Соответствие популярных стеков протоколов модели OSI

На рис. 4.16 показано, в какой степени популярные стеки протоколов соответству­ют рекомендациям модели OSI. Как мы видим, часто это соответствие весьма ус­ловно. В большинстве случаев разработчики стеков отдавали предпочтение скоро­сти работы сети в ущерб модульности — ни один стек, кроме стека OSI, не разбит на семь уровней. Чаще всего в стеке явно выделяются 3-4 уровня: уровень сетевых адаптеров, в котором реализуются протоколы физического и канального уровней, сетевой уровень, транспортный уровень и уровень служб, вбирающий в себя функ­ции сеансового уровня, уровня представления и прикладного уровня.

Структура стеков протоколов часто не соответствует рекомендуемому моделью OSI разбиению на уровни и по другим причинам. Давайте вспомним, чем харак­теризуется идеальная многоуровневая декомпозиция. С одной стороны, необхо­димо соблюсти принцип иерархии: каждый вышележащий уровень обращается с запросами только к нижележащему, а нижележащий предоставляет свои сер­висы только непосредственно соседствующему с ним вышележащему. В стеках протоколов это приводит к тому, что PDU вышележащего уровня всегда инкап­сулируется в PDU нижележащего.


Модель OSI IBM/Microsoft TCP/IP Novell Стек OSI
Прикладной   SMB   Telnet, FTP, SNMP, SMTP, WWW       X.400, X.500, FTAM
Представления       NCP, SAP   Протокол уровня представления OSI
Сеансовый   NetBIOS   TCP       Сеансовый протокол OSI
Транспортный       SPX   Транспортный протокол OSI
Сетевой   IP, RIP, OSPF   IPX, RIP, NLSP   ES-ES, IS-IS
Канальный   802.3 (Ethernet), 802.5 (Token Ring), FDDI, Fast Ethernet, SLIP, 100VG-AnyLAN, X.25, ATM, LAP-B, LAP-D, PPP
Физический   Коаксиал, экранированная и неэкранированная витая пара, оптоволокно, радиоволны

Рис. 4.16. Соответствие популярных стеков протоколов модели OSI

С другой же стороны, идеальная многоуровневая декомпозиция предполагает, что все модули, отнесенные к одному уровню, ответственны за решение общей для всех них задачи. Однако эти требования часто вступают в противоречие. На­пример, основной функцией протоколов сетевого уровня стека TCP/IP (так же как и сетевого уровня OSI) является обеспечение передачи пакетов через состав­ную сеть. Для решения этой задачи в стеке TCP/IP предусмотрено несколько протоколов: протокол продвижения IP-пакетов и протоколы маршрутизации RIP, OSPF и др. Если считать признаком принадлежности к одному и тому же уров­ню общность решаемых задач, то, очевидно, протокол IP и протоколы маршрути­зации должны быть отнесены к одному уровню. Вместе с тем, если принять во внимание, что сообщения протокола RIP инкапсулируются в дейтаграммы UDP, а сообщения протокола OSPF — в IP-пакеты, то, следуя формально принципу иерархической организации стека, OSPF следовало бы отнести к транспортному, a RIP — к прикладному уровню. На практике же протоколы маршрутизации обычно включают в сетевой уровень.

Информационные и транспортные услуги

Список ключевых слов: транспортные услуги, информационные услуги, базы данных, файловые архивы, веб-сервис, электронная почта, инфокоммуникационная сеть, пользовательский слой, слой управления, слой менеджмента, сетевые приложения, интерфейс API, коммуникационные устройства, концентратор, коммутатор, маршрутизатор.

Услуги компьютерной сети можно разделить на две категории:

□ транспортные услуги;

□ информационные услуги.

Транспортные услуги состоят в передаче информации между пользователями се­ти в неизменном виде. При этом сеть принимает информацию от пользователя на одном из своих интерфейсов, передает ее через промежуточные коммутаторы и выдает другому пользователю через другой интерфейс. При оказании транс­портных услуг сеть не вносит никаких изменений в передаваемую информацию, передавая ее получателю в том виде, в котором она поступила в сеть от отправи­теля. Примером транспортной услуги глобальных сетей является объединение ло­кальных сетей клиентов.

Информационные услуги состоят в предоставлении пользователю некоторой новой информации. Информационная услуга всегда связана с операциями по об­работке информации: хранению ее в некотором упорядоченном виде (файловая система, база данных), поиску нужной информации и преобразованию информа­ции. Информационные услуги существовали и до появления первых компьютер­ных сетей, например, справочные услуги телефонной сети. С появлением компью­теров информационные услуги пережили революцию, так как компьютер и был изобретен для автоматической программной обработки информации. Для оказа­ния информационных услуг применяются различные информационные техноло­гии: программирование, базы данных, файловые архивы, веб-сервис, электрон­ная почта.

В телекоммуникационных сетях «докомпьютерной» эры всегда преобладали транспортные услуги. Основной услугой телефонной сети всегда была передача голосового трафика между абонентами, в то время как справочные услуги были дополнительными. В компьютерных сетях одинаково важны обе категории ус­луг. Эта особенность компьютерных сетей сегодня отражается на названии ново­го поколения телекоммуникационных сетей, которые появляются в результате конвергенции сетей различных типов. Такие сети все чаще стали называть ин- фокоммуникационными. Это название пока не стало общеупотребительным, но оно хорошо отражает новые тенденции, включая обе составляющие услуг на рав­ных правах.

Деление услуг компьютерных сетей на две категории проявляется во многих ас­пектах. Существует, например, четкое деление специалистов в области компью­терных сетей на специалистов информационных технологий и сетевых специа­листов. К первой категории относятся программисты, разработчики баз данных, администраторы операционных систем, веб-дизайнеры, словом все те, кто имеет дело с разработкой и обслуживанием программного и аппаратного обеспечения компьютеров. Вторая категория специалистов занимается транспортными про­блемами сети. Эти специалисты имеют дело с каналами связи и коммуникацион­ным оборудованием, таким как коммутаторы, маршрутизаторы и концентраторы. Они решают проблемы выбора топологии сети, выбора маршрутов для потоков трафика, определения требуемой пропускной способности каналов связи и ком­муникационных устройств и другие проблемы, связанные только с передачей трафика через сеть.

Безусловно, каждой категории специалистов необходимо знать проблемы и ме­тоды смежной области. Специалисты, занимающиеся разработкой распределен­ных приложений, должны представлять, какие транспортные услуги они могут получить от сети для организации взаимодействия отдельных частей своих при­ложений. Например, программист должен понимать, какая из двух предлагае­мых стеком TCP/IP транспортных услуг, реализуемых протоколами TCP и UDP, подходит наилучшим образом его приложению. Аналогично, разработчики транс­портных средств сети при передаче трафика должны стремиться максимально учитывать требования приложений.

Тем не менее специализация в области информационных технологий сохраняет­ся, отражая двойственное назначение компьютерных сетей. Деление услуг сети на транспортные и информационные сказывается и на организации стека прото­колов, а также на распределении протоколов различных уровней по элементам сети.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: