Нац.-региональн. компонент. Система образ-я в РБ: состояние, проблемы, перспективы развития

В РБ сфера образования считается приоритетным направлением государственной политики. Система нар. образ-я РБ включ-ет в себя дошк. воспит-е, общеобр-е шк. различ-х типов, проф. техникумы, среднеспец. образ-е, высш. учеб. завед. различной формы профес. обучения и повышен. квалиф. работников просвещения. В учеб планах выдел. Федеральный, нац.-региональный, школьный компонент. Нац.-регион. компонент – отражает культуру, историю, экономику, искусство народа. С кажд годом происходит увелич-е расхода бюджетных средств на образование. За последние 5 лет построено 137 школ, 25 дошкольных учреждений. Увеличилось кол-во детей, изучающие родной язык (баш, тат, мари, удмурт, украинский и др.). В 2005г. с федерального уровня передано значительное количество учреждений начального и среднего, проф. обр-я на обеспечения РБ. Одна из проблем, которая должна решаться в системе образования – профилактика безнадзорности и правонарушений. Особое внимание уделяется дошкольному образ-ю.. Нач-ая шк. переведена на 4-х лет. обучение 9кл. - предпрофильная подготовка 11кл.-профильная подготовка. Многие учеб заведен. имеют статус федеральных, респуб-х, эксперем-х площадок, Функционир-т башкир-й институт образования. Функцион-т программное обеспечение, компьютеризация шк, программа «школь-й автобус» Республ. участвует в разработке программ духовно-нравствен. поведения возрастного поколения. В районах и городах соз-ся психолого-медико-педаг-е службы. В шк. введена спец. должности психолог, соц.-педагог. Перспективы развития: 1) организация мониторинга и диагностики, внедрения инновационных технологий и воспи-я. 2) подготовка к профильному обуч-ю, созд-ие пришк. центров сохран. и укрепл. здоровья уч-ся.3) продолж-е работы по программе «формир-е гражданина нового Башкор-на» на 2002-2010 г. Создание условий для развит. творчес-ой личности и индив-х качеств личности. можно считать любую школу. В наш республике делаются попытки создания националь школ. Но возникают трудности: 1)слабая подгоовка кадров,2)нет методического обеспечения (учебников, хороших программ); 3)нежелание, противоречивость сознания детей учиться на родном языке. Делаются попытки открыть школы-интернаты (н-р в Уфе одна шк-интернат) и в обычных шк открывать классы на родном языке (в Уфе чувашская школа). Мног предметы естественно-математического цикла ведутся на русс языке. Что будет с этими школами, будет добровольное обучение. Обычно большая доля национальных школ находится в сельской местности. Учеными ведутся разработки учебно-методической литературы, кроме общеобразовательных школ открываются лицеи, гимназии где вместе с национальным языком обучение ведется на иностранном языке (турецкий, башкирский, татарский, анг., немецкий, русский). Интегративный подход в изучении искусства и нац-й культуры. Цель интегративных занятий – посредством взаимодействия различных видов искусств, понимания учащимися окр-щей действит-ти, осмысления исторического развития народной культуры способствовать решению проблемы целостного развития личности. В отличие от традиционных принципов межпредметных связей, свойственных для современной школы, решается комплексный подход на принципиально ином, качественном уровне – взаимосвязи худ деятельности с общим развитием личности, с познанием детьми окр-го мира. Формирование творчески активной личности — одна из задач педагогической теории и практики художественного образования и эстетического воспитания детей. Эффективным средством раз­вития творческих качеств личности является народное искусство.В народной культуре сконцентрирован весь опыт человечества. Содержательность, насыщенность языковыми средствами выразительности (слово, звук) обогащают ребенка и способствуют его всестороннему развитию. Интегрированный курс является формой адаптации ребенка к миру природы, Вселенной и формой познания развития общечеловеческих закономерностей.

к умению создавать художественный образ вещи на основе повтора, вариации, импровизаций, к умению выразить св собствен отнош-е к иск-ву и действительности.Содержание программы строится с учетом преемственности в изучении основ народного и дпи в средних классах. Поэтому в началь классах делается упор на развитие личности ученика в процессе познания основных видов народного иск-ва, закладываются базисные единицы эстетических знаний на разнообразных примерах шк народ мастерства. В средн шк развитие личности ученика осущ-ся на уровне формирования и развития творческого опыта путем профессиональной ориентации в обл определен вида народн иск-ва. Программа рассматривает художес традиции народн искусства на уровне регионального национального.Предлагаемая программа нового учебного курса может стать основой для построения местных и региональных программ.

Принцип построения разделов программы. Структура программы не­обычна. Впервые при создании интеграционного курса таких дисциплин, как изо иск-во, трудов обуч-е и обуч-е чтению, в основу положен синкретический хар-р народн иск-ва. Содержание раскрывается по видам народного искусства:

Раздел программы «Изобразительное, народное и»дпи состоит из 4 тематических подразделов-блоков.

1из них- «Основы художественного изображения»-нацеливает учителя на воспитание у ребенка бережного и внимательного отношения к природе, развивает эмоционально-эстетического восприятие; понимание того, что все виды изображения в своей основе связаны с природой.

2тематичес подраздел-блок-«Орнамент в искусстве народов мира: построение и виды»-подкрепляет интуитивное ощущ-е ребенка о незримой связности между собой народов мира, единстве человечества на Земле.

Примерное кол-во часов по народн и дпи зависит от усл р-ы в шк. Распределение часов дано как по учебн плану средних общеобразовательных школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетическ цикла, так и по учебному плану изуче­ния дпи с учетом 2-х ч в неделю на изо иск-во и трудов обуч-е.

3темат подраздел-блок — «Народный орнамент России: творчес изучение в процессе изображения»-нацеливает на постижение и эмоциональное восприятие богатства красоты души народов св страны, учит видеть и выделять красоту и особенности св края.

4 тематичес подраздел-блок-«Художествен труд на основе знакомства с народным и дпи(основы художествен ремесла)»-помогает учителю построить занятия так, чтобы ученик смог руками и душой прикоснуться к настоящ делу и уже в этом возрасте почувствовать свою сопричастность к тому, что делается в его родном доме и что неразрывно связано с жизнью его региона, страны, планеты. Важно, чтобы этот путь открывался перед детьми постепенно и с любовью.

Поэтому оно представляется как мир целостности, включающий отношение человека к человеку, к миру, отношение искусства одного народа к искусству и культуре другого народа. Именно такой научно-содержательный подход к включению регионального компонента помогает избежать проявления местничества, субъективизма и элементов национализма. Знакомство детей с народными промыслами при внимании к многогранно раскрываемому художественному образу вещи, способам отражения действительности, символике орнамента, связи народной культуры с общечеловеческими ценностями способствует развитию творчества учащихся по созданию художественных изделий на основе принципов народного искусства: повтор, вариация, импровизация.

Формы и методы проведения занятий Программа составлена достаточно подробно.Во все разделы включен примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. Этот перечень во многом разъясняет содержание программы, нацеливает учителя на выбор методов, учитывающих хар-р своеобразия воздействия и восприятия иск-ва, удовлетворяющих современным требованиям педагогики сотрудничества. Так, н-р, в работе по народному искус­ству ясно прослеживаются разные типы уроков: уроки упражнений, уроки вариаций,уроки импровизаций,|помогающ создать усл творческого участия школьников в учебном процессе; уроки обобщающего типа: уроки-образы по сценарию и уроки-праздники как формы коллективной работы; уроки формотворчества и экспериментирования. В разделах по ознакомлению с устным народным творчеством типы уроков могут быть другими. Но везде игра и сказка рассматриваются как ведущие методические приемы в организации творческой работы младших школьников на занятиях.

Цель- формирование интереса учащихся к культуре св народа, к ее древним корням, воспитание на ее тради­циях гражданина и патриота своей Родины.

Задачи:

> формирование представлений о развитии мировоззрения наш предков;

> расширение знаний о художественном образе славянской культуры, формирование умений и навыков анализировать, сравнивать культуру народов России в процессе изучения;

> развитие эмоциональной отзывчивости к окружающей действительности, природе ч-з понимание отношения к ней наших предков;

> воспитание любви к своим предкам, к своему роду, к своей малой и большой Родине в процессе творческого осмысления культурн наследия св народа.

Интегрированной основой для народной культуры являются народ праздники и художествен образы, в которых благодаря богатому содержанию, насыщенности языковыми средствами выразительности ч-з традиции, обряды сконцентрирован опыт человечества.

В основе содержания интегрированного курса лежат следующие принципы:

> отбор художественного материала по различным видам народн иск-ва, обусловленный возрастными особенностями и возможностями уч-ся;

> интеграция предметов эстетического цикла, в основе изучения которых лежит народ. культура с различными направлениями учебно-воспитательной р-ы и видами художественной деятельности (живое слово, цвет, форма, звук, движение);

> активное включение уч-ся в изучение различных сторон народной традицион культуры, соединение их в едином худо­жественном событии-праздниках и посиделках, обычаях и обрядах, способствующих развитию и проявлению творческих способностей учащихся;

> учет и рассмотрение региональных особенностей, привычного детям природного окружения, национальных и народных художественных традиций, изучение истории родного края с его достопримечательностями, органично вливающимися в историю и традиции страны, в национальные и общечеловечес достижения искусства и культуры.

Программа под ред Т.Я. ШПИКАЛОВОЙ «Изо иск-во и основы народ дпи» В усл возрастания социаль роли личности как носителя националь традиций художествен культуры при ограничен времени на изучение иск-в в шк важнейш задачей становится повышение эффективности художественн образ-я. Данная програм решает эту актуальн задачу,соединив в интеграционном курсе такие дисциплины, как изо иск-во и худож труд, искусство слова и пения (музыки). Програм обеспеч развитие у детей эмоционально-эстетическ отнош-я к традицион националь культуре в процессе комплексного преподавания искусства с целью формирования эстетических знаний, пробуждения эстетической восприимчивости и закрепления их в творческом опыте учащихся. Осуществляя комплексное преподавание в процессе реализации курса наст программы, удается выявить художественно-образную систему разных типов художественного тв-ва: изобраз и народного иск-в, музыкально-поэтического фольклора, обрядово-календарных праздников. Это позволяет по-новому раскрыть связи иск-ва с др учебными дисциплинами, причем основным системообразующим компонентом выступает народн иск-во. Такой подход дает возможность строить образование с учетом многовекового культурного наследия русского народа, реализовать связь времен, не нарушать целостность художественного развития музыкальн и устного фольклора, народного и дпи, древнерус жив-и и древнерус лит-ры, по-иному оценивать вклад культуры народов России в общечеловечес культуру. Народ иск-во рассматр-ся как часть материальной и ду ховной культуры общ-а. Учеб курс, раскрывая понятие красоты и националь своеобразия предметного мира, особенности восприятия и отражения окружающей действительности, опирается на искусствоведчес концепцию художеств образа. Программа направлена на сохранение живого наследия народа, она рассматривает его как часть современ жизни, предмет специального изучения .Цель и задачи: формирование у младших школьников основ целостной эстетической культуры ч-з развитие исторической памяти, развитие их творческих способностей и задатков. Историчес (культур и народн) память с точки зрения дан предмета-это утверждение в сознании и деятельности школьника представления о художествен явлении (вещи, звуке, движении) как об образе-типе, реализованном в традициях локальной школы народного мастерства на региональн или национальным уровне. Образы-типы в народном иск-ве концептуальны: в них как бы материализована народная память, которая проносит через века.Развитие творчески активной личности предполагает воспитание осо­бых качеств индивида как творческого лица, находящегося в определенных связях с коллективным опытом народа. Овладение необходимыми навыками и изучение вещей-типов разн шк народного мастерства должно привести

18. Развитие восприятия и управление вниманием школьников на уроках н уроку.

Внимание- эт сосредоточенность и направленность активности чел-а на что-либо, имеющее то или иное значение для него.Различ 2вид вним-я:непроизвольное и произвольное, т.е непреднамерен и преднамерен. По св происхождению непроиз вним-е ближе всего связано с ориентировочном рефлексом. Ориен рефлекс или «Рефлекс что такое?»,назван И.П.Павловым, возник при каж новом, неожидан раздажении и вызыв движения котор обеспечив наиб полное и отчетлив отображение раздражителя. Так, внезап наступив молчание настораживает, а при полной тишине даже слаб шорох привлекает внимание.Произ вним-е-осознание значения объекта внимания для выполнен дан деятельности, удовлетвор потребностей.Вниманию присущ ряд свойств, важн из них: устойчивость, переключение и распределение.В зависим от того, наскоко отчетливо и ярко выражено у чел-а то или иное св-во, принято говорить об индивид особенностях вним-я.

Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебн процесса. Урок сложный и ответственный этап учебного процесса – от качества отдельных занятий зависит общее качество шк подготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всем мире направлены на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения данного состава уч-ся. Дать хорош урок-дело не простое даже для опытного учителя многое зависит от понимания педагогом требований к современ уроку. Общие требования:

- использование новейших достижений науки и пед-практики; - оптимизация учебного процесса; - связь с ранее изученным материалом; - формирование ЗУН учащихся; - международная связь; - тщательное планирование каждого урока; - эффективное использование пед средств. Каждый урок направлен на достижение триединой целиобучить, воспитать, развить. С учетом этого общего требования к уроку конкретизируется: Дидактические требования: четкое определение образовательных задач каждого урока; оптимизация содержания с учетом соц и личностн потребностей внедрения новейш технологий, творческ подхода к формированию структуры урока; обеспечение оперативной обратной связи; научный расчет и мастерство проведения урока. Воспитательные требования: постановка только тех воспитатель задач, которые вытекают из цели и содержания учебн р-ы качеств аккуратности, усидчивости, ответственности, честности, коллективизма; внимательное и чуткое отношение к учащимся; сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах. Развивающие требования: формирования развития у уч-ся положит-ых мотивов в учебно-познавательной деятел-ти; изучение и учет уровня развития и психолог-их особенностей учащихся; проведения учебных занятий на опережающем уровне стимулирование наставления новых качественных изменений в развитии.

Кроме перечисленных требований выделяются и др. организационные, психолог-ие, управленческие требования оптимального общения учителя с учащимися требования сотрудничества, санитарно-гигиенические, эстетические и др.

Выделяют след типы уроков: 1) комбинированные (смешанные); 2) изуч. нов. знаний; 3) формирования нов. знаний; 4) обобщение и систематизация

нов. знаний; 5) контроля и коррекции знаний, умений; 6) практического применения знаний, умений. Классическ четырех звенная структура урока: 1)подготовка к усвоению нов. знаний; 2)усвоение нов. знаний, умений; 3)их закрепление систематизация; 4)применение на практике. Общие правила организации урока: 1. определить цель и задачи урока; 2. подготовить содержание учебного материала (определить его объем, возрастные особенности); 3. определить логику изложения материала и последовательность решения задач; 4. выбрать наиболее эффективное сочетание методов и средств обучения в соответствие с задачами; 5. обеспечить управление учебно-познавательной деятельности уч-ся, т.е. четкость организации и целостность урока; 6. продумать закрепление изученного мат-ла и д/з.

Методика проведения занятий по рисованию с натуры. Наибольш кол-во часов отводится на рисование с натуры т.к. яв-ся методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в общем развитии ребенка. Еще великие итальянс худож-и указывали, что рисование с натуры яв-ся лучшим методом обучения. Во всех трактатах по изо искусству рисунок с натуры выдвигается на 1 место. Рис-е с натуры учит мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе. При обучении рисованию учитель должен иметь в виду, что целью изучения формы предмета яв-ся не токо знакомство с его внеш формой, но и знакомство с понятиями, выраженными этой формой, что крайне необходимо для усвоения других учебных предметов: матем, физики и т.д. В учебном рисунке процесс познания натуры яв-ся не простым созерцанием, а переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить ее характер. особен-и, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о предмете становятся все более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению. Н-р, ученик, рисуя гипсовый орнамент, видит на выпуклой форме предмета темное пятно,-ему кажется, что там впадина. Однако, подойдя к предмету и потрогав форму пальцем, он убеждается, что там не впадина, а выпуклость. Поэтому в нач классах целесообразно занятия изо искусством строить по 2 направлениям — изучение формы путем зрения (рисование с натуры) и путем осязания (лепка). Ни один учеб предмет не обеспечивает такого активного внимания уч-ся к предмету, к анализу его строения, как рисование с натуры. Приняв за основу, что обучение рисованию с натуры в шк ведет к развитию умственных способностей, необходимо на занятиях приучать детей к правильному суждению о форме предметов на основе научных данных о явлениях перспективы, теории теней, цветоведения, анатомии. Научить детей внимательно рассматривать и анализировать форму предметов легко. Дети часто поражают нас своим внимательным отношением к мелким деталям натуры.

Большое значение рисование с натуры, и особенно перспективное рисование, имеет для развития пространственного мышления и воображения. Всякое графическое выражение мысли основывается на умении зрительно представлять изображаемые предметы. Рисовальщику необходимо ясно представить конструкцию предмета, взаимосвязь его частей, характер формы, положение предмета в пространстве. Развивая у учащихся способность к ясным образным представлениям, рисование с натуры влияет и на развитие памяти. В жизни человека роль образной памяти огромна. Но влияние рисования с натуры не ограничивается только образной памятью, оно сказывается и на других видах памяти: двигательной, эмоциональной и словесно-логической. На основе ясных представлений о предметах, образной памяти у ученика развивается и способность воображения. Во вр рис-я с натуры развивается и абстрактн мышление.. Рисование с натуры в общеобразовательной школе предусматривает не только изображение предметов средствами светотеневого рисунка (рисунок карандашом), но и обучение элементам живописи, куда входит изображение с натуры отдельных предметов, несложных натюрмортов, интерьеров и пейзажей.

Рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая хар-р формы этих предметов, ребенок проявляет интерес к красотам природы, к богатству и разнообразию ее форм и красок. Он видит пропорцион соотношение частей и целого, улавливает ритм и гармонию форм природы, цветовых оттенков. Развивая у детей наблюдательность, чутье, мы тем самым решаем и задачи эстетичес воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: