Новое время

М.Монтень, изучая данную проблему, рассуждает о том, что каждый человек свободен в выборе своей религии, никто не может заставить его соблюдать требования, той религии, к которой он себя не относит. Многообразие религий в нашем обществе, Монтень описывает в следующем высказывании: «Человек не способен создать даже червяка, зато богов создаёт дюжинами.»

http://www.aforizmov.net/xfsearch/mishel-de-monten/

Помимо размышлении о судьбах религий, монтень обращается к важнейшим вопросам человеческого существования.

В своей книге «Размышлять о смерти – размышлять о свободе» Мишель Монтень, говорит о смерти как о некой свободе. Смерть, муки загробной жизни для Монтеня — вовсе не узда, сдерживающая порочные инстинкты человеческой природы и отвращающая ее от роковых соблазнов греха, как учила церковь. Он не верит в эту порочность. Для него смерть — одно из проявлений жизни, такое же естественное, как все другие. Монтень считает, что: «Кто научился умирать, тот разучился быть рабом. Готовность умереть избавляет нас от всякого подчинения и принуждения. И нет в жизни зла для того, кто постиг, что потерять жизнь — не зло». http://www.epwr.ru/quotation/txt_364_16.php

Философские очерки по материалам: Монтень Мишель. Об искусстве жить достойно.//

Http://lib.liim.ru/comments/3_foreign_18/3_foreign_18-02-06.html

Новое время

Определение феномена свободы трактуется философами современной философии, совершенно отлично, от трактовок в эпоху античности, и ренессанса. Французский философ Жан Поль Сартр считает, что свободный выбор — удел каждого человека. Человек, по Сартру, обречен на свободу. Он выбирает неизбежно даже тогда, когда не хочет выбирать. В поведенческом и нравственном выборе, согласно Сартру, участвует не ясное рефлексивное сознание человека, а некие дорефлексивные пласты его внутреннего мира. Человек выбирает не умом, а целостностью своего «я», и выбор его реализуется в поступке. В работе «Экзистенциализм — это гуманизм» Ж.П. Сартр приводит пример некоего молодого человека, который не знает, пойти ли ему защищать родину от оккупантов или остаться с матерью, для которой он — единственная опора. Он колеблется между ценностями прямого служения близкому человеку и ратным трудом для общего дела, о котором неизвестно, принесет ли этот труд пользу. Сартр подчеркивает, что никакая писаная мораль не может дать здесь ответа. Жан Поль Сартр считает, что человек, который не делает ни какого выбора – осознанно совершает выбор не совершая ни каких действий: «Я всегда могу выбрать, но я должен знать, что даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю». http://www.aforizmov.net/xfsearch/zhan-pol-sartr.-ekzistencializm-eto-gumanizm/ Кохановский В., Яковлев В. История философии// http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Kohan/40.php

Т.о. человек все равно делает выбор, сводящися к пассивному отношению к действительности.

Ж.П.Сартр в своей книге «Экзистенциализм — это гуманизм», говорит о том что: «Достоевский как-то писал, что «если бога нет, то все дозволено». Это - исходный пункт экзистенциализма. В самом деле, все дозволено, если бога не существует, а потому человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни вовне. Прежде всего у него нет оправданий. Действительно, если существование предшествует сущности, то ссылкой на раз навсегда данную человеческую природу ничего нельзя объяснить. Иначе говоря, нет детерминизма, человек свободен, человек - это свобода.

С другой стороны, если бога нет, мы не имеем перед собой никаких моральных ценностей или предписаний, которые оправдывали бы наши поступки. Таким образом, ни за собой, ни перед собой - в светлом царстве ценностей - у нас не имеется ни оправданий, ни извинений. Мы одиноки, и нам нет извинений. Это и есть то, что я выражаю словами: человек осужден быть свободным. Осужден, потому что не сам себя создал, и все-таки свободен, потому что, однажды брошенный в мир, отвечает за все, что делает». Сартр Ж.П. Сумерки богов // http://scepsis.net/library/id_545.html

Таким образом, еще с древних времен феномен свободы, осмыслялся великими деятелями, и сохранял свою актуальность на протяжении многих веков. В эпоху античности Сейчас, в современном мире, существуют свои трактовки данного феномена, но не одно из них не является устойчивым, так как данный термин может осмысляться каждым человеком, по-разному.

В выводе проследить трансформацию, которая заявлена в теме. Должна (как маршрут автобуса по остановкам) кратко резюмировать все пункты. Как-то обозначить свою позицию по теме: что полене отражает суть вопроса, что актуальнее сегодня.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: