К главным методам исследования принадлежат: метод наблюдения, метод опроса, метод тестирования, метод групповой оценки личности, метод эксперимента, метод изучения документов, метод социометрии.
Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые практически исчерпывают множество известных методик (тестов). Эти подходы могут быть условно обозначены как " объективный ", " субъективный " и "проективный".
1. “Объективный” подход – диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности. Объективный подход к диагностике проявлений индивидуальности привел к появлению тестов личности, тестов интеллекта, тестов специальных достижений и тестов способностей.
2. “Субъективный” подход – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях. Подход представлен опросниками, которые могут быть подразделены на опросники личностные (опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники установок, опросники интересов, опросники ценностей), опросники состояния и настроения и опросники-анкеты.
3. “Проективный” подход – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным, материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурированности) объектом проекции.
Различают следующие группы проективных методик:
- конститутивные – структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (тест Роршаха);
- конструктивные – создание из оформленных деталей осмысленного целого (тест Мира);
- интерпретативные – истолкование события, ситуации (тест Тематической апперцепции, ТАТ);
- катартические – осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (психодрама);
- экспрессивные – рисование на свободную или заданную тему
(“Дом – дерево – человек”); - импрессивные – предпочтение одних стимулов другим (тест Сонди, тест Люшера)