Задания с развёрнутым ответом

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЭКСПЕРТОВ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ЗАДАНИЙ

С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

РУССКИЙ ЯЗЫК

Москва

Авторы-составители: Цыбулько И.П. (руководитель), Гостева Ю.Н., Соколова Н.В.

© Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н., Соколова Н.В., 2012.

© Федеральный институт педагогических измерений, 2012


КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ

ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х», а не «0».

Критерии оценивания ответа на задание С1 Баллы
I Содержание сочинения  
К1 Формулировка проблем исходного текста  
  Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет  
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.  
К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста  
  Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет  
Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста прокомментирована, но без опоры на исходный текст, или в комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с понима­нием исходного текста  
Сформулированная экзаменуемым проблема не проком­мен­ти­ро­вана, или в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экза­ме­ну­емым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста  
К3 Отражение позиции автора исходного текста  
  Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет  
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована  

К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме  
  Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)  
  Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы  
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт  
Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе  
II Речевое оформление сочинения  
К5 Смысловая цельность, речевая связность и последователь­ность изложения  
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста  
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста  
  В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста  
К6 Точность и выразительность речи  
  Работа экзаменуемого характеризуется точностью выраже­ния мысли, разнообразием грамматического строя речи. *Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10  
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли  
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи  
III Грамотность  
К7 Соблюдение орфографических норм  
  орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)  
допущено не более 2-х ошибок  
допущено 3–4 ошибки  
  допущено более 4-х ошибок  
К8 Соблюдение пунктуационных норм  
  пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)  
допущено 1–3 ошибки  
допущено 4–5 ошибок  
допущено более 5-и ошибок  
К9 Соблюдение языковых норм  
  грамматических ошибок нет  
допущено 1–2 ошибки  
допущено более 2-х ошибок  
К10 Соблюдение речевых норм  
  допущено не более 1 речевой ошибки  
допущено 2–3 ошибки  
допущено более 3-х ошибок  
К11 Соблюдение этических норм  
  этические ошибки в работе отсутствуют  
  допущены этические ошибки (1 и более)  
К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале  
  фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют  
  допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале  
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12)  

При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов[1].

Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным.

При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается. 2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 – орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка);

К8 – пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка).

1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 – допущено не более 2-х ошибок;

К8 – допущено 1–3 ошибки;

К9 – грамматических ошибок нет;

К10 – допущено не более 1 речевой ошибки.

Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до
150 слов не ставится.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1-К12) оценивается нулём баллов.

Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.


Таблица пошагового оценивания сочинения – ответа на задание

К1 К2 К3 К4 К5
  Формулировка проблем исходного текста Комментарий к сформу­лированной проблеме исходного текста Отражение позиции автора исходного текста Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Смысловая цельность, речевая связность и последова- тельность изложения
  1-0 2-0 1-0 3-0 2-0
  Сформулирована верно Не сформулирована Сформулирована с фактическими ошибками Ф1 Комментарий Фактич. ошибки, связанные с комментарием текста Ф2 Сформулирована Не сформулирована Фактич. Ошибки Ф3 Свое мнение Аргументы Смысловая цельность Абзацное членение Логические ошибки
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
К6 К7 К8 К9 К10 К11 К12 К1-12
  Точность и выразитель-ность речи Орфогра-фические нормы Пунктуа-ционные нормы Соблюдение языковых норм Речевые нормы Соблюдение этических норм Соблюдение фактоло-гической точности в фоновом материале Общее кол-во баллов
  2-0 3-0 3-0 2-0 2-0 1-0 1-0 23-0
  Выражение мысли Разнообразие грам. форм Орфографические ошибки Пунктуационные ошибки Грамматические ошибки Речевые ошибки Этические ошибки Фактические ошибки в фоновом материале Ф4  
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                     

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: