Социальной основой первобытного общества был род (первоначальная форма человеческого общежития, представляющее собой небольшое сообщество людей, основанное на кровно-родовой связи). Экономической основой была присваивающая экономика (присвоение себе продуктов природы, ничего не производят сами).
Разделение труда проводиться по поло-видовому принципу. В основе этой экономики было 2 принципа:
a. Реципрокность – означает что все добытое общее.
b. Редистрибьюция – распределение (все добытое делится между всеми).
Это был первобытно-общинный коммунизм. Он определял и управленческую модель. Высшим органом было собрание всех старших членов рода..
Для решения внутренних вопросов в общине избирался старейшина. Власть старейшины основывалась на его авторитете. В повседневной жизни он не имел никаких привилегий и участвовал во всех делах. Это первобытно-общинная демократия.
В первобытном обществе субъект и объект управления совпадали. Субъектом были все члены рода, объектом – каждый член рода.
Любое общество всегда существует по определенным правилам (нормам). Такими правилами были обычаи (исторически сложившиеся правила поведения людей в обществе, передающиеся поколениями).
Первобытные обычаи были монормами (они были едиными и неделимыми правилами поведения. Не существовало деление системы соц. регулирования. Такой единый обычай сочетал в себе зачатки протоморали, права и религии). Обычаями становились не все правила, а только рациональные. Родовые обычаи носили локальный характер (у каждого рода свои). Первыми обычаями были Табу – запреты. Это табу на утаивание пищи, охоту, инцест, убийство родича. Первобытные обычаи носили характер «обязывания». Также в первобытном обществе не было сил, привязывающих к выполнению обычаев. Было только осуждение и изгнание.
Сознание было коллективным, личности не существовало.
Такая система существовала довольно продолжительное время. Примерно 30 тыс. лет.
На смену приходит гос-во и право.