- неограниченные монархи – власть монарха не сдерживалась (в настоящее время – Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт).

- ограниченные монархи – государства, в которых власть правителя ограничена другими гос. органами, нормами закона. В частности выборным органом – парламентом, либо особым правовым актом – конституцией. В большинстве случаев ограниченных монархий налицо сочетание обоих способов ограничения власти монарха – конституции и парламента. Но, например, Великобритания имеет парламент и не имеет конституции в ее традиционном виде – поэтому монархии принято именовать парламентарными. Власть принадлежит парламенту и премьер-министру. Монарх имеет символический характер. В ряде стран Азии и Африки ограниченные монархии действуют в виде дуалистических монархий (Марокко). Их отличие от парламентских состоит в сосредоточении в руках монарха больших полномочий в сфере государственной власти. Ему принадлежит не только вся полнота исполнительной власти, но и значительная часть законодательной, в праве налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом. В некоторых монархических государствах (Саудовская Аравия) их глава возглавляет не только светское, но и религиозной управление страной. Такие монархии носят название теократических.

Республика – форма правления, при которой высшие органы государства избираются. Выборность и сменяемость высших должностных лиц. Высшие органы осуществляют гос. власть не от своего имени, а от имени народа. Различают парламентарную, президентскую и смешанную (полупрезиденсткую) республику. В парламентарной республике населением страны на строго определенный срок избирается высший законодательный орган гос. власти. Поскольку впервые подобный орган появился в Англии, все последующие государства такого типа стали называть парламентарными. Парламенту принадлежит высшая гос. власть. Он не только является высшим законодательным органом гос. власти, но и, опираясь на представительный характер своей власти, формирует органы исполнительной власти (избирает президента или формирует правительство). Положение исполнительной власти зависит от решения парламента. Реально власть принадлежит партии, победившей на выборах. Парламент может высказать вотум недоверия правительству и отдельным министрам. Недостатком можно считать частые смены правительств. В президентской республике населением страны избирается не только высший законодательный орган гос. власти, но и глава государства – президент, который одновременно является и главой исполнительной власти. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента. Обладает не только правом законодательной инициативы, но и правом «Вето». Классический примером является США. Смешанная республика характеризуется сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых, не известных ни одному из рассмотренных выше типов республики черт. (Считается, что такая система функционирует в России и Белоруссии).

5. Характеристика формы государственно-территориального устройства. Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти. В отличие от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства. Форма государственного устройства показывает:- из каких частей состоит внутренняя структура государства;- какого правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов; -как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории. По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы: - унитарное; - федеративное; - конфедеративное. К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.---Представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.). Как правило, конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: