Методы социологического исследования

Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью - получить объективно-достоверные данные об изучаемом социальном процессе или явлении для их последующего практического использования.

СИ состоит из трех уровней:

1. Методологический - основанная на определенной позиции автора теоретическую точку зрения исследователя, являющуюся основой объяснения социальных проблем, предмета и результатов исследования.

2. Методический уровень выражается в теории измерения социальных явлений и процессов, и основанных на ней методах сбора и обработки первичной информации.

3. Процедурный уровень характеризует непосредственно организацию проведения самого исследования.

В результате подобного процесса познания мы получим некую социологическую модель - основу для объяснения изучаемого социального явления.

Выделяют следующие методы социологического исследования.

1. Опросные методы.

1.1. Анкетный опрос.

1.2. Интервью.

1.3. Социометрический опрос.

1.4. Экспертный опрос.

1.5. Телефонный опрос.

1.6. Почтовый опрос.

2. Анализ документов.

3. Наблюдение.

4. Эксперимент.

5. Деловые игры.

6. Социальное моделирование. Ит.д.

Функции и задачи социологии.

Функции социологии:

1. Теоретико -познавательная - разработка нового знания, проявляется в двух направлениях:

- информационная (с помощью исследований)

- собственно теоретическое направление.

2) Практическая - применение полученных знаний на практике,

3) Прогностическая - на основе анализа эмпирических данных разработка различных прогнозов - краткосрочных, дальнесрочных и т.д.

4) идеологическая - формирование определенного мировоззрения, связана с сознанием людей.

Заславская Т.И. выделяет следующий набор функций:

1. Научно-познавательная;

2. Политическая функция - отражает взаимодействие социологии с властью, содействует эффективному руководству общественным развитием;

3. Формирование гражданского общества - заключается в методически надежном, доступном информировании общества о сущности происходящих в нем процессов, их принципах и результатах.

Задачи социологии.

1. Прогнозирование поведения различных социальных групп в рыночных условиях.

2. Преодоление мотивационного кризиса.

3. Регулярное изучение и отслеживание общественного мнения по политическим и экономическим вопросам. (ВЦИОМ, центр Ю. Левады и т.д.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: