Объявление и инициализация переменных. Стандартные типы данных

Часть 1

Введение в язык С++

Основной задачей большинства компьютерных программ является быстрое выполнение большого количества вычислительных операций. В целях увеличения производительности промежуточные результаты расчетов хранятся в оперативной памяти. Программы С++ для размещения своих данных в оперативной памяти используют переменные. В языке С++ имена, которые используются для обозначения переменных, называются идентификаторами. Идентификатор может содержать латинские буквы, цифры и символ подчеркивания, и начинаться обязан с буквы или символа подчеркивания. В стандарте ANSI языка С++ идентификатор определяется своими первыми 32 символами. Строчные и прописные буквы рассматриваются в С++ как разные символы. Идентификатор не должен совпадать с ключевыми словами (командами, конструкциями языка).

В языке С++ все переменные должны быть объявлены до их использования. В нем определены 6 типов переменных, которые можно назвать базовыми.

Таблица 1. Стандартные типы С++

Тип Название типа Диапазон возможных значений
char символьный Символы ASCII, числа от -128 до 127
int целый от -32768 до 32767
float вещественный от 3,4 *10-38 до 3,4 *10+38
double вещественный двойной точности от 1,7*10-308 до 1,7*10+308
void пустой, не имеющий значения  
bool логический true или false

Если исключить из представления целых чисел знак, то полученный тип данных будет представлять неотрицательные числа с удвоенной верхней границей диапазона представления.

Таблица 2. Беззнаковые целые типы С++

Название типа Нижняя граница диапазона Верхняя граница диапазона Размер в байтах
unsigned char      
unsigned int   65 535  
unsigned long   4 294 967 295  

При объявлении переменная также может быть инициализирована (определено ее начальное значение) некоторой величиной из диапазона допустимых значений. Для этой цели используется оператор присваивания «=». Общая форма объявления переменной:

Тип_переменной идентификатор_переменной [=начальное значение];

В квадратных скобках указано необязательное выражение. Можно считать, что неинициализированная переменная не имеет определенного значения (точнее, ее значение непредсказуемо).

Объявление переменной может размещаться почти в любом месте программы. Однако оно всегда должно предшествовать первому обращению к этой переменной. Одна и та же переменная может быть объявлена несколько раз в разных блоках программы. Нельзя объявить дважды одну переменную в одном блоке программы (в цикле, функции и т.д.)

Примеры объявления и инициализации переменных:

int x=10; // переменная х целого типа и начальным значением 10

float a, b, c; // неинициализированные вещественные переменные a, b, c

char s=’a’; // инициализируем символьную переменную s буквой «а»

char s [20]; // текстовая строка из 20 символов с именем s

При объявлении двух или более переменных одного типа в форме списка можно одну из них (или несколько) обеспечить начальными значениями. При этом все элементы списка разделяются запятыми.

Пример: int a, b=8, c=19, d;

В С++ определен широкий набор операций. Имеется четыре общих класса операций: арифметические, поразрядные, логические и операции отношений. В С++ определены следующие арифметические операции.

Таблица 3. Арифметические операции

Название операции Знак в С++ Запись на С++
сложение + а + 7
вычитание - р - с
умножение * b * m
деление / х / у
Остаток от деления (деление по модулю) % х % у

Кроме арифметических операций С++ дает удобные возможности использования математических функций. Большая их часть содержится в библиотеке math.h и для их пользования требуется подключение соответствующей библиотеки (директива #include <math.h>).

Таблица 4. Наиболее употребительные математические функции

Название функции Обозначение Запись С++
синус sin x sin (x)
косинус cos x cos (x)
тангенс tg x tan (x)
квадратный корень sqrt (x)
возведение в степень pow (x,y)
экспонента exp (x)
натуральный логарифм ln x log (x)
модуль fabs (x)
арксинус arcsin x asin (x)
арккосинус arcсos x acos (x)
арктангенс arctg x atan (x)

Все перечисленные функции принимают в качестве аргумента вещественную переменную (или константу) и возвращают вещественный результат.

В библиотеке math.h также определены некоторые часто используемые математические константы, часть из которых приведена ниже.


Таблица 5. Математические константы

Константа Запись в С++
M_PI
е M_E
ln2 M_LN2
ln10 M_LN10

Практическая работа № 3. Объявление и инициализация переменных. Стандартные типы данных


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: