Тема 4. Теория потребления

Основные понятия: потребность, классификации потребностей, пирамида Маслоу, блага, потребление, блага-субституты, комплиментарные блага, полезность, общая полезность, предельная полезность, закон убывающей предельной полезности, условие максимизации полезности, функция полезности, правила предпочтения, кривая безразличия, карта кривых безразличия, предельная норма замещения (MRS), свойства кривых безразличия.

Кардиналистский и ординалистский подходы. Правило максимизации общей полезности. Бюджетное ограничение, бюджетная линия, бюджетное пространство, равновесие потребителя, угловое равновесие. Линия «доход-потребление», нормальные товары, нейтральные товары, некачественные (неполноценные) товары, закон Энгеля, эластичность спроса по доходу, линия «цена-потребление», эффект субституции (замещение), эффект дохода, перекрестная эластичность спроса по цене, товары Гиффена, благосостояние потребителя, номинальный доход, реальный доход, эффект «сноба», эффект «Веблена», эффект соседа.


  ПОТРЕБНОСТЬ – это всякое состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти или любое чувство удовлетворенности, которое он стремится продлить  
   
     
  Классификации потребностей  
  В зависимости  
  От той роли, которую потребности выполняют в процессе воспроизводства способностей человека:  
  v физические; v интеллектуальные; v социальные.  
   
  От очередности удовлетворения потребностей:  
  v первичные (необходимые); v вторичные (избыточные). Пирамида Маслоу: 1,2 уровни – первичные потребности; 3,4,5 – вторичные потребности. 5.Потреб– ность в самоутверждении 4. Потребность в уважении 3. Социальные потребности 2. Потребности самосохранения 1. Физиологические потребности  
     
  От эластичности потребностей:  
  v жесткие (неэластичные) – это потребности, которые существуют постоянно, но всякий раз снимаются сразу после их удовлетворения; v эластичные – это потребности, от удовлетворения которых определенное время можно воздержаться или отложить их удовлетворение.  
  От возможности их удовлетворения:  
  v абсолютные – подлежащие удовлетворению в отдаленной перспективе; v действительные – подлежащие удовлетворению при данном уровне развития производства; v подлежащие удовлетворению – существующие в форме платежеспособного спроса; v фактически удовлетворенные – существующие в виде фактически удовлетворенного спроса.  
     
     
  Процесс удовлетворения потребностей – потребление  
  Средство удовлетворения потребностей – блага  
  Ценность благ зависит от:  
  v интенсивности потребности в них; v наличие количества данного блага.  
  Классификации благ  
  В зависимости  
  От периода времени их использования:  
  v долговременные; v недолговременные.  
  От отношения благ к другим благам:  
  v субституты; v комплиментарные; v нейтральные.  
  От возможности их потребления:  
  v настоящие; v будущие.  
  От способа удовлетворения потребности:  
  v прямые; v косвенные.  
     
  ПОЛЕЗНОСТЬ – способность товара удовлетворять потребности людей; – удовлетворение или удовольствие, получаемое челове–ком от потребления, данного товара.    
       
TUA 0 1 QA MUA 0 1 QA TUA – общая (совокупная) полезность от потребления данного количества блага А; MUA – предельная полезность – полезность, получаемая от потребления дополнительной единицы блага А. Закон убывающей предельной полезности: По мере роста потребления блага общая полезность от его потребления растет, но все более медленными темпами, так как предельная полезность каждой последующей потребленной единицы блага убывает. Если предельная полезность равна 0 – блага имеется в количестве достаточном для удовлетворения этой потребности.
где QА – количество блага А
         
Кардиналистский подход к оценке полезности: анализ поведения потребителя на основе гипотез количественного измерения полезности. Предполагается, что шкала измерения полезности определена с точностью до линейного преобразования. Единица, служащая масштабом измерения полезности, получила название ютиль.    
Основан на  
Гипотеза 1: Потребитель так расходует свой бюджет, чтобы получить максимальное удовлетворение от совокупности приобретенных благ.    
Гипотеза 2: Каждый потребитель может выразить свое желание при обрести некоторое благо посредством количественной оценки полезности этого блага.    
  Правила максимизации полезности (второй закон Госсена): Потребитель максимизирует общую полезность от набора благ тогда, когда последняя денежная единица, израсходованная на приобретение каждого вида товаров, принесет одинаковую предельную полезность. Алгебраически правило максимизации общей полезности имеет вид:
 
 

   
  Потребительское равновесие – эта ситуация, в которой потребитель не может увеличить общую полезность набора товаров (при данном уровне дохода), увеличивая покупки какого–то одного товара или уменьшая покупки другого товара.    
       
Ординалистский подход: анализ поведения потребителя на основе гипотез порядкового измерения полезности. Данный подход исходит из того, что потребитель вряд ли может измерить полезность в каких–то количественных единицах, но потребитель способен сравнивать полезности отдельных товаров или их наборов и упорядочивать их по степени предпочтения.    
  Основан на    
  Гипотеза полной упорядоченности: потребитель способен упорядочить все возможные товары или их наборы с точки зрения отношений предпочтения или безразличия. При этом ответ не знаю исключается;    
  Гипотеза транзитивности: если первое благо сравнимо со вторым, а второе с третьим, то, следовательно, первое благо сравнимо с третьим;    
  Гипотеза ненасыщения: при прочих равных условиях потребитель предпочитает больше количества данного блага меньшему его количеству;    
  Гипотеза рефлексивности: при наличии двух одинаковых наборов благ потребитель считает, что любое из них не хуже другого;    
  Гипотеза независимости потребителя: удовлетворение потребителя определяется исключительно количеством и качеством потребляемых им благ. Никакого внешнего воздействия на потребителя не оказывается.    
Система предпочтений потребителя графически изображается с помощью кривых безразличия.  
  Кривая безразличия (i) – это такая линия, каждая точка которой представляет такую комбинацию двух товаров (А и В), что потребителю безразлично какую из них выбрать    
А 12 N1 L M 6 N2 4 N3 i 2 N4 0 2 4 6 8 В где А – количество товара А; В – количество товара В.
Набор товаров Товар А Товар В Общая полезность набора товаров А и В
N 1      
N 2      
N 3      
N 4      

Согласно аксиоме ненасыщения любая точка М, лежащая вне кривой безразличия (i) будет всегда давать потребителю более высокий уровень полезности, чем точка на i. Любая точка, лежащая ниже i будет менее предпочтительна, чем точка на кривой безразличия ибо полезность набора товаров в этой точке L будет меньше чем на i

         
Свойства кривых безразличия
а) А i2 i1 В 1. Через любую точку пространства товаров всегда можно провести соответствующую кривую безразличия. 2. Две кривые безразличия никогда на пересекаются согласно аксиоме транзитивности и ненасыщения (а). 3. На основании первых двух свойств можно построить карту кривых безразличия (б). Эта карта кривых безразличия содержит информацию о системе предпочтений потребителя. 4. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, так как уменьшение количества одного товара должно быть заменено или компенсировано увеличением количества другого товара, с целью сохранения общей полезности набора товаров А и В. 5. Кривые безразличия выпуклы по отношению к началу координат. Наклон кривой безразличия уменьшается при движении вдоль горизонтальной оси от N 1 → N 4. Готовность потребителя замещать товар А товаром В зависит от начального их количества. Чем больше товара имеет потребитель, тем меньше предельная полезность его дополнительных единиц и наоборот. Наклон кривой безразличия отражает предельную норму замещения (MRS). MRS показывает в какой степени потребитель готов заменить один товар другим, так чтобы получить при этом тоже удовлетворение (ту же общую полезность набора благ). MRS товара А товаром В – это то количество товара А, от которого потребитель согласен отказаться ради дополнительной единицы товара В. =
б)А i3 i2 i1 В
в) А 12 N 1 6 N 2 4 N3 i 2 N4 0 2 4 6 В
Разновидности кривых безразличия  
А

Товары А и В являются абсолютными субститутами. Товары являются совершен–ными субститутами, Товары А и В являются абсолютно комплемин–тарными. Они находятся в состоянии дополнения. В этом  
когда их свойства настолько одинаковы, что покупателю все–равно каким из них обладать. Кривая безразличия таких товаров имеет вид прямой линии, MRS постоянна. случае кривая безразличия имеет вид прямого угла – бессмысленно иметь один товар без другого, MRS = 0. Примером абсолютно комплеминтарных товаров может служить правый и левый ботинки.  
     
  Бюджетная линия показывает наборы товаров (A и В), которые потребитель может купить при данном уровне дохода (I) и при постоянных ценах (РА, РВ)    
А 10 М6 М5 М4 М3 М2 2 М 1 0 1 2 3 4 5 В
Набор товаров Товар А, РА = 1 ден. ед. Товар В, РВ = 2 ден.ед. Доход, ден. ед.
М1      
М 2      
М 3      
М 4      
М 5      
М 6      
 
Выбор потребителя зависит не только от его желаний, но и от его дохода и цен на товары. Доход потребителя и цены определяют бюджетное ограничение. Предположим доход равняется (I) 10 ден.ед. в день, потребитель покупает набор из двух товаров А и В, цена товара А (РА) равняется 1 ден.ед, цена товара В (РВ) равняется 2 ден. ед. Линия М1М2 – бюджетная линия. Она показывает все наборы товаров А и В, которые потребитель может купить при данном доходе (I) и при ценах РА и РВ. Коэффициент –РАВ – наклон бюджетной линии, знак «–» говорит о нисходящем характере прямой I/РА и I/РВ – точки пересечения с осями А и В.  
А I4 I3 I1 I2 В Изменение I происходит если: – изменяется доход; – изменяется цена или цены на товары; – изменяется и доход и цена или цены на товары.  
               
Равновесие потребителя
а) А К М QA С i3 L i1 i2 0 QB Q Карта кривых безразличия является графическим представлением вкусов потребителя и интенсивности его желания тех или иных товарных комбинаций. Покупательная способность потребителя отражается бюджетной линией. Объединение данных графиков показывает, какая из товарных комбинаций на карте кривых безразличия является оптимальной и приносит при этом максимальную общую полезность. На графике (а)) наиболее удовлетворительная комбинация представлена точкой С. Комбинации K и L, хотя и могут
приобретаться, находятся на более низкой кривой безразличия, следовательно дают меньшую степень удовлетворения. Кривая i3 находится выше i1 и более предпочтительна, но при данном уровне дохода и уровне цен для потребителя не достижима.
б) A i1 C i2 0 D B Точка С отражает наиболее предпочтительную комбинацию товаров А и В и является потребительским равновесием. Максимальное удовлетворение требует, чтобы покупатель так распределил свою покупательную способность, чтобы предельная степень замещения товара А товаром В была равна отношению цены товара В к А: , то есть наклон кривой безразличия равен наклону бюджетной линии
Если кривая безразличия касается одной или обеих осей координат (б)), то покупатель в состоянии полностью отказаться от какого–либо товара, получая дополнительно другой. Тогда потребительское равновесие не характеризуется равенством наклонов бюджетной линии и кривой безразличия. Точки С и D отражают угловое решение потребительского выбора.
   
Линия «доход – потребление»
   
А
 
 
«доход–потребление»


i3

i2

i1 Е3

Е2

Е1

I1 I2 I3

0 В

В длительном периоде времени изменяются доход потребителя и цены товаров. Предположим доход изменяется, цены остаются постоянными. При этом, изменение дохода приводит к параллельному сдвигу бюджетной линии (при увеличении дохода потребитель в одинаковой степени увеличивает покупку как товара А, так и товара В). Возрастание дохода показывается сдвигом линий I1, I2, I3.. Каждой новой бюджетной линии соответствует новая точка потребительского равновесия Е12, Е3. Соединив данные точки равновесия с началом координат получим линию «доход–потребление»
   
   
Кривые Энгеля
 
Потребление
 
 


Доход

Потребление
 
 


Доход

Потребление Доход Потребление Доход
товары второй необходимости товары первой необходимости товары роскоши неполноценные товары
       
Эффект цены
A A3 E1 A1 A 2 E2 0 B2B3B1 B Предположим доход остается неизменным – изменяются цены на товары. Допустим изменяется цена на товар В, он становится дороже. Рассмотрим эффект от изменения цены. Он равен сумме эффекта замещения и эффекта дохода. Эффект замещения: товар В стал дороже, потребитель постарается заменить более дорогой товар В более дешевым товаром А. Та ве–
личина спроса, которая образовалась в следствии замещения дешевого товара А дорогим товаром В – эффект замещения (В3В1). Эффект дохода: изменение цены на товар В привело к снижению реального дохода потребителя. Изменение величины спроса на товар В, вызванное снижением реального дохода – эффект дохода от изменения цены (В2В3).
           

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: