Неосознаваемые механизмы деятельности

1. Неосознаваемые автоматизмы (навыки, автоматизмы (мигание, ходьба), привычки, и т.д.).

2. Неосознаваемые установки (операциональные, в моторном плане – привычки; в плане восприятия).

3. Неосознаваемые сопровождения (сознательной) деятельности. (мимика – пр: при пилении – сжаты зубы).

Неосознаваемые автоматизмы.

(мигание, ходьба)

1) Они формируются в первые годы жизни или прижизненно.

2) Это такие компоненты д-ти, которые осознавались и постепенно ушли в бессознательное.

Эти элементы выступают как важные компоненты мастерства Ч.

На разных этапах овладения элементами д-ти это соотношение различно. На этой основе выделяют: 1) фокус сознания, 2) периферию сознания (более отработанные и простые действия), 3) бессознательное – наиболее освоенные элементы д-ти.

1 «2 «3

Эти моменты – нечто единое, со своей жизнью.

Виды автоматизмов: двигательные, мыслительные, сенсорные, комбинации (сенсомоторные).

К этим автоматизмам имеют отношения и привычки, но они имеют отношение и к установкам.

Неосознаваемые установки.

Установка – это готовность действовать определенным образом. Это устойчивый способ выполнения д-ти. Она придает направленность действиям в определенных условиях. Освобождает Ч. от жесткого контроля д-ти и принятия решения, это происходит в повторяющихся, сходных ситуациях.

Установка проявляется в инертности д-ти Þ возникают затруднения в плане приспособления.

Установка и помогает, и мешает.

Разные уровни установок (зависит от аспекта д-ти):

- смысловые установки – мотивационная сфера.

- целевые установки – связаны с целями.

- операционные установки – условия д-ти и выполняемые операции.

Эти установки проявляются в разных сферах: двигательная, интеллектуальная, перцептивная.

Неосознаваемые сопровождения д-ти.

Слушая музыку, Ч. покачивается, кивает головой, подпевает.

Группы проявлений вегетативного плана, сужение/расширение зрачка, пульс, идеомоторные акты, учащение дыхания.

Лурия: «Сопряженная моторная методика»: слово – быстро назвать связанное с ним др. слово. Еще в это время нажимать пальцем.

При нейтральных словах все было хорошо.

ü При эмоционально окрашенном слове – реакция увеличивалась, развивается тоническая бря.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: