Для освещения кабины пилотов, приборов, пассажирской кабины и вспомогательных отсеков применяются установки внутреннего освещения. Особую роль при ночных полетах играет освещение Кабины пилотов с находящимся в ней оборудованием.
Кабина пилотов и приборная доска освещаются лампами ультрафиолетового облучения и белого света. В качестве ультрафиолетовых источников применены лампы УФО-4А в арматуре АРУФОШ-45*. Вблизи арматуры АРУФОШ-45 смонтированы реостаты РУФО-48. Каждая лампа включается через самостоятельный реостат.
Рис. 9.16. Арматура ультрафиолетового облучения АРУФОШ-45:
1— провод; 2— шторка; 3— штуцер с пружинным замком;
4— корпус блинкера; 5— кронштейн; 6— реостат РУФО-48
На самолете установлено семь комплектов ламп ультрафиолетового облучения. Две лампы, укрепленные на правом и левом бортах, освещают соответственно правую и левую панели приборной доски.
Две лампы укреплены на боковых стенах центрального пульта и освещают приборные панели. Две лампы укреплены на поворотной штанге и освещают центральный пульт. Одна лампа на левом борту предназначена для освещения левого пульта. Все пояснительные трафареты покрыты светящейся массой временного действия и хорошо видны при облучении их ультрафиолетовым светом.
В комплект АРУФОШ-45 входят арматура с шарнирным креплением, внутри которой помещается люминесцентная газоразрядная лампа и реостат для включения и регулирования интенсивности излучаемого лампой светового потока.
Внутри корпуса находятся два светофильтра из черного увиолевого стекла (шторка). Оба светофильтра имеют по два секторообразных выреза под углом 90°. Нижний светофильтр укреплен на цилиндрической насадке, верхний — на поворотной головке. В связи с этим поворотом головки арматуры можно закрыть черным увиолевым стеклом либо все четыре сектора, либо два сектора в два слоя.
При закрытии всех четырех секторов используется невидимый ультрафиолетовый поток, который, облучая светящийся состав на шкалах приборов, заставляет его светиться.
При закрытии двух секторов наряду с ультрафиолетовым потоком используется и видимый голубой свет. Регулируя величину открытия секторов, можно добиться желаемой освещенности, чтобы избежать резкого контраста между освещенностью в кабине пилотов и окружающего пространства.
Лампа УФО-4А (рис. 9.17) представляет собой коническую колбу. Внутренняя сторона колбы покрыта тонким слоем люминесцирующего состава. Внутри колбы лампы имеется катод К в виде вольфрамовой спирали и анод А ввиде кольца. В холодном состоянии катод и анод соединены между собой биметаллической пластинкой Б. Колба лампы наполнена парами ртути и аргоном при низком давлении. Управление лампой осуществляется реостатом РУФО-48.
Для зажигания лампы УФО-4А необходимо повернуть ручку реостата вправо до упора. Лампа загорается не сразу, а через 10—15 сек после включения. Это время необходимо для подогрева паров ртути и аргона.
Принцип зажигания лампы заключается в том, что при включении лампы ток от плюсовой шины проходит через балластное сопротивление, движок реостата на анод лампы и далее через биметаллическую пластинку на минус бортовой сети. Нить лампы, накаливаясь, будет подогревать пары ртути, аргон и биметаллическую пластинку. Последняя, нагреваясь, изгибается и через 10—15 сек размыкает цепь питания нити накала лампы. При размыкании возникает дуговой разряд между подогретыми анодом и катодом. Пары ртути начинают светиться, и лампа излучает световой поток.
Для выключения лампы рукоятку реостата надо повернуть влево до упора. После выключения лампы, горевшей в течение 10 мин и более, биметаллическая пластинка охладится только через 2 мин и замкнет цепь между катодом и анодом. После этого лампа снова может быть включена.
*На самолетах последних серий устанавливается АРУФОШ-48.
Рис. 9.16. Люминесцентная лампа УФО-4А и электрическая схема ее включения:
А — анод; Б — биметаллическая пластинка; К — катод
1— движок пускорегулирующего реостата; 2— пружинный упор; 3— балластное сопротивление; 4— регулируемое сопротивление
Основные технические данные УФО-4А
Таблица 9.13.
Напряжение, в | 26—28 |
Сила тока, а | 0,35 |
Мощность, вт |
Кабинные лампы белого света в арматурах типа КЛСРК-45, установленные на левом и правом бортах, служат для освещения планшетов экипажа. Эти лампы при необходимости обеспечивают освещение приборных панелей. В арматуре КЛСРК-45 установлена одноконтактная лампа мощностью 4,75 вт.
Компас КИ-12 и щиток управления радиокомпасом имеют индивидуальное освещение. В цепи лампы подсвета компаса КИ-12 для уменьшения яркости светового потока включен последовательно реостат РИК-49Д, который установлен над приборной доской.
Для освещения пространства за приборной доской установлена лампа белого цвета в арматуре КЛС-39. Включение лампы производится автоматически выключателем ВК-2-142Г при открытии центрального щитка приборной доски.
Плафон П-39 служит для освещения коммуникаций, расположенных под полом кабины пилотов. Его включает автоматически выключатель ВК-2-142Г при открытии люка. Защита цепей питания выполнена автоматом защиты сети (АЗС).
Основные технические данные П-39
Таблица 9.14.
Напряжение лампы, в | |
Мощность лампы, вт | |
Световой поток, лм | |
Тип цоколя «Сван» | «Миньон» |
Плафон П-39 состоит из металлического корпуса, внутренняя поверхность которого служит отражателем, патронодержателя с вмонтированным в нем двухконтактным патроном и защитного стекла. Плафон крепится тремя винтами через отверстия во фланце плафона. В плафонах П-39 установлены шаровые лампы мощностью 15 вт.
Освещение грузового отсека осуществляется двумя плафонами П-39, смонтированными на обшивке фюзеляжа сверху около шпангоутов № 6 и 14. Освещение установки радиооборудования осуществляется лампой КЛСРК-45, установленной на шпангоуте № 7.
Хвостовой отсек освещается плафоном П-39, установленным на шпангоуте № 15. Плафон включается выключателем В-45, находящимся рядом с плафоном со стороны грузовой кабины.
Для переносного освещения предусмотрены три штепсельные розетки, размещенные вблизи ЦРШ, в центроплане над лючком слива конденсата из проводки ПВД и на правом борту у шпангоута № 15.