Правовое регулирование качества и безопасности пищевых продуктов. Обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов

Правовое регулирование отношений в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется Федеральным законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Названные нормативные правовые акты в части, касающейся обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, не должны содержать нормы, противоречащие упомянутому Федеральному закону «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством РФ в данной области, применяются правила международного договора.

Следует знать, что со дня вступления в силу Федерального закона от 27 октября 2008 г. № 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» требования абз. 4 п. 2 ст. 3, ст. 9, 10, 12, п. 2 и 3 ст. 16, п. 1—3, 5—7 ст. 17, п. 1 и 2, абз. 6 п. 3 ст. 18, п. 2—4 ст. 19, п. 3 ст. 21 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» не применяются в отношении соковой продукции из фруктов и (или) овощей.

В статье 1 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» определяются понятия «качество пищевых продуктов» и «безопасность пищевых продуктов». Под качеством пищевых продуктов понимается совокупность характеристик пищевых продуктов, способных удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях их использования. Безопасность пищевых продуктов определяется как состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.

Для успешной реализации и защиты прав потребителей при приобретении пищевых продуктов в ст. 3 указанного Федерального закона содержатся положения об оборотоспособности пищевых продуктов:

1) в обороте могут находиться пищевые продукты, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном Федеральным законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

2) не могут находиться в обороте пищевые продукты, которые:

Ø не соответствуют требованиям нормативных документов;

Ø имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие

Ø сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее — органы государственного надзора и контроля) при проверке таких продуктов;

Ø не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (пищевые продукты, материалы и изделия, подлежащие государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия);

Ø не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;

Ø не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;

Ø не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации.

Следует отметить, что такие пищевые продукты признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

Кроме того, в действующем законодательстве определяются основные средства обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов. Среди таких средств следует выделить следующие:

1) применение мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;

2) проведение гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации;

3) проведение производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий;

4) применение мер по пресечению нарушений Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в том числе требований нормативных документов, а также мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности к лицам, виновным в совершении указанных нарушений.

Государственное регулирование в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов включает следующие направления:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: