19 Назначение, состав и работа системы охлаждения стволов.
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ СТВОЛОВ (рис. 5 – 1, 5 - 2) предназначена для охлаждения стволов автоматов при стрельбе.
В систему охлаждения стволов автоматов входят следующие узлы: блок охлаждения (рис. 5 - 3), бак (рис. 5 - 6) и шланги.
Блок охлаждения расположен на правой балке основания и состоит из электродвигателя Д – 4500К 4 (рис. 5 - 3), редуктора 3, шестерёнчатого насоса 1 и полумуфт 2 с вкладышем 5.
В качестве охлаждающей жидкости в системе применяются: в летний период – вода с антикоррозийной трёхкомпонентной присадкой, в зимний – низкозамерзающая жидкость 65.
Электродвигатель служит для вращения шестерёнчатого насоса.
Редуктор крепится к электродвигателю четырьмя шпильками. Редуктор одноступенчатый осевого исполнения, с передаточным отношением I =4,1. Он состоит из корпуса 2 (рис. 5 - 4) и крышки 5, которые скреплены между собой болтами.
В корпус вставлены две оси 15, несущие на себе паразитные шестерни 13. В центре корпуса проходит вал шестерни 16. Вал выходной 7, вращается в шарикоподшипниках 9 и 11.
Для контроля уровня масла в редукторе имеется маслоуказатель 1.
Насос предназначен для подачи охлаждающей жидкости в систему охлаждения. Соединяется насос с редуктором посредством самоцентрирующей муфты.
Шестерёнчатый насос (рис. 5 - 5) состоит из четырёх секций, работающих от одного приводного вала.
Общая производительность насоса при 1100 об/ мин и давление в напорной ветви 8 атм равна 80 л/ мин, т.е. по 20 л/мин каждой из четырёх секций.
Бак ( рис. 5 - 6) расположен в левом переднем отсеке АЗП – 23М и крепится болтами к левому щиту и перегородке. Ёмкость бака 85 л, для повышения жёсткости он снабжён перегородками.
Сверху бак закрыт крышкой 8. На крышке смонтированы четыре крепёжных фланца, к которым присоединяются шланги отводящие 8 и 9 (рис. 5– 2). На верхней стенке бака смонтирована горловина 7 для заливки жидкости и отвода пара. Горловина закрывается пробкой 6.
На передней стенке бака расположен указатель 9 уровня жидкости и сливной вентиль 11.
Воронка 10 служит для заливки охлаждающей жидкости в бак.
К штуцерам 12 и 13 подсоединяются шланги всасывающие 2 (рис. 5 -20.
Для контроля уровня охлаждающей жидкости в баке смонтировано индикаторное устройство, состоящее из поплавкового механизма и датчика.
Шланги гибкие резиновые применяются в системе охлаждения, защищены снаружи проволочной оболочкой. Шланги подразделяются на всасывающие, подводящие и отводящие. Два шланга всасывающих 2 (рис. 5 – 1, 5 – 2) соединяют бак с насосом.
Шланги подводящие 3, 4 и 5 соединяют насос со стволами автоматов. Шланги отводящие 8, 9 соединяют стволы автоматов с баком. Охлаждающая жидкость сливается из бака через шланг сливной 12.
Работа системы охлаждения стволов.
При отведении предохранителя 1 (рис. 9 - 10) на спусковой педали или включении тумблера охлаждение на рукоятке огня или при нажатии кнопки на рукоятке управления происходит включение электродвигателя (рис. 5 - 2), который через редуктор приводит во вращение шестерёнчатый насос охлаждения.
На пульте командира загорается лампочка “охлаждение”.
От бака охлаждающая жидкость подаётся к насосу двумя всасывающими шлангами 2, каждый из которых в свою очередь разветвляется на два шланга.
От насоса по подводящим шлангам 3, 4, 5 жидкость поступает в автоматы со стороны газовой камеры и, пройдя вдоль стволов, выводится в отводящие шланги 8 и 9 и сливается в бак. Жидкость, пройдя автоматы, нагревается и частично превращается в пар, который удаляется из системы охлаждения в атмосферу по пароотводному шлангу 12 (рис. 5 - 1).
Подводящие и отводящие шланги при снятии автоматов закрепляются на крышках люков с помощью пробок 5 и 6 (рис. 4 - 2).
Для контроля уровня жидкости в баке на пульте командира имеется сигнальная лампочка “ уровень ОЖ ”. При понижении уровня жидкости в баке на 250 – 300 мм от нижней риски А (рис. 5 - 6) срабатывает микровыключатель 4 и сигнальная лампочка “ уровень ОЖ ” загорается.